Недостатки ранее действующей бюджетной классификации:
· классификация операций;
· отсутствие согласования потоков и запасов;
· отсутствие интеграции с планом счетов;
· единая практически полностью устанавливаемая на федеральном уровне;
· громоздкая наряду с отсутствием важной детализации и группировок;
· несоответствие международным стандартам;
· отсутствие программ целевой классификации;
Противоречия в правовом статусе бюджетных учреждений:
Формальный статус | Реальный статус |
Субсидиальная ответственность | Слабая возможность контроля над обязательствами |
Равный правовой статус бюджетных учреждений | Реальный различный финансово-экономический статус |
Бесплатность и общедоступность | Реальная платность и избирательная доступность |
Сметное финансирование | Внебюджетный доход |
Ограниченность формальных полномочий | Неограниченность неформальных полномочий |
В бюджетном послании президента было указано на необходимость использования метода оценки рациональности бюджетных расходов и внедрение оценки результативности затрат бюджетных средств. В этом же бюджетном послании были определены задачи реформы бюджетной системы:
|
|
1. интеграция бюджетного учета с бюджетной классификацией;
2. объединение учета исполнения бюджета и учета бюджетных организаций;
3. использования метода начисления при ведении бухгалтерского учета.
Различия между кассовым методом и методом начисления.
Кассовый метод – это признание операции в момент получения или выплаты денежных средств (используется органами казначейства и финансовыми органами). Метод начисления – признание операции в момент возникновения либо изменения экономической стоимости активов или обязательств. По методу начисления независимо от движения денежных средств все хозяйственные операции подлежат отражению в учете в том периоде, в котором они совершены.
Кассовый метод:
ДОХОДЫ – денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления
РАСХОДЫ – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства
Метод начисления:
ДОХОДЫ – операции, увеличивающие чистую стоимость активов
РАСХОДЫ – операции, уменьшающие чистую стоимость активов
Потоки – денежное выражение экономических событий, которые происходят в течение отчетного периода. Запасы – имеющиеся в распоряжении бюджетных учреждений на определенный момент времени активы и обязательства, а также чистая стоимость активов, равная разнице между совокупными активами и совокупными обязательствами.
|
|
Новая инструкция по бюджетному учету применяется: получателями бюджетных средств; распорядителями бюджетных средств; органами, осуществляющими кассовое обслуживание бюджета (казначейство); органы, организующие исполнение бюджета (это финансовые органы, соответствующих бюджетов). По новой инструкции определяется финансовый результат деятельности бюджетного учреждения за календарный год, и он определяется как разница между совокупными активами и совокупными обязательствами сектора государственного управления.
При реформировании бюджетного процесса вся экономика страны разделилась на сектора: сектор нефинансовых корпораций, сектор финансовых корпораций, сектор
домохозяйств, сектор некоммерческих организаций, обслуживание домохозяйств, сектор государственного управления – это структуры, выполняющие функции органов государственного управления. Все эти сектора являются субъектами учета. Разработанный план счетов применяется в секторе государственного управления. Для учета по методу начисления применяются следующие объекты учета: нефинансовые активы; финансовые активы; обязательства; доходы и расходы; финансовый результат, т.е. чистая стоимость активов; учет санкционирования расходов.
Баланс
Активы | Пассивы |
I нефинансовые активы | III обязательства |
II финансовые активы | IV чистая стоимость активов (финансовый результат) |
∑ | ∑ |
Текущие доходы приводят к увеличению чистой стоимости.
В текущие доходы не включаются поступления от реализации нефинансовых и финансовых активов, в связи с тем, что подобные операции связаны лишь с видоизменением активов из нефинансовых (основные средства) они переходят в финансовые (средства на счете). При этом общая стоимость активов не меняется, не меняется и результат.
Объектом учета на счете доходов будет являться лишь результат реализации активов, выраженный в разнице между балансовой стоимостью реализованных активов, расходы на реализацию и ценой реализации (рыночной ценой).
Аналогично текущие расходы уменьшают результат, т.е. чистую стоимость активов в процессе операции. К текущим расходам не будут относиться ни приобретение основных средств, ни операции по созданию активов, ни операции с бюджетными кредитами и ссудами, т.е. они не оказывают влияния на результат финансовой деятельности.
Таким образом, на счетах доходов и расходов можно видеть результат деятельности сектора государственного управления, а текущие доходы и текущие расходы являются экономическими потоками, оказывающими прямое воздействие на изменение результата.
Результаты операций по методу начислений:
1. начисления налоговых доходов, следовательно увеличение чистой стоимости активов;
2. поступления средств от продажи товарно-материальных запасов (чистая стоимость активов не увеличивается);
3. приобретение товарно-материальных ценностей (чистая стоимость активов не меняется).
2 и 3 операции определяются как выбытие (поступление) денежных средств и увеличение или уменьшение стоимости материальных запасов.
4. начисление расходов по оплате электроэнергии (уменьшение чистой стоимости активов);
5. строительство зданий (чистая стоимость активов не уменьшается).
Если в учреждении открыт счет в органах, обеспечивающих кассовое обслуживание исполнения бюджета, происходит увеличение обязательств в виде расчетов по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов (финансовые органы) по приобретению материальных запасов и увеличению стоимости нефинансовых активов без изменения чистой стоимости активов.
Результаты реформирования бюджетного учета:
1. разработан единый план счетов для всего сектора государственного управления;
|
|
2. в номере счета интегрирована ведомственно-функциональная и экономическая классификация, вследствие чего номер счета увеличился до 26 знаков;
3. счета нового плана только активные или только пассивные;
4. введены понятия «текущие доходы, расходы, «результат финансовой деятельности» и «администратор доходов»;
5. учет ведется по методу начисления, введено понятие кассового поступления и кассового выбытия;
6. вместо мемориальных ордеров используются журналы операций;
7. счета по расчетам с поставщиками и подрядчиками разделены на счета по учету дебиторской и кредиторской задолженности;
8. к основным средствам теперь относят материальные объекты независимо от стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев;
9. вместо износа на основные средства теперь начисляется амортизация.
Структура нового плана счетов
Номер счета Плана счетов состоит из двадцати шести разрядов
1–17 разряды – код экономической классификации по доходам, функциональная классификация расходов и классификация источников внутреннего финансирования;
18 разряд – код вида деятельности
19–21 – код синтетического счета бюджетного учета;
22–23 – код аналитического счета бюджетного учета;
24–26 – коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).
Разряды 18-26 образуют код счета бюджетного учета
Для того, чтобы сформировать счет необходимо определить какая будет операция: доходы или расходы. От этого зависит первые 17 знаков счета;
007 0106 001 0000 005 1 104 04 000 – счет «амортизация машин и оборудования»
План счетов состоит из пяти разделов, охватывающий все объекты бюджетного учета:
Раздел 1. Нефинансовые активы.
Раздел 2. Финансовые активы.
Раздел 3. Обязательства.
Раздел 4. Финансовый результат.
Раздел 5. Санкционирование расходов бюджета
При возникновении потоков возникают следующие операции сектора государственного управления:
100 – доходы, в том числе:
110 – налоговые доходы;
120 – доходы от собственности (аренда);
130 – доходы от оказания платных услуг;
|
|
150 – безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов;
151 – поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ;
170 – доходы от операций с активами, в том числе:
172 – доходы от реализации активов;
180 – прочие доходы;
200 – расходы, в том числе
210- оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда
220 – приобретение услуг
230- обслуживание долговых обязательств
240 – безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям
250- безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам
260 – социальное обеспечение
270 –амортизация основных средств и нематериальных активов
272- расходование материальных запасов
290- прочие расходы
300 – поступления нефинансовых активов; в т.ч.
310 – увеличение стоимости основных средств;
340 – увеличение стоимости материальных запасов;
400 – выбытие нефинансовых активов; в т.ч.
410 – уменьшение стоимости основных средств;
440 – уменьшение стоимости материальных запасов;
500 – поступление финансовых активов; в т.ч.
510 – поступление на счета бюджетов;
560 – увеличение прочей дебиторской задолженности;
600 – выбытие финансовых активов; в т.ч.
610 – выбытие со счетов бюджета;
660 – уменьшение прочей дебиторской задолженности;
700 – увеличение обязательств; в т.ч.
730 – увеличение прочей кредиторской задолженности;
800 – уменьшение обязательств; в т.ч.
830 – уменьшение прочей кредиторской задолженности;
007 08 0201 0001 0000 2 201 04 000 - счет «касса»
1 2 3
1 – источник финансирования (предпринимательская деятельность)
2 – синтетический счет
3 – аналитический счет;
4 – КОСГУ
Синтетические счета предназначены для укрупненной и обобщенной группировки объекта учета.
Аналитические счета – предназначены для конкретизации и детального учета синтетических счетов.