Цель: Отработать приемы определения последствий и результатов соответствующих отношений человека к окружающей действительности и к самому себе.
Материалы и приложения: секундомеры, приборы для измерения кровяного давления (сфигмоманометр), набор фотографий, протокол изучения характера эмоциональных переживаний человека по фотографиям, матрица эмоций.
Содержание работы
1. Повторите теоретический материал по вопросам:
а) Какие Вы знаете основные виды эмоций?
б) В чем физиологические основы механизмов эмоций?
в) Каким образом выражаются эмоциональные состояния?
г) Что такое фрустрация?
2. Используйте пульсометрию как метод изучения эмоционально напряжения.
Измерьте свой пульс и затем пульс своего соседа по парте за одну минуту. Затем подсчитайте пульс за 10 секунд и результат умножьте на 6. Сравните результаты двух измерений. Если они совпадают, сравните результат с нормой:
60-75 ударов в мин; на высоте эмоционального напряжения (на экзаменах, после пробега на 100 м., при сильном волнении количество ударов может доходить до 150-180 в минуту)
|
|
3. Произведите измерение кровяного давления – индикатора эмоционального состояния. Измерьте три показателя:
1) систолическое давление – максимальное давление во время сокращения сердца;
2) диастолическое давление – минимальное давление;
3) пульсовое давление – разница между показателями систолического и диастолического.
В ярко выраженных случаях эмоционального состояния систолическое артериальное давление повышается до 180-190 мм ртутного столба.
4. Проанализируйте матрицу (поле) эмоций, состоящую из 36 основных видов эмоций и их уровней. Как они применяются в народных сказках и пословицах?
5. Изучить характер переживания личностей, изображенных на фотографиях (стр.). Какую эмоцию выражает фотография и чем это может быть вызвано. По ходу работы заполняйте графы 3 и 4 протокола (табл.)
Контрольные вопросы
1. Природа и значение мимики.
2. Какие сообщения несут основные мимические реакции?
Матрица (поле) эмоций
Эмоции | Бс Бесстрашие | Рд Радость | Сд Стыд | Гр Грусть | Гн Гнев | Сх Страх |
Бс Бесстрашие | Безоглядность | Торжество | Неловкость | Печаль | Недовольство | Оторопь |
Рд Радость | Бесповорот-ность | Ликова-ние | Конфуз | Кручи-на | Негодование | Испуг |
Сд Стыд | Бестрепет- ность | Упоение | Срам | Уныние | Бешенство | Трепет |
Гн Гнев | Безбоязность | Потеха | Позор | Скорбь | Ярость | Боязнь |
Гр Грусть | Невозмутимость | Веселье | Смущение | Горе | Возмущение | Содрогание |
Сх Страх | Решительность | Отрада | Смятение | Огорчение | Ожесточенность | Ужас |
Как читать?
|
|
Например, эмоция – радость, ее оттенки будут: 51 – отрада - трепетная радость; 52 – веселье – грустная радость (пировали – веселились, подсчитали – прослезились); 53 – потеха – (гневная, злая радость); 54 – упоение – срамная радость: и стыдно радоваться, но сдержаться невмоготу (и сердце бьется в упоении); 55 – ликование – радостная радость – ты заслужил (веселится и ликует весь народ);
56 Торжество – безбоязная радость: все страхи позади. Зима – крестьянин торжествует …
36 позициями испытывается круг наших эмоций. Все остальные уже чувства. Чувства всегда отражаются в эмоциях.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 13