Метод предельных смыслов имеет, как уже отмечалось, ряд общих черт с проективными методами. С другой стороны, смысл задания МПС один и тот же для экспериментатора и для испытуемого, от которого требуется максимальное осознание этого смысла. Классические проективные методы являются субъект-объектными — спонтанная продукция испытуемого, отливаясь в заготовленные формы, становится объектом интерпретации со стороны экспериментатора. МПС — методика скорее субъект-субъектная, где экспериментатор и испытуемый в майевтическом диалоге совместно оформляют и совместно осмысляют субъективную реальность испытуемого. В отличие от проективных методов глубинного анализа бессознательного МПС имеет смысл отнести к классу методов глубинного анализа сознания, объединив его с такими методами как каузометрия жизненного пути личности (Головаха, Хроник, 1984) и методами, построенными на основе психологии личностных конструктов Дж.Келли. Некоторые методические приемы анализа репертуарных решеток, разработанные в этой научной школе, в частности, техника "лестницы" Д.Хинкла (Франселла, Баннистер, 1987), во многом близки МПС.
|
|
Методику предельных смыслов объединяет с проективными методами и то, что стандартные психометрические требования надежности, валидности и репрезентативности применимы к ней весьма условно, с большими оговорками и ограничениями. Понятие репрезентативности практически неприменимо к ней, ибо методика построена не на статистической, а на феноменологической основе. Не имеет смысла по отношению к МПС и критерий надежности-согласованности, поскольку методика не делится на отдельные элементарные задания или пункты. Из критериев валидности применим, по-видимому, только критерий конструктной валидности, которым мы и пользовались в приведенных ниже эмпирических исследованиях. Попытка выявить корреляции МПС с рядом традиционных по своей структуре опросниковых методов диагностики вершинных качеств личности (М.О.Калашников, см. ниже) дала почти нулевые результаты, по всей видимости, в силу принципиально разной природы переменных, улавливаемых этими опросниковыми методами, с одной стороны, и МПС — с другой.
Было проведено специальное исследование (Леонтьев, Филатова, 1999) с целью максимально полно выявить параметры надежности и валидности методики предельных смыслов, имея при этом в виду, что о надежности и валидности правомерно говорить не столько по отношению к методике в целом, сколько по отношению к каждому из используемых диагностических показателей в отдельности. В исследовании ставились задачи определить надежность-устойчивость МПС на временных интервалах 2—3 недели и 1 год, а также конструктную валидность МПС по отношению к ряду методик вершинной диагностики личности.
|
|
Ретестовая надежность. В исследовании, направленном на проверку ретестовой надежности МПС на временном интервале 1 год, приняли участие 30 мужчин и женщин в возрасте от 22 до 62 лет. Исследование ретестовой надежности МПС с интервалом между тестированием 2—3 недели проводилось на другой выборке из 25 испытуемых: мужчин и женщин в возрасте от 18 до 70 лет, имеющих разный уровень образования. Сравнение количественных показателей МПС по разным группам испытуемых, а также ретестовые сравнения проводились одновременно по критерию ранговых сумм Уилкоксона для парных данных и по критерию знаков.
В таблице 1 представлены результаты ретестового исследования с интервалом в 2—3 недели.
Таблица 1
Cерия | N(ПК) | N(УК) | ЙСв. | С.д.ц. | Прод. | ИР | ИН | ид |
I | 2.06 | 2.56 | 1.62 | 7.74 | 8.17 | 12.9 | 10.94 | 3.71 |
II | 2.06 | 2.31 | 1.61 | 6.99 | 6.60 | 10.39 | 12.45 | 3.14 |
Р (Уи)* | 0.0002 | 0.02 | 0.3 | 0.06 | 0.06 | 0.3 | 0.1 | |
р(зн) | 0.01 | 0.2 | 0.4 | 0.3 | 0.1 | 0.1 | 0.3 | 0.1 |
*3десь и в других таблицах р(Уи) — уровень значимости различий по критерию Уилкоксона для парных данных; р(зн) — уровень значимости различий по критерию знаков.
Как видно из таблицы 1, такие показатели как средняя длина цепей, продуктивность, ИР и ИН проявили стабильность во времени. Относительной стабильностью характеризуются также N(YK), ИСв и ИД, так как различия по этим показателям выявляет только критерий Уилкоксона. Наиболее подверженным изменению; оказался только показатель N(ПK), хотя его средние значения, полученные в I и во II сериях, совпадают. Это позволяет говорить о, том, что сами по себе предельные категории (предельные смыслы) в индивидуальной структуре мировоззрения могут варьировать, но
основные параметры самой структуры в целом будут при этом оставаться стабильными.
Исследование устойчивости смысловой структуры мировоззрения на временном отрезке I год дало следующие результаты.
Год | Ы(ПК) | N(YK) | ИСн | С.д.ц. | Прод. | ИР | ин |
2.7 | 2.47 | 1,36 | 5,57 | 7.02 | 9.31 | 12.32 | |
2.77 | 2.57 | 1.05 | 5.43 | 7.31 | 7.33 | 16.53 | |
р(Уи) | 0.001 | 0.001 | 0.4 | 0.001 | 0.2 | ||
РАМ | 0.2 | 0.1 | 0.1 | 0.4 | 0.01 | 0.3 |
Из таблицы 2 видно, что оба применявшихся критерия выявили значимые различия между показателями одной и той же выборки за 1996 и 1997 год только по индексу рефлексивности (в 1997 году он оказался меньше).
Отсутствуют различия по обоим критериям в показателе продуктивности и индексе негативности.
Различия по остальным показателям оцениваются неоднозначно. Критерий Уилкоксона для парных данных выявляет различия по количеству предельных и узловых категорий (в 1997 году их стало больше), индексу связности и индексу децентрации (их значения меньше в 1996 году). Критерий знаков выявляет различие в средней длине цепей (в 1997 году испытуемые выходили на предельные смыслы несколько быстрее, чем в 1996). В целом можно говорить о большей устойчивости во времени структурных показателей, по сравнению с содержательными.
Итак, мы вправе говорить об устойчивости индивидуальной смысловой структуры мировоззрения во времени, что подтверждает представление о мировоззрении как устойчивом образовании. Однако эти результаты не настолько однозначны, как можно было ожидать. Возможно, на результаты повторного исследования повлиял сам факт повторения. Характер значимых изменений согласуется с предположением о возможном влиянии научения. Качественный анализ содержания протоколов испытуемых за два года позволяет утверждать, что значительное число категорий повторяются испытуемыми. По-видимому, основа индивидуальной структуры смысловых связей представляет собой своеобразную канву, на которую накладываются ситуативные, вновь возникшие или по тем или иным причинам ранее не осознавшиеся смыслы. Ка кие-то смыслы, наоборот, уходят в подсознание или отвергаются личностью. Таким образом, имеются основания для вывода об устойчивости индивидуальной смысловой структуры во времени.
|
|
Конструктная «алидность. В исследовании конструктной валид-ности, помимо МПС, были использованы следующие методики:
Тест смысложизнснных ориентации (СЖО). Адаптировапная версия теста "Цель в жизни" Дж.Крамбо и Л.Махолика, разработанного на основе концепции В.Франкла (Леонтьев, 1992). Наряду с общим показателем осмысленности жизни методика включает пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации и два аспекта локуса контроля: цели в жизни, процесс жизни (или интерес и эмоциональная насыщенность жизни), результативность жизни (или удовлетворенность самореализацией), локус контроля-Я (Я — хозяин жизни) и локус контроля-жизнь (управляемость жизни).
Метод мотиваиионной индукции (МИМ) Ж.Нюттена. Направлен на диагностику основных мотивационных стремлений и представляет собой перечень из 40 незаконченных предложений, касающихся предполагаемых целей и желаний. Испытуемому предлагается закончить эти предложения, стараясь писать первое, что приходит в голову.
Обработка полученных протоколов позволяет отнести ответы испытуемых к одной из 10 основных категорий, отражающих содержание мотивации:
S — некоторый аспект личности самого субъекта, всякая активность субъекта по отношению к самому себе, саморазвитие ("Я работаю над своими недостатками", "Я принял решение жить самостоятельно");
R — всякая активность, направленная на выполнение чего-либо, в том числе: активность в целом, профессиональная деятельность, обучение ("Я готовлюсь к экзамену по английскому", "Я хочу найти любимую работу");
С — все, что включает социальные контакты ("Когда-нибудь я выйду замуж и рожу детей"), в том числе С1 — мотивация, сформулированная для третьего лица ("Я мечтаю о том, что мои ученики станут выдающимися математиками", "Мне очень понравилось бы, если бы мои друзья устроили мне шумный праздник");
|
|
Е — активность в связи с получением информации, знаний, исследованием ("Мое большое желание — это посмотреть, какая жизнь будет в будущем");
Т — мотивация, связанная с религиозными и трансцендентальными ценностями ("Я надеюсь на Бога", "У меня сильное стремление к жизни"), Р — все, что связано с желанием обладать чем-то ("Я определенно хочу завести собаку"); L — активность, связанная с отдыхом, досугом ("Я мечтаю о том, что поеду на море и буду лежать на пустынном песчаном пляже", "Я ужасно хочу спать"); Tt — все ответы, касающиеся проводимого теста ("Я ужасно
хочу поскорее закончить этот тест"); U — неклассифицируемые и некстати данные ответы ("Я ожидаю неизвестного", "Я ничего не хочу любой ценой"). Закодированные таким образом ответы испытуемых суммируются. Анализ полученных данных позволяет судить о сфере потребностей, ценностных ориентациях, идеалах испытуемых.
Полученный в ходе работы с этой методикой материал позволяет выявить также временную перспективу устремлений испытуемых. С этой целью использовался упрощенный (по сравнению с более подробной сеткой исходной методики) "ключ" для оценки ответов с точки зрения локализации целей во времени. Для формализации ответов использовались следующие категории; П — прошлое ("Я сожалею о допущенных ошибках"); Н — настоящее (включает в себя настоящий момент, а также то, чем испытуемый занимается в настоящее время и будет делать это в течение какого-то конечного периода времени: "Я работаю над статьей по вопросу совершенствования управления предприятием"); Б — будущее ("Я желаю как можно скорее пойти в отпуск", "Я
сделаю все возможное, чтобы реализовать свои планы"); Ж — жизнь (испытуемый называет какие-то умения, навыки или ценности, которые могут быть присущи человеку в течение всей жизни или являются объектом его мечтаний также на протяжении жизни; "Я ужасно хочу уметь петь", "Я желаю благополучия и здоровья моим близким"). В исследовании связи особенностей смысловой структуры мировоззрения с осмысленностью жизни и содержанием мотивации, а также типом жизненных смыслов по П.Иберсолу (см. ниже) участвовало 27 мужчин и женщин в возрасте от 22 до 60 лет.
Для выявления корреляций количественных показателей (индикаторов) МПС с показателями МИМ и СЖО использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Результаты корреляционного анализа показателей МПС с переменными МИМ и СЖО представлены в таблице 3, в которую внесены только значимые корреляции.
Таблица 3
Показатели | ИР | ин | ид | Продуктивность | М(УК) | ИСв |
МИИ-R | -0.35* | |||||
МИМ-С | 0.50** | |||||
МИМ-С1 | 0.65*** | |||||
МИМ-Е | 0.44* | |||||
МИМ-Н МЙМ-Б мим-ж СЖО-Цели ежо-лк-я СЖО-ЛК-Ж | -0.33* | -0.38* | ||||
МИМ-Б | -0,33* -0.35* | -0.33* 0.37* | 0.34* | 0.40* | ||
МИМ-Ж | 0,37 | |||||
СЖО-Цели | -0,31* | |||||
СЖО-ЛК-Я | 0,35* | 0,41* | ||||
СЖО-ЛК-Ж | 0,36* |
* р< 0.05; ** р< 0.01; *** р < 0.001.
Из таблицы 3 видно, что высокая связь существует между индексом децентрации МПС и категорией С1 МИМ ("мотивация, формулируемая для третьего лица"), что дает основания для вывода о том, что вышеназванные показатели измеряют одну и ту же характеристику личности. Корреляция ИД с категорией С ("социальные контакты"), включающей в себя наряду с категорией О любую мотивацию, связанную с другими людьми, оказалась несколько менее высокой, однако также подтверждает интерпретацию ИД как характеристики того, з какой степени человеку свойственно рассматривать свою жизнь в контексте жизни других людей (Леонтьев, Бузин, 1992). Значимые отрицательные связи были выявлены между индексом негативности и категорией R ("активность") МИМ, что подтверждает интерпретацию ИН как показателя избегания всякой активности, не связанной с ситуативной необходимостью. Из таблицы также видно, что один из структурных показателей МПС — продуктивность — положительно коррелирует с категорией Е ("познавательная мотивация") МИМ. Это означает, что испытуемые с выраженной познавательной мотивацией строят наиболее развернутые мировоззренческие представления. Все эти связи убедительно свидетельствуют о конструктной валидности МПС по отношению к МИМ.
Обращает на себя внимание отсугствие каких-либо значимых корреляций индекса рефлексивности, который отражает удельный вес категорий, описывающих психическое отражение, с мотивационными категориями МИМ). Это доказывает, что аспекты личности, отражающиеся в ИР, не связаны с мотивацией.
Такие индикаторы как ИР, ИН, N(УК) и ИСв слабо, но статистически значимо связаны с некоторыми временными параметрами МИМ. Была выявлена отрицательная корреляция ИР с категорией "настоящее". Это свидетельствует о том, что высокая активность в ментальном плане связана с погружением в прошлое или планируемое будущее в ущерб ситуации "здесь и теперь". Индекс негативности отрицательно коррелирует с категориями "настоящее" и "будущее" и положительно — с категорией "жизнь", отражающей мотивацию, которая не может быть локализована во времени. Это согласуется с предположением о том, что ИН отражает гомеостатическую ориентацию личности, выраженную в избегании любых перемен. Такие показатели как N(YK) и ИСв, характеризующие степень связности, структурированности мировоззренческих представлений, положительно коррелируют с категорией "будущее". Это означает, что планирование действий подразумевает хорошую связность смысловых структур и опирается на соответствующие связи.
Как видно из таблицы 3, статистически значимые корреляции получены также между содержательными показателями МПС и отдельными шкалами теста СЖО. Индекс рефлексивности отрицательно коррелирует со шкалой "цели в жизни", характеризующей наличие у испытуемого целей в будущем. Действительно, высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о целенаправленности испытуемого, тогда как высокий ИР характеризует человека, больше погруженного в свои мысли и образы, чем ориентированного на решение практических задач. Закономерно, что ИР отрицательно коррелирует и со шкалой "локус контроля-Я". Как и следовало ожидать, человек, испытывающий определенные трудности в практическом осуществлении своих намерений, считает, что он мало влияет на то, что с ним происходит. Индекс децентрации положительно коррелирует со шкалами, отражающими оба аспекта локуса контроля. Это характеризует испытуемого с высоким ИД как человека решительного, уверенного в своей способности осуществлять поставленные цели, реализовывать планы, отвечать не только за собственную жизнь, но и за жизнь других людей. Структурные показатели МПС не обнаруживают каких-либо значимых корреляций со шкалами СЖО.
Основываясь на изложенных результатах, можно с уверенностью говорить о том. что методика предельных смыслов выдержала проверку на конструктную валидность и ретестовую надежность.