Тема: «Исследование статически неопределимой балки»
I. Цель работы. Подтвердить возможность теоретических расчетов статиче-
ски неопределимых балок с применением уравнений перемещений, т.е. сравнить результаты опытного определения момента защемления балки с теоре-
тическим. На основании опытных данных установить пропорциональную зависимость деформаций балки от нагрузки.
II, Содержание работы. Статически неопределимые балки находят в инже-нерной практике широкое применение, поскольку являются более экономичными, позволяющими воспринимать большие нагрузки, перекрывать большие пролеты. Такие балки получаются путем введения дополнительных опорных закреплений. В этих случаях число опорных реакций превышает число возможных уравнений статики. Это приводит к составлению дополнительных уравнений, связанных с рассмотрением деформаций в балках. Дополнительные уравнения представляют собой обобщенные уравнения перемещений и могут быть решены различными способами.
|
|
Для проведения исследования по данной работе используется настольная установка (рис. 11.1), которая представляет собой балку (1) изготовленную из полосовой стали прямоугольного поперечного сечения. Балка опирается на две стойки-опоры (2) А и (7) В. Стойка А - неподвижна, стойку В можно перемещать вдоль станины (11). На поверхности балки (1) имеется сантиметровая разметка от опоры А до опоры В, что позволяет задавать положение подвесок (9) и (10). К шарниру опоры А кроме балки жестко кренится консоль Г - образной формы. Горизонтальная часть консоли выполнена в виде рейки с миллиметровой разметкой от опоры А в сторону свободного конца.
При загружении подвесок (9), (10) заданной нагрузкой балка прогибается, все поперечные сечения (включая и опорные) поворачиваются. Совместно с опорным сечением А поворачивается консоль (3) на угол θА (см. рис. 11.2). Отклонение фиксируется индикатором (8). Возвращение консоли в первоначальное положение с целью исключения поворота опорного сечения А (имитация защемления) производится с помощью грузов (5) и (6). Зная величину и положение этих грузов, можно определить опорный момент.
Рис. 11.1. Схема установки.
1- балка,
2, 7 - стойки - опоры,
3 - вертикальная часть консоли,
4 - горизонтальная часть консоли,
5, 9, 10 - сменные грузы,
6 - подвижный груз (Fo = 9,6 Н),
8 -индикатор,
11 - станина.
Рис. 11.2.
а) теоретическое определение опорного момента.
Расчетная схема балки имеет вид:
Рис. 11.3.
Для определения реакции МА и RA составим систему двух уравнений:
(11.1)
(11.2)
Уравнение (11.1) представляет собой статическое уравнение, а уравнение (11.2) - геометрическое.
|
|
Исключая реакцию ra, приходим к следующему выражению для опорного момента
(11.3)
Задаваясь значениями сил F1 и F2, а также выбрав величины а, b, с, определяем опорный момент,