Феномены восприятия. Основные свойства перцептивного образа

Общее определение восприятия.

Восприятие – это процесс порождения чувственных образов, возникающих при условии воздействия внешнего мира на органы чувств.

Достоинства этого определения:

 Восприятие – это процесс

 Указывается продукт – чувственный образ

 Основное условие восприятия – наличие внешнего воздействия

Главный недостаток: это определение чересчур общё и расплывчато (до конца не понятно, что такое чувственный образ, воздействие и т.д.). См. ниже.

Феномены восприятия. Основные свойства перцептивного образа.

ФЕНОМЕНЫ ВОСПРИЯТИЯ (по Оллпорту):

1). Сенсорное качество. Специфика ощущений зависит от устройства органа чувств. Свойства сенсорных качеств (по Титченеру):

 Интенсивность

 Протяженность во времени

 Протяженность в пространстве

2). Конфигурация. Мы воспринимаем некую целостную структуру как фигуру на фоне. Свойства, отличающие восприятие фигуры и фона:

 Фигура – субстанция, объект; фон – нечто аморфное, субстрат.

 Фигура воспринимается выступающей перед фоном.

 Контур воспринимается как граница фигуры, хотя на самом деле – граница у них общая.

 Фигура воспринимается локализованной в пространстве.

3). Константность – это свойство перцептивного образа сохранять относительное постоянство своих характеристик при изменении условий восприятия. Пр.: какой палец длиннее? (по Леонтьеву)

4). Системы отсчета (субъективные шкалы). Человек способен непосредственно количественно оценивать свои ощущения. Пр.: показывают несколько дисков, различных по яркости; задача – определить какой из них яркий, какой тусклый, какой средний. Хотя эталона для оценки нет, человек может построить субъективное мнение о яркости.

5). Предметность. Аспекты:

 Наши образы реально соотносятся с реально существующими предметами.

 Наши образы реально соотносятся со значениями (значение – это опыт в отношении этого объекта), присущим данным предметам.

6). Установка. Избирательность и пристрастность. Примеры: 1. Потеряли дорогую брошь, теперь ищем (избирательность). 2. Плита на кладбище – призрак! 3. Тест Роршаха. 4. Влияние установки в эксперименте «жена или тёща» и «пират и кролик» (по Липеру). 5. Влияние установочной инструкции на восприятие слов (одна группа воспринимает бессмысленные слова как названия птиц, другая – как транспорт).


Понятие об ощущении, основные их свойства. Классификации ощущений и рецепторов. Различные представления.

I. Ощущение.

Лекции: Ощущение – непосредственная данность (как феномен) человеку/животному свойств материальной действительности, воздействующих на органы чувств. (Горькое, яркое, давление…).

Вундт, Титченер: ощущения рассматриваются как кирпичики восприятия, как конечный продукт анализа интроспекции. Ощущения – элементарные образы, т.е. образы элементарных стимулов.

Свойства ощущений, по Титченеру:

 Качество (модальность)

 Интенсивность

 Протяжённость

 Длительность

II. Классификации ощущений.

По модальности: (зрительные, слуховые, тактильные). Кроме того, выделяются и субмодальные ощущения, такие как ощущения цвета, пространства и т.д.

По Шеррингтону (анатомическая классификация): - экстерорецептивные: возникают при воздействии внешних раздражителей на внешние рецепторы поверхности тела, их условно делят на:

А)Дистальные – запах, слух, обоняние

Б)Контактные – вкус, тактильная чувствительность

Проприорецептивные (кинестетические): в мышцах (реакция на удлинение, напряжение), сухожилиях, суставных сумках, в вестибулярном аппарате (отолитовый аппарат, круговые каналы)

Интероцептивные: возникают во внутренних органах, регулируют процессы обмена и гомеостаза. Чувство голода, болевые ощущения: “бок болит”.

По Хэду (генетическая классификация): - более древняя - протопатическая система (эмоциональная окраска ощущения); более молодая - эпикритическая система (рациональная окраска ощущения). Эпикритическая система тормозит протопатическую. Ощущения возникают в филогенезе на базе элементарных раздражителей как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, при таком раскладе ощущение отражает объективную связь между биотическими и абиотическими факторами среды. Ощущения входят в целостный процесс развития, образуя чувственную ткань сознания.

Классификация рецепторов:

ЭКСТЕРОРЕЦЕПТОРЫ. Воспринимают сигналы внешней среды. В большинстве своем мономодальные. К ним относят:

 Фоторецепторы (сетчатка глаза)

 Фонорецепторы (кортиев орган)

 Вкусовые рецепторы (язык)

 Обонятельные рецепторы (нос)

Тактильные

 Температурные кожа и слизистые оболочки

 Болевые

ИНТЕРОРЕЦЕПТОРЫ предназначены для детекции сигналов внутренней среды и представляют собой различные хемо-, механо-, термо- и вестибулорецепторы, а также ноцицепторы внутренних органов.

Разновидность интерорецепторов являются проприорецепторы – мышечные веретена, сухожильные и суставные рецепторы, т.е. рецепторы опорно-двигательного аппарата. Мультимодальные.

Разница в порогах восприятия у мономодальных выше, чем у полимодальных рецепторов.

Адаптация рецептора – уменьшение активности рецептора при продолжительном воздействии на него раздражителя.

Эволюционная классификация сенсорных процессов (по Хэду):

  • Эпикритическая чувствительность. Экстерорецепция. Позволяет точно локализовать объект в пространстве; дает объективные сведения о явлении.
  • Протопатическая чувствительность. Интерорецепция. На дает точной локализации ни во внешнем пространстве, ни в пространстве тела. Их характеризует постоянная аффективная окрашенность, они отражают скорее субъективные ощущения, чем объективные процессы (после перерезки нерва: или очень приятно или очень больно, но через пол года все восстанавливается).

Интермодальные ощущения и синестезии.

Вибрация. Очень низкие тона воспринимаются нами в виде вибрационных ощущений. Это достигается не с помощью слуха (глухие тоже воспринимают вибрацию), а с помощью кожно-мышечной системы (раздражение передается костям и распространяется на возможно большую часть тела).

Неспецифическая световая чувствительность. Эксперимент Леонтьева с красным и зеленым светом.

Синестезия – процесс возникновения ощущения определенной модальности при воздействии раздражителя совершенно другой модальности. Эксперимент: гармония цвета (серый), звука (220 Гц) и запаха (бензол). Биохимическая теория возникновения синестезий; док-ва: влияние наркотиков мескалина и ЛСД на появление синестезий.

III. Стимул.

Стимул есть "толчок", воздействие внешней среды на наши органы чувств. По Гибсону основная характеристика стимула - его структура. Стимул - это код, благодаря которому внешний мир сообщает о своих свойствах.

Для зрения принято различать дистальный и проксимальный стимулы. В классической теории (не-гибсон) считается, что глазу доступен лишь световой поток, отражённый от дистального стимула, а собственно стимул – это какие-либо параметры или структура потока, которые называются проксимальным стимулом.


Виды образных явлений. Специфика перцептивного образа в ряду других видов образов.

Логвиненко: «Осознанный образ восприятия – эта та психическая реальность, которую мы без труда находим в своем сознании с помощью самонаблюдения. Одной из важнейших характеристик образа восприятия является его предметность». Предметность:

1) Реальность (человек убежден в объективном существовании предмета восприятия)

2) Объективированность (человек переживает образ вынесенный во вне)

3) Означенность (когда нет означенности – предметная агнозия)

4) Константность

5) Полимодальность

Виды образов:

ФОСФЕН. Син. фотизмы. Хаотические световые ощущения («искры в глазах»), обычно наблюдаемые в темноте или при закрытых глазах; имеют разнообразную текстуру – от нескольких светящихся точек до сложных узоров, меняющихся во времени. Могут вызываться электрической стимуляцией участков кожи около глазницы или различных отделов зрительного анализатора, а так же механическим воздействием на глаз.

ПОСЛЕОБРАЗ. Син. последовательный образ. Следовое непроизвольное «восприятие» кажущегося объекта, который незадолго до этого рассматривался при строго неподвижном взгляде.

ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ. Отчетливое, полное и детальное зрительное представление объекта (сцены); отличается от послеобраза независимостью от движений глаз и большей стабильностью сенсорных характеристик. Эйдетизм характерен для части детей; у взрослых встречается редко.

ФАНТОМ. Фантом ампутированной конечности. Фантом – продолжающиеся действие ранее сформированной схемы тела (по Симмел), это означает, что могут возникать фантомы только освоенных конечностей. Начиная с 9 лет ампутация всегда ведет к фантому.

СИНЕСТЕЗИЯ. См. выше. Сенестопатии («кажется, что отваливается голова»).

ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ. Ложное восприятие реально отсутствующего объекта (сцены), субъективно не отличаемое от образа восприятия; возникает спонтанно, как правило:

o При психических заболеваниях (напр., шизофрения, delirium tremens). Можно спровоцировать: читает с чистого листа (симптом Рейхардта), говорит по выключенному телефону (симптом Ашаффенбурга).

o В стрессовых ситуациях

o Во время длительной сенсорной изоляции

ПСЕВДОГАЛЛЮЦИНАЦИЯ. Все тоже, что при галлюцинациях, но образы воспринимаются не как предметы, а именно как «образы предметов», т.е. воспринимаются субъективно.

Необходимо заметить, что во всех этих образах нет реального стимула, дистального то есть. Главное и принципиальное отличие перцептивного образа – в том, что только в перцептивном образе есть реальный объект, т.е. чувственная основа. Во всех вышеперечисленных чувственной основы нет.


Структуралистская теория восприятия.

I. Тип теории.

Объектно-ориентированный подход к восприятию.

II. Характеристика теории.

Автор: Э. Титченер.

Главный метод – аналитическая интроспекция для изучения элементарных ощущений естественных условиях.

Образ восприятия – результат процесса суммации отдельных элементов. Структуралисты считали, что воспринимаемые нами вещи при аналитической интроспекции оказываются структурами элементарных ощущений: ощущения – единицы, кирпичики восприятия, и чтобы понять механизмы восприятия, нужно выделить и понять кирпичики. Воспринимаемые объекты и явления – это комбинации элементарных ощущений. В разных типах модальностей свои типы кирпичиков. Строили свою теорию по образу и подобию химии.

Элемент – это то, что не может быть разложимо на части. Элементы:

 Ощущения (когда раздражают один рецептор)

 Следы ощущений (образы памяти – имеют меньшую яркость)

Пример: Если 2 ощущения повторялись совместно много раз и если затем возникает одно ощущение (или образ памяти), то сразу же появляется образ памяти другого ощущения. (Телевизор с выключ. звуком).

Суммация – процесс соединения элементов в более сложные образования, он обусловлен мозговыми механизмами. Законы суммации:

1) Для каждого цвета существует дополнительный цвет, при сложении с которым будет белый цвет.

2) Любой цвет можно получить при суммации трёх основных: красного, зеленого и синего.

Структуралистская теория восприятия пространства: отрицались физиологические механизмы восприятия пространства; пространственные впечатления являются не зрительными, а состоят из образов памяти; аналитическая интроспекция показывает, что все зрительные ощущения являются двумерными.

Элементы, из которых состоят пространственные впечатления:

o Кинестетические: мышечные ощущения от аккомодации (хрусталик должен сократиться и расслабиться, чтобы сфокусировать изображение точно на сетчатке, причем степень этого сокращения или расслабления точно соответствует расстоянию) и конвергенции

o Следы памяти от ощущений, связанных с приближением к объекту, с аккомодацией и конвергенцией

o “Чистые” зрительные ощущения.

Ошибки интроспективного структурализма

 Гипотеза суммации: восприятие как процесс суммации

Аналитическая интроспекция (вообще плохо, а в частности – структуралисты считали, что ощущения у всех одинаковые и исключали из эксперимента психически больных, детей и животных).

Resume

I. Какие феномены восприятия реально объясняет данная теория восприятия? Ответ: феномены: сенсорное качество, конфигурация, константность.

II. Что собой представляет воздействие внешней среды на органы чувств? Ответ: совокупность отдельных видов физической энергии.

III. Как авторы представляют механизм восприятия? В. – процесс суммации ощущений и образов памяти по законам ЦНС.


Гештальттеория восприятия.

I. Тип теории.

Объектно-ориентированная (см. выше).

II. Характеристика теории.

Авторы: М. Вертгаймер, К. Коффка, В. Келер.

Образ – целостная структура, являющаяся результатом динамичной перцептивной организации элементов, находящихся в поле восприятия.

Целостная структура – фигура на фоне.

Элементы. Син.: компоненты, фрагменты, части.

Динамичная – силовая, силовое взаимодействие.

Ощущений не существует; есть только целостные образования, подчинённые принципу «сумма не есть целое». Рассматривается не суммация, а процесс динамической перцептивной организации элементов, находящихся в поле восприятия, в целостный образ. Элементы динамически взаимодействуют, формируя качественно новые образования.

Гештальтисты ввели гипотетический конструкт: зрительное поле. Кёлер: перцептивные процессы ведут себя подобно токам в электролитах. Пытаются построить теорию по образу физики; как и физики начала ХХ века, ввели понятие поля. Зрительное поле – распределение токов в коре головного мозга. Сходные процессы в зрительном поле привлекают друг друга – это связывающие силы в зрительном поле, имеющие векторную природу.

Проблему врождённости восприятия гештальтисты рассматривали так: определённые аспекты перцептивной организации врождены, определённые приходят с опытом.

Законы перцептивной организации. По сути дела – это феномены.

  1. Близость. Чем ближе (при прочих равных условиях) объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостное образы. Пр.:
 
 
  1. Сходство. Чем больше единые и целостные образы, тем с большей вероятностью они организуются. Пр.: есть большой квадрат, состоящий из множества маленьких квадратов, если на него посмотреть, то будет восприниматься крест, хотя этот крест состоит из однородных элементов.
  2. Продолжение («фактор хорошего продолжения»). Чем в большей степени одни элементы в зрительном поле являются продолжением других, тем с большей вероятностью они образуют фигуру. Фактор продолжения работает в противовес близости, способствуя группировке менее близких линий! Пр.:
 
 
  1. «Фактор общей судьбы». Объединение в 1 гештальт, напр. 3 движущихся в одном направлении точек среди множества других, движущихся в разных направлениях.

5. Замкнутость. Наблюдатели завершали фигуру при её кратковременном предъявлении.

 
 

В основе принципов группировки лежит более общий закон перцептивного поля – закон прегнантности, т.е. тенденция этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и «экономной» конфигурации («хорошей формы»).

Перцептивные силы. Сходные процессы в зрительном поле привлекают друг друга. Это взаимопривлечение сходных процессов составляет основу связывающих сил в зрительном поле. Но есть и сдерживающие силы, которые препятствуют сливанию элементов.

Законы перцептивных сил:

I. Чем больше качественное сходство между процессами в зрительном поле, тем сильнее связывающие силы между ними. Пр.: крест из красных букв на странице с черными буквами воспринимается как связное целое.

II. Чем больше сходство процессов по интенсивности, тем больше связывающие их силы. Пр.: эффект Либмана (голубая фигура на сером фоне воспринимается неясно).

III. Чем меньше расстояние между сходными процессами, тем больше связывающие их силы.

IV. Чем меньше временной интервал между сходными процессами, тем сильнее связывающие их силы.

Принцип изоморфизма. Этот принцип чисто теоретический. Изоморфизм – подобие, подобие тем событиям, которые можно наблюдать субъективно и тем событиям, которые могут происходить в ЦНС. Син. Тройной параллелизм, т.к. сравниваются события в физическом, физиологическом и феноменологическом полях.

Resume

I. Какие феномены восприятия реально объясняет данная теория восприятия? Ответ: конфигурация.

II. Что собой представляет воздействие внешней среды на органы чувств? Ответ: сложное целостное воздействие.

III. Как авторы представляют механизм восприятия? Процесс В.: феномены перцептивной организации, перцептивные силы, изоморфизм.


Экологическая теория восприятия Гибсона.

I. Тип теории.

Объектно-ориентированная (см. выше).

II. Характеристика теории.

Автор: Джеймс Гибсон.

Эта теория стоит в оппозиции всем теориям восприятия! Многие теории восприятия были разработаны в лабораторных условиях. Гибсон говорит, что не надо изучать стерильные лабораторные феномены (экологичность).

Проксимальный стимул – непосредственное воздействие. Стимул – толчок, приводящий к возбуждению рецепторов. По этому поводу Гибсон говорит: «НЕТ!!!». Стимул – структурная хар-ка физического воздействия.

Понятие объемлющего оптического строя и инвариантных структур светового потока. Окружающий мир отражает свет – свет приобретает структуру окружающего мира. Крупные объекты состоят из более мелких, а эти более мелкие, из еще более мелких и т.д. Это важный экологический закон – принцип встроенности (как матрешка) Структура – совокупность встроенных друг в друга телесных углов, образованных гранями объектов. Структурированный свет создает объемлющий оптический строй. Объемлющий, т.к. в любую точку наблюдения сходятся потоки структурированного света.

В структуре светового потока есть инварианты (связанные с объективными свойствами мира). Феномены восприятия определяются инвариантной структурой светового потока.

Гибсон отвергает двойственную природу восприятия. Значения воспринимаются непосредственно – они заданы в инвариантах светового потока.

Теория возможностей. Вся информация о возможностях, необходимых для жизни в данной экологической нише, задана в инвариантах светового потока. Пр.: в структуре светового потока в ситуации зрительного обрыва содержится информация о возможности упасть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: