Глава 3 развитие и совершенствование зрительного восприятия и зрительного анализа, координации в системе «глаз-рука»

Исследователи утверждают, что до 90 % информации воспри­нимается человеком посредством зрения. Если сравнить два из воз­можных способов познания мира — с помощью осязания и зре­ния, то оказывается, что последнее располагает аппаратом, кото­рый приспособлен к тому, чтобы сразу, одномоментно (симультанно) воспринимать простые и хорошо знакомые из предыду­щего опыта предметы. При восприятии же сложных, малознако­мых предметов или целостных ситуаций процесс предваритель­ной зрительной ориентировки в объекте все более приближается к тому последовательному и поэлементному (сукцессивному) опо­знанию, который характерен для осязания (А. Р. Лурия, 1975).

Вот почему важным для ребенка, поступающего в школу и тут же сталкивающегося с огромным количеством новых, незнако­мых прежде предметов и явлений, оказывается высокое развитие зрительного восприятия, зрительной памяти и способности к ана­лизу и синтезу визуально поступающей информации. Эти процессы служат непременным условием деятельности наблюдения, со­поставления и сравнения объектов окружающего мира, формиро­вания о них полных и правильных представлений и понятий.

Тонкость, дифференцированность зрительного восприятия и анализа свойственны далеко не всем первоклассникам. Нередко учитель сталкивается с фрагментарностью, поверхностностью этого процесса, неумением подчинить восприятие поставленной зада­че, отсутствием планомерности, низким уровнем осмысления на­глядно воспринимаемого материала, несформированностью на­выков выделения деталей и признаков объекта и т. д. Одним из следствий этого может быть, например, забывание начертания редко встречающихся букв и смешение их между собой и ц, ф и щ) или смешение близких по оптическим характеристикам букв, что в значительной мере затрудняет начальное обучение и требует оказания соответствующей помощи.

В целях совершенствования зрительного восприятия и анализа, зрительной памяти учитель может использовать следующие виды коррекционно-развивающих заданий.

• Узнавание учениками реальных предметов и их изображений с последующим называнием.

• Узнавание стилизованных изобоажений поелметов (Ъис. 5).

Рис. 5. Догадайтесь, какие товары продаются в каждом из отделов

магазина.

• Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов (рис. 6)

Рис. 6. Какие предметы изображены? Назовите их.

• Узнавание точечных или пунктирных изображений предме­тов, геометрических фигур, букв, цифр (рис. 7).

Рис. 7. Какие предметы изображены? Назовите их.

• Узнавание зашумленных (перечеркнутых) или наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур, бук­венного или цифрового материала (рис. 8).

Рис. 8. Какие буквы и цифры написаны здесь? Назовите их.

• Запоминание последовательности визуально представленно­го ряда с постепенным увеличением числа включенных в него элементов; восстановление деформированного ряда (игры типа «Угадай, чего не стало», «Что изменилось?» и т.д.).

• Нахождение заданной фигуры (буквы, цифры) в ряду других (рис. 9).

Рис. 9. Найдите и зачеркните все многоугольники.

• Поиск отличий в сходных, но не тождественных изображени­ях (рис. 10).

Рис. 10. Найдите семь отличий в этих рисунках.

• Расчленение буквенного или цифрового знака на составляю­щие элементы с последующим анализом.

• Выделение в предметах (их изображениях, геометрическом или буквенно-цифровом материале) сходных деталей и группи­ровка их на этой основе (рис. 11).

Рис. 11. Чем похожи эти буквы?

• Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных ри­сунках, узнавание их по отдельным характерным деталям (рис. 12).

Рис. 12. Какие слова спрятались за ширмой?

• Поиск в предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей (рис. 13).

Рис. 13. Что неправильно нарисовал художник?

• Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков (рис. 14.).

Рис. 14. Какие буквы и цифры написаны неправильно? Зачеркните их.

• Преобразование фигур, букв или цифр.

• Сопоставление букв (цифр), выполненных разными видами печатного и рукописного шрифта (рис. 15).

Рис. 15. Какие буквы написаны? Сколько их?

• Поиск среди предложенных вариантов или зарисовывание по памяти после кратковременной экспозиции геометрических фи­гур, символов, знаков и т. д.

Особое внимание педагогу необходимо обратить на выработ­ку у учеников навыков точной и четкой координации в системе «глаз—рука», которые также нередко оказываются недостаточно сформированными к началу систематического обучения. Эти за­дачи можно решить путем использования специальных заданий, в ходе выполнения которых вырабатывается и закрепляется ком­плекс умений внимательно рассматривать объект (предмет, его изображение, знак, символ, схему и т.д.), выделять составляю­щие его детали и как можно точнее копировать воспринятое (пе­реносить на плоскость листа, воспроизводить в конструктивной поделке).

Умение «вести» руку с помощью глаза с одновременной кор­ректировкой движений вырабатывается успешнее в том случае, если сначала учитель предлагает задания на копирование образ­цов, расположенных близко и непосредственно в поле зрения де­тей, а затем постепенно удаляет и располагает их, например, на классной доске. Находящийся на столе (парте) перед глазами ре­бенка образец облегчает действие зрительного контроля, но со временем становится возможным включение в такую деятельность и механизмов, позволяющих анализировать, запечатлевать зри­тельную информацию и достаточно продолжительное время удер­живать ее в памяти, все реже обращаясь к наглядному образцу и осуществляя корректирование действий с большей опорой на кинестетический контроль.

Таким образом, любые виды заданий на точное графическое воспроизведение предложенных объектов (рисунков, узоров, схем, знаков или символов), конструирование по заданному образцу (рис. 16—18), включенные в программу коррекционно-развивающей работы, будут очень полезны для учащихся и позволят сфор­мировать координированность в деятельности зрительного и дви­гательного анализаторов, столь важную при овладении навыками письма.

Рис. 16. Рассмотрите внимательно фигуры. Перерисуйте их в тетрадь.

Рис. 17. Продолжите в тетради узоры по образцу.

Рис. 18. Выложите из цветных палочек точно такой же узор (кр — красный цвет, с — синий, з — зеленый, ж — желтый).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: