Ценовая и неценовая конкуренция – идеологическая основа конкурентной борьбы

Ценовая и неценовая конкуренция, составляющие идеологическую основу конкурентной борьбы, являются объектом пристального внимания и изучения достаточно длительное время. Однако, несмотря на то, что конкуренция ориентирует развитие рынка с момента его появления, первые наиболее целостные теоретические положения о механизме конкурентной борьбы появились только к середине 18 века.

Существенный вклад в формирование теоретических представлений о конкуренции внесли классики политэкономии. Выдающийся экономист А.Смит впервые доказал, что конкуренция, уравнения нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала. Конкуренция должна уравновешивать частные интересы и экономическую эффективность, и в этом смысле А.Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка, ее автоматически равновесным механизмом. В противовес существующему и в настоящее время предрассудку, согласно которому любая активность на рынке идет в разрез с интересами общества, А.Смит на примере ценовой конкуренции убедительно доказал, что рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее, следует строгим правилам поведения. В соответствии с ними свободная конкуренция на рынках факторов производства стремится уровнять преимущества этих факторов во всех отраслях и тем самым устанавливает оптимальное распределение ресурсов.

Модель совершенной конкуренции, теоретические модели которой постулировал А.Смит, полностью исключала какой-либо сознательный контроль над рыночными процессами. Координирующими элементами в его теоретических построениях выступает ценовая система в абсолютной децентрализованной экономике. Развивая идеи ценового регулирования рынка с помощью конкуренции, Д.Рикардо построил более полную теоретическую модель совершенной конкуренции. Он сконцентрировал внимание на том, как функционирует эта модель в долгосрочной перспективе. Такой подход дал возможность уйти от «деталей», связанных с государственным регулированием, монопольной властью, географическими особенностями рынка, т.е. такими факторами, которые в долгосрочной перспективе не имеют решающего значения.

Идея совершенной конкуренции помогла понять, каким образом «естественные цены» в долгосрочном равновесии сочетаются с принципами децентрализованного управления и как последние способствуют развитию капиталистической экономики. Дж. С.Миль сделал это понимание еще более стройным. Им было разработано управление международного спроса, выделены так называемые неконкурирующие группы на рынке, дана тройственная классификация ценовой эластичности спроса, разработаны понятия экономии на масштабах, альтернативных издержек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: