Цель: ознакомиться с качествами внимания (объем, переключение, распределяемость, сосредоточенность, устойчивость, колебание); научиться определять объем, особенности внимания, распределяемость, устойчивость и колебания внимания.
Оборудование: тахистоскоп, секундомеры, корректурные таблицы Бурдона, рисунок с обратимой перспективой «лестница-карниз», 25-клеточные программы для изучения объема внимания, самопишущий прибор для определения переключения внимания.
Содержание работы .
1. Повторите теоретический материал по вопросам:
а) Что такое внимание и каковы его функции?
б) В чем заключаются физиологические основы внимания?
в) Какие вы знаете виды внимания и в чем их различие?
2. Определите объем и точность внимания. Смотрите внимательно на экран. На нем на короткое время (0,1 сек.) появится комбинация № 1 в 25-клеточной программе. После экспозиции отметьте расположение фигур на матрице 1 (рис. 2.), затем, после экспозиции отметьте расположение фигур на матрице 2; таким же образом заполните матрицы 3, 4, 5, 6. Сверьте заполненные матрицы с эталонами на стр. и определите объем внимания, точность и ошибки внимания; заполните протокол (табл. 7); определите средние данные по объему и точности внимания, учитывая, что одна фигура составляет 20% по объе6му, одна клетка – 4% при определении точности внимания.
|
|
3.1. Роль упражнений в распределяемости внимания. Выполните одновременно два действия, например, письменно производите счет и произносите наизусть стихотворение. Количество ошибок и быстрота действия являются показателями распределяемости и упражняемости внимания.
3.2. Напишите свою фамилию и одновременно вслух назовите буквы, входящие в это слово, в обратном порядке. При первой попытке это сделать не удается. Почему? Какое свойство внимания требуется для выполнения задачи? Проследите роль упражнений в развитии этого свойства.
4. Определите переключение внимания.
а) Покажите по табл. 8 арабские цифры в возрастающем порядке от 1 до 25; зафиксируйте время по секундомеру.
б) Покажите римские цифры от ХХIY до I в убывающем порядке; зафиксируйте время.
в) Покажите попеременно на время арабские цифры в возрастающем, а римские – в убывающем порядке.
г) Из времени, затраченного на опыт в), вычтите сумму времени, затраченного на опыты а) и б). Выводы см. на с..
5. Определите устойчивость внимания.
а) Пробный опыт. Внимательно просмотрите таблицу Бурдона (табл. 9), вычеркните буквы АМКЗ. Время – одна минута. Подсчитайте процент правильно зачеркнутых знаков ко всему количеству букв, просмотренных за минуту, предварительно вычтя из общего количества правильно зачеркнутых знаков число допущенных пропусков и неверно зачеркнутых знаков.
|
|
б) Основной опыт. Внимательно просмотрите основную таблицу, вычеркивая буквы АМКЗ. Время – 4 минуты. (На второй и четвертой минуте вводиться побочный раздражитель – метроном).
Процент устойчивости внимания подсчитайте так же, как в пробном опыте:
6. Определите колебание внимания.
Внимательно смотрите на рисунок двойственного изображения (рис. 3) и сообщайте экспериментатору жестом: указательный палец вверх «вижу лестницу», указательный палец вниз – «вижу карниз».
Экспериментатор в протоколе регистрации колебания внимания (табл. 10) ставит точки (одну точку за одну секунду), в момент изменения положения пальца переходит на другую строчку. Время опыта – 30 секунд. Первая серия состоит из трех опытов – рассматривание рисунка без установки. Вторая серия – из трех опытов – рассматривание рисунка с установкой: стараться увидеть или лестницу, или карниз.
Подсчитайте общее количество фаз А и Б в каждой серии опытов и среднюю продолжительность фазы А и Б, процентные доли длительности фаз Аи Б в общей продолжительности фаз, т.е.
Определите, как влияет установка на колебание внимания.
Контрольные вопросы
1. Каков объем внимания у взрослого человека?
2. Как влияет объем внимания на процесс обучения?
3. От чего зависит переключение внимания?
4. Какие виды раздражителей вызывают колебание внимания (зрительные, звуковые, осязательные)?
Рис.2. 25-клеточные матрицы для изучения объема внимания
Таблица 7