Цели и алгоритм диагностики маркетинга

А. Файоль отмечал: «Процветание промышленного предприятия часто зависит в такой же мере от коммерческой функции, как и от технической, если продукт не имеет сбыта - крах неизбежен. Уметь покупать и продавать так же важно, как уметь производить» (97, с. 10). Сегодня эти слова приобретают еще большую значимость и актуальность.

Современное предприятие может выжить и развиваться в свободной и рыночной экономике, только если оно способно постоянно отвечать требованиям рынка. Соответствие требованиям рынка, иными словами, различным категориям потребителей, предполагает поддержание эффективности функционирования как предприятия в целом, так и различных его функций, в частности, отдела маркетинга (или коммерческого отдела). Отдел маркетинга должен правильно определить потребности и желания клиентов, их реальные вкусы и запросы, чтобы затем оказать влияние на производственную функцию, которая должна будет производить наиболее лучше адаптированные продукты и услуги, отвечающие запросам потребителей.

Концепция, при которой принимаются во внимание потребности покупателей, появилась только к шестидесятым годам нашего столетия в развитых странах Европы, Америки и Азии под англосаксонским названием «маркетинг». Россию это новшество затронуло только в начале девяностых годов нашего столетия после перехода к свободной и рыночной экономике.

До шестидесятых годов на Западе и до девяностых годов нашего столетия в России преобладала концепция, предполагающая, прежде всего, необходимость производства, так как тогда спрос превышал предложение в связи с недостаточной развитостью промышленного потенциала этих стран. В середине этого столетия в развитых странах было введено понятие «продаж» и появилось осознание необходимости определенного действия (или толчка), чтобы продать (или «продвинуть») товары. К этому времени предложение стало уже опережать спрос. У потребителя (или покупателя) появилась реальная возможность выбора. Поэтому важность маркетинга (или коммерческой функции) постепенно стала возрастать в зависимости от экономического потенциала и развития рыночных отношений, уровня развития той или иной страны и отрасли деятельности, где маркетинговая политика проявляется по-разному, опять же, в зависимости, например, от того, выпускается ли продукция массового потребления, или это производство промышленного оборудования, строительно-монтажные работы, оказание услуг и т.п.

Таким образом, целью диагностики маркетинга является подтверждение того, что содержание этой функции отвечает (или не отвечает) уровню существующих знаний, техник и методов маркетинга, то есть современному уровню творчества в данной области, и что продукты, производимые предприятием, конкурентоспособны вследствие правильного использования этих методов и техник продаж.

Схема проведения диагностики маркетинга представлена ниже на рис. 6.1, а информационная база – в табл. 6.1.

Рис. 6.1. Схема проведения диагностики маркетинга

Исследуем информационную базу, необходимую для ее осуществления. При этом, следует выделять информацию для так называемых «внутреннего» и «внешнего» анализа данной функции.

Таблица 6.1

Источники информации, необходимые для проведения

диагностики маркетинга

Элементы Вид информации Источники
А. Внутренний анализ
1. Результаты Динамика оборота. Распределение продаж между видами продукции, работ, услуг. Доля рынка. Конкурентная позиция Коммерческая статистика. Бухгалтерская документация. Отраслевой анализ. Опрос клиентов
2. Проводимая политика Виды продукции. Цена. Каналы распространения. Продвижение товаров Каталоги. Расценки, ценники. Опрос менеджеров, ответственных за распространение продукции, работ и услуг. Маркетинговый план
3. Средства и организация Материальные средства. Нематериальные ресурсы. Структура отдела маркетинга Инвентаризация. Опросы (интервью). Схема управления предприятием
4. Методы управления Планирование. Информационная система. Методы контроля Планы (или бюджеты). Внутренние инструкции. Опрос экспертов
5. Текущая деятельность Внутренние проблемы, препятствия, дисфункции Внутренняя документация и переписка. Служебные инструкции Интервью
Б. Внешний анализ
1. Состояние рынка Тенденции и динамикаю Издержки покупателей Государственная статистикаю Опросы и анкетированиею Базы данных отдела маркетинга, ассоциаций и т.п.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: