Т 2 ефРеформирование бюджетной системы и реорганизация системы бухгалтерского учета в бюджетной сфере

Недостатки ранее действующей бюджетной классификации:

· классификация операций;

· отсутствие согласования потоков и запасов;

· отсутствие интеграции с планом счетов;

· единая практически полностью устанавливаемая на федеральном уровне;

· громоздкая наряду с отсутствием важной детализации и группировок;

· несоответствие международным стандартам;

· отсутствие программ целевой классификации;

Противоречия в правовом статусе бюджетных учреждений:

Формальный статус Реальный статус
Субсидиальная ответственность Слабая возможность контроля над обязательствами
Равный правовой статус бюджетных учреждений Реальный различный финансово-экономический статус
Бесплатность и общедоступность Реальная платность и избирательная доступность
Сметное финансирование Внебюджетный доход
Ограниченность формальных полномочий Неограниченность неформальных полномочий

В бюджетном послании президента было указано на необходимость использования метода оценки рациональности бюджетных расходов и внедрение оценки результативности затрат бюджетных средств. В этом же бюджетном послании были определены задачи реформы бюджетной системы:

1. интеграция бюджетного учета с бюджетной классификацией;

2. объединение учета исполнения бюджета и учета бюджетных организаций;

3. использования метода начисления при ведении бухгалтерского учета.

Различия между кассовым методом и методом начисления.

Кассовый метод – это признание операции в момент получения или выплаты денежных средств (используется органами казначейства и финансовыми органами). Метод начисления – признание операции в момент возникновения либо изменения экономической стоимости активов или обязательств. По методу начисления независимо от движения денежных средств все хозяйственные операции подлежат отражению в учете в том периоде, в котором они совершены.

Кассовый метод:

ДОХОДЫ – денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления

РАСХОДЫ – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства

Метод начисления:

ДОХОДЫ – операции, увеличивающие чистую стоимость активов

РАСХОДЫ – операции, уменьшающие чистую стоимость активов

Потоки – денежное выражение экономических событий, которые происходят в течение отчетного периода. Запасы – имеющиеся в распоряжении бюджетных учреждений на определенный момент времени активы и обязательства, а также чистая стоимость активов, равная разнице между совокупными активами и совокупными обязательствами.

Новая инструкция по бюджетному учету применяется: получателями бюджетных средств; распорядителями бюджетных средств; органами, осуществляющими кассовое обслуживание бюджета (казначейство); органы, организующие исполнение бюджета (это финансовые органы, соответствующих бюджетов). По новой инструкции определяется финансовый результат деятельности бюджетного учреждения за календарный год, и он определяется как разница между совокупными активами и совокупными обязательствами сектора государственного управления.

При реформировании бюджетного процесса вся экономика страны разделилась на сектора: сектор нефинансовых корпораций, сектор финансовых корпораций, сектор

домохозяйств, сектор некоммерческих организаций, обслуживание домохозяйств, сектор государственного управления – это структуры, выполняющие функции органов государственного управления. Все эти сектора являются субъектами учета. Разработанный план счетов применяется в секторе государственного управления. Для учета по методу начисления применяются следующие объекты учета: нефинансовые активы; финансовые активы; обязательства; доходы и расходы; финансовый результат, т.е. чистая стоимость активов; учет санкционирования расходов.

Баланс

Активы Пассивы
I нефинансовые активы III обязательства
II финансовые активы IV чистая стоимость активов (финансовый результат)

Текущие доходы приводят к увеличению чистой стоимости.

В текущие доходы не включаются поступления от реализации нефинансовых и финансовых активов, в связи с тем, что подобные операции связаны лишь с видоизменением активов из нефинансовых (основные средства) они переходят в финансовые (средства на счете). При этом общая стоимость активов не меняется, не меняется и результат.

Объектом учета на счете доходов будет являться лишь результат реализации активов, выраженный в разнице между балансовой стоимостью реализованных активов, расходы на реализацию и ценой реализации (рыночной ценой).

Аналогично текущие расходы уменьшают результат, т.е. чистую стоимость активов в процессе операции. К текущим расходам не будут относиться ни приобретение основных средств, ни операции по созданию активов, ни операции с бюджетными кредитами и ссудами, т.е. они не оказывают влияния на результат финансовой деятельности.

Таким образом, на счетах доходов и расходов можно видеть результат деятельности сектора государственного управления, а текущие доходы и текущие расходы являются экономическими потоками, оказывающими прямое воздействие на изменение результата.

Результаты операций по методу начислений:

1. начисления налоговых доходов, следовательно увеличение чистой стоимости активов;

2. поступления средств от продажи товарно-материальных запасов (чистая стоимость активов не увеличивается);

3. приобретение товарно-материальных ценностей (чистая стоимость активов не меняется).

2 и 3 операции определяются как выбытие (поступление) денежных средств и увеличение или уменьшение стоимости материальных запасов.

4. начисление расходов по оплате электроэнергии (уменьшение чистой стоимости активов);

5. строительство зданий (чистая стоимость активов не уменьшается).

Если в учреждении открыт счет в органах, обеспечивающих кассовое обслуживание исполнения бюджета, происходит увеличение обязательств в виде расчетов по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов (финансовые органы) по приобретению материальных запасов и увеличению стоимости нефинансовых активов без изменения чистой стоимости активов.

Результаты реформирования бюджетного учета:

1. разработан единый план счетов для всего сектора государственного управления;

2. в номере счета интегрирована ведомственно-функциональная и экономическая классификация, вследствие чего номер счета увеличился до 26 знаков;

3. счета нового плана только активные или только пассивные;

4. введены понятия «текущие доходы, расходы, «результат финансовой деятельности» и «администратор доходов»;

5. учет ведется по методу начисления, введено понятие кассового поступления и кассового выбытия;

6. вместо мемориальных ордеров используются журналы операций;

7. счета по расчетам с поставщиками и подрядчиками разделены на счета по учету дебиторской и кредиторской задолженности;

8. к основным средствам теперь относят материальные объекты независимо от стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев;

9. вместо износа на основные средства теперь начисляется амортизация.

Структура нового плана счетов

Номер счета Плана счетов состоит из двадцати шести разрядов

1–17 разряды – код экономической классификации по доходам, функциональная классификация расходов и классификация источников внутреннего финансирования;

18 разряд – код вида деятельности

19–21 – код синтетического счета бюджетного учета;

22–23 – код аналитического счета бюджетного учета;

24–26 – коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Разряды 18-26 образуют код счета бюджетного учета

Для того, чтобы сформировать счет необходимо определить какая будет операция: доходы или расходы. От этого зависит первые 17 знаков счета;

007 0106 001 0000 005 1 104 04 000 – счет «амортизация машин и оборудования»

План счетов состоит из пяти разделов, охватывающий все объекты бюджетного учета:

Раздел 1. Нефинансовые активы.

Раздел 2. Финансовые активы.

Раздел 3. Обязательства.

Раздел 4. Финансовый результат.

Раздел 5. Санкционирование расходов бюджета

При возникновении потоков возникают следующие операции сектора государственного управления:

100 – доходы, в том числе:

110 – налоговые доходы;

120 – доходы от собственности (аренда);

130 – доходы от оказания платных услуг;

150 – безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов;

151 – поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ;

170 – доходы от операций с активами, в том числе:

172 – доходы от реализации активов;

180 – прочие доходы;

200 – расходы, в том числе

210- оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда

220 – приобретение услуг

230- обслуживание долговых обязательств

240 – безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям

250- безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам

260 – социальное обеспечение

270 –амортизация основных средств и нематериальных активов

272- расходование материальных запасов

290- прочие расходы

300 – поступления нефинансовых активов; в т.ч.

310 – увеличение стоимости основных средств;

340 – увеличение стоимости материальных запасов;

400 – выбытие нефинансовых активов; в т.ч.

410 – уменьшение стоимости основных средств;

440 – уменьшение стоимости материальных запасов;

500 – поступление финансовых активов; в т.ч.

510 – поступление на счета бюджетов;

560 – увеличение прочей дебиторской задолженности;

600 – выбытие финансовых активов; в т.ч.

610 – выбытие со счетов бюджета;

660 – уменьшение прочей дебиторской задолженности;

700 – увеличение обязательств; в т.ч.

730 – увеличение прочей кредиторской задолженности;

800 – уменьшение обязательств; в т.ч.

830 – уменьшение прочей кредиторской задолженности;

007 08 0201 0001 0000 2 201 04 000 - счет «касса»

1 2 3

1 – источник финансирования (предпринимательская деятельность)

2 – синтетический счет

3 – аналитический счет;

4 – КОСГУ

Синтетические счета предназначены для укрупненной и обобщенной группировки объекта учета.

Аналитические счета – предназначены для конкретизации и детального учета синтетических счетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: