Обзор экспериментальных исследований и данных, полученных с помощью МПС

Методика предельных смыслов оказалась пригодна не только для идеографического анализа уникального содержания смысло­вой структуры индивидуальных мировоззренческих представлений, но и для количественного квазиэкспериментального анализа, ре­зультаты которого являются косвенным свидетельством валидности методики.

В исследовании Д.А.Леонтьева и А.Б.Кононова (не опубликова­но) сравнивались протоколы МПС взрослых мужчин и женщин в возрасте от 20 до 40 лет (N=15) и подростков в возрасте от 14 до 16 лет (N=19). Сравнение выборок осуществлялось по непараметри­ческому критерию ранговых сумм Уилкоксона. Основным резуль­татом оказалось отсутствие существенных различий между протоколами обеих сравниваемых групп. Единственными значимы­ми различиями были меньшее абсолютное число предельных кате­горий (р<0,05) и узловых категорий (р<0,01) у подростков, что могло быть артефактом более короткого времени работы с ними по сравнению со взрослыми испытуемыми, а также более низкий по­казатель рефлексивности (р<0,05); остальные различия иезначимы. Как и следовало ожидать на основании как теоретических сообра­жений, так и житейского опыта, к 14-16 годам смысловая структу­ра мировоззрения личности в основном складывается, и в дальнейшем не претерпевает радикальных трансформаций. Един­ственное, что еще не завершено — это развитие сознательной ре­гуляции деятельности, роль которой у подростков меньше, чем у взрослых, что находит отражение в значимо более низком индексе рефлексивности.

В исследовании Д.АЛеонтьева и В.Н. Бузина (1992) проводился качественно-количественный анализ особенностей содержательно-смысловой структуры мировоззрения у больных хроническим алко­голизмом 2 и 3 стадии в сопоставлении со здоровыми испытуемыми, а также с больными олигофренией в легкой и средней степени дебильности. В сравнительном исследовании были использованы результаты трех групп испытуемых: контрольной выборки (мужчины 20—35 лет с незаконченным высшим или высшим образова­нием, N=9), больных хроническим алкоголизмом 11 и III степени (N=14) и олигофренией легкой и средней степени дебильности (N=11). Сравнение выборок осуществлялось по непараметрическо­му критерию ранговых сумм Уилкоксона. В исследовании проверя­лась гипотеза, что заболевание хроническим алкоголизмом имеет следствием качественные изменения мировоззренческих представле­ний, в частности, нарушение их интеграции в смысловые системы.

Было обнаружено, что графы смысловых связей больных алко­голизмом и олигофренией резко отличаются от графов контрольной выборки. Обе клинические группы демонстрируют крайне скудные цепи смысловых связей, как правило через максимум 2-3 шага вы­ходя на предельный смысл. Цепи изолированы, ветвление практи­чески отсутствует. За исключением числа предельных категорий, все остальные структурные индикаторы обнаруживают резкое сни­жение в обеих клинических группах. По числу узловых категорий, индексу связности, средней длине цепей и продуктивности разли­чия между алкоголиками и нормой и олигофренами и нормой зна­чимы при р < 0,01. В свою очередь, алкоголики отличаются от олигофренов несколько большим числом узловых категорий и, со­ответственно, индексом связности (р < 0,05); по остальным инди­каторам различий нет. Все эти показатели свидетельствуют о том, что при хроническом алкоголизме, как и при олигофрении, нару­шается связность мировоззренческих представлений, их структу­рированность и интегрированность в смысловые системы. Если в норме представления о предельных основаниях человеческих дей­ствий образуют достаточно сложную связную структурную целост­ность, то для обеих рассматриваемых клинических групп характерна предельная упрощенность этих представлений и их мозаичность — раздробленность на слабо связанные между собой осколки.

Больные алкоголизмом обнаруживают также понижение индекса децентрации по сравнению как с контрольной выборкой (р < 0,01), так и с олигофренами (р < 0,05). Напротив, показатель негативно­сти у них существенно повышается по сравнению с обеими этими группами (р < 0,01 в обоих случаях). Это характеризует больных хроническим алкоголизмом как людей, жизнь которых замкнута на самих себя, в круг привычных форм поведения, отклонение от ко­торых вызывает дискомфорт. Норма и олигофрены не различаются по индексу децентрации; индекс же негативности в протоколах контрольной выборки оказался существенно выше, чем у олигоф­ренов (р < 0,01), что свидетельствует о том, что для олигофренов не характерна тенденция к защитному избеганию даже в тех преде­лах, в которых она наблюдается у здоровых людей. Индекс рефлек­сивности, как и следовало ожидать, в контрольной выборке существенно выше, чем в обеих клинических группах, между кото­рыми значимые различия отсутствуют. Мы рассматриваем это как признак снижения в этих группах регулирующей роли сознания по отношению к практической деятельности, хотя причины этого сни­жения у алкоголиков и у олигофренов, очевидно, разные. Можно было бы предположить, что на различиях в структурной организа­ции мировоззрения сказывается различный уровень образования представителей сравниваемых групп, если бы это предположение не противоречило приведенным выше данным сравнительного ис­следования взрослых и подростков, из которого следует, что обра­зование не влияет на показатели МПС.

Таким образом, у алкоголиков мы сталкиваемся с упрощен­ной, свернутой структурой смысловой регуляции жизнедеятельно­сти, сужением смысловой перспективы. Смыслы действий алкоголика всегда замкнуты на себя, на удовлетворение актуаль­ных потребностей. Актуальные потребности жестко определяют смыслы конкретных действий, утрачивается сложный полимоти­вированный характер поступков. Жизнедеятельность алкоголика — это цепь мало связанных между собой эпизодов, очерчиваемых циклами актуализации — удовлетворения потребностей. Основная направленность смысловой регуляции — защитная, служащая из­беганию дискомфорта в ситуациях отклонения от социальных сте­реотипов. Наиболее характерные смыслы для алкоголиков: "не быть тупым", "не приносить вреда", "не нарушать закон" и т.п. Исто­рии болезни, однако, свидетельствуют о том, что в реальной жиз­ни им не удается избежать конфликтов с законом, переживаний неполноценности и т.п. Поскольку роль внутреннего мира, "внут­реннего плана" сознания в регуляции жизнедеятельности сведена у них к минимуму, избегание дискомфорта обеспечивается дей­ствием защитного механизма отрицания, в результате которого происходит замена социально неприемлемых содержаний созна­ния на социально приемлемые, что обеспечивает характерное для алкоголиков переживание "благодушия" (Братусь, 1974), согласия с собой.

Особенности смысловой структуры личности олигофренов во многом повторяют структурные особенности, характерные для боль­ных алкоголизмом. Упрощенность и раздробленность структуры смысловой регуляции жизнедеятельности определяется у них, однако, не диктатом сиюминутных эгоцентрических побуждений, отражающихся в примитивной организации внутреннего мира, а. напротив, исходной бедностью внутреннего мира, затрудняющей ориентацию на разветвленные и сложные системы смысловых свя­зей. С содержательной же стороны смыслы, характерные для оли­гофренов, имеют гораздо больше общего со смыслами психически здоровых людей, чем со смыслами больных алкоголизмом.

В исследовании М.О.Калашникова (не опубликовано) ставилась задача валидизации показателей МПС через сопоставление резуль­татов этой методики с результатами ряда других инструментов лич­ностной диагностики, в числе которых были тест смысложизненных ориентации (СЖО — Леонтьев, 1992), опросник уровня субъек­тивного контроля (УСК — Бажин, Голынкина, Эткинд, 1993), самоактуализационный тест (CAT — Гозман, Кроз, 1987) и методика изучения самоотношения (МИС — Пантилеев, 1993). Испытуемы­ми были мужчины и женщины с высшим и неоконченным выс­шим гуманитарным образованием, а также студенты гуманитарных вузов в возрасте от 21 до 32 лет — всего 24 человека.

Корреляционный анализ не выявил существенных связей меж­ду показателями смысловой структуры мировоззрения (по МПС) и личностными параметрами (УСК, МИС, CAT), за исключением двух довольно тривиальных корреляций: а) суммарное количество категорий в МПС положительно (р < 0,01) коррелирует с общим показателем методики СЖО, т.е. чем выше у человека уровень ос­мысленности жизни, тем разнообразнее и многочисленнее его от­веты на вопросы психолога; б) общее количество категорий и количество узловых категорий положительно (р < 0,01) коррелируют с результатами по шкале "компетентность во времени" CAT. Слабая связь показателей МПС с личностными чертами позволяет говорить о том, что смысловая структура мировоззрения локализо­вана в иной психологической плоскости по сравнению с плоско­стью личностных черт, что, собственно, и предполагается базовой теоретической моделью структуры личности (Леонтьев, 1993).

М.О.Калашников предпринял также попытку классифициро­вать предельные смыслы испытуемых в соответствии с выделенны­ми Б.С.Братусем (1985, с.33—34) уровнями смысловой сферы личности: ситуационным, эгоцентрическим, группоцентрическим, просоциальным.

Подавляющее большинство испытуемых (87%) образовали две близкие по численности группы: А) лица, предельные смыслы ко­торых относятся к эгоцентрическому уровню и Б) лица, предельные смыслы которых относятся одновременно к "эгоцентрическо­му" и "просоциальному" уровням. Сравнение этих двух групп по данным опросников выявило, что по показателям СЖО (общему уровню осмысленности жизни и субшкалам) и УСК (общий локус контроля, локус контроля в достижениях, неудачах, в межлично­стных и семейных отношениях), а также по среднему возрасту группа А существенно превосходит группу Б. По-видимому, наличие сре­ди предельных смыслов абстрактных социальных ориентации явля­ется признаком сниженного уровня самодостаточности и социальной ответственности.

В исследовании Ю.А.Васильевой (1995; 1997 ) сравнивались по ряду методик подростки 16—17 лет обоего пола, находящиеся на эк­спертизе вследствие конфликта с законом (N = 30) и подростки того же возраста и пола, не имеющие конфликтов с законом (N = 30). Значимые различия между этими группами обнаружились по пока­зателям продуктивности (р < 0,01) и рефлексивности (р < 0,01), которые ниже у делинквентных подростков по сравнению с зако­нопослушными. Это позволяет, вкупе с другими данными, сделать вывод о снижении роли внутреннего мира в регуляции жизнедея­тельности у делинквентных подростков.

В исследовании А.П.Попогребского (1998) испытуемыми были 12 пациентов Кардиологического центра РАМН обоего пола в воз­расте от 40 до 50 лет, находящиеся на этапе восстановления после перенесенного инфаркта, и 12 испытуемых того же возраста, нахо­дящиеся на обследовании в общетерапевтической клинике. Струк­турные индикаторы, как и общий вид смысловых деревьев, не различались в этих группах сколько-нибудь заметно. Были выявле­ны, однако, значимые различия в индексах децентрации (р < 0,001) и рефлексивности (р < 0,02). Оба эти показателя выше у пациен­тов, перенесших инфаркт. По-видимому, переживания близости смерти, во-первых, стимулируют активность внутреннего мира, про­цессы мышления и осознания, рефлексии смыслов, и во-вторых, они расширяют контекст осмысления, способствуют тому, что дру­гие люди видятся как важные элементы и как смыслообразуюший контекст собственной жизни.

В исследовании Д.А.Леонтьева и М.А.Филатовой (1999 ) изуча­лись половые и возрастные различия по МПС. Сравнение проводи­лось методом контрастных групп. Испытуемыми были 10 женщин в возрасте от 22 до 27 лет, 10 женщин в возрасте от 50 до 60 лет, 10 мужчин в возрасте от 21 до 26 лет и 10 мужчин в возрасте от 50 до 62 лет. Сравнение количественных показателей проводилось по критерию ранговых сумм Уилкоксона для парных данных и по кри­терию знаков.

Оба критерия выявили значимые различия между мужчинами и женщинами по следующим показателям: число предельных катего­рий, число узловых категорий, продуктивность и индекс децентрации. Значения всех четырех показателей у женщин выше, чем у мужчин. Не выявилось различий в средней длине цепей, индексе рефлексивности и индексе негативности. Результаты сравнения по индексу связности неоднозначны: по критерию Уилкоксона жен­щины отличаются от мужчин большим индексом связности, одна­ко по критерию знаков эти различия не значимы.

Таким образом, в целом прослеживается тенденция к большей связности мировоззренческих представлений у женщин. В среднем женщины называют больше предельных категорий, в сочетании с хорошей связностью это дает возможность сделать вывод, что жен­щины более успешны в нахождении предельных оснований чело­веческих действий. С содержательной стороны мировоззрение женщин отличается большей децентрацией. Это является свидетель­ством того, что женщинам в большей мере, чем мужчинам, свой­ственно рассматривать свою жизнь в контексте жизни других людей и во взаимосвязи с ними, т.е. соотносить свои намерения и дей­ствия с интересами других людей. Эти результаты согласуются с тем, что было известно ранее в психологии половых различий. Од­нако говорить о существенных различиях между мужчинами и жен­щинами в степени интегрированное™ смысловой структуры мировоззрения нет оснований.

Значимые различия между возрастными группами обнаружи­лись по следующим показателям: числу предельных (у людей стар­шего возраста оно больше, чем у молодых) и узловых категорий {соотношение обратное), средней длине цепей (старшие выходят на предельный смысл быстрее, чем молодые), индексу депентрации (у старших испытуемых он выше). Индексы рефлексивности и негативности у той и другой группы примерно одинаковы. Рассог­ласование результатов сравнения показателей по разным критери­ям обнаружилось для индекса связности и продуктивности (по критерию Уилкоксона эти показатели у молодых испытуемых зна­чимо превышают соответствующие показатели у старших; по кри­терию знаков различия незначимы).

Таким образом, люди старшего возраста находят больше пре­дельных оснований для своих действий, а молодые — больше про­межуточных смыслов. Структура мировоззренческих представлений у молодых людей более связна.

Индекс децентрации у пожилых людей больше, чем у моло­дых, что представляется вполне закономерным. Специфика жиз­ненной ситуации 50—60-летних состоит в том, что, во-первых, у многих людей к этому времени есть не только дети, но и внуки, во-вторых, в этом возрасте люди выходят или готовятся выйти на пенсию. Психологи, занимающиеся проблемой осмысленности жизни на поздних ее этапах, отмечают у многих людей, достигших пенсионного возраста, утрату общественно или личностно значи­мых целей, что приводит к интеграции "своей личной жизненной перспективы с жизнью детей" (Панина, 1987). Вместе с тем, в про­токолах большей части испытуемых (27 человек из 40) не фигури­рует ни одной децентрированной категории.

В этом же исследовании была предпринята попытка установить связь между показателями структуры мировоззрения по МПС и со­держательными особенностями смысла жизни. Для выявления последних использовалась методика, разработанная П.Иберсолом (Ebersole, De Vogler, 1981). Ее основу составляет прямой вопрос: "Что является главным смыслом Вашей жизни в настоящее время? Если Вы чувствуете, что в настоящий момент Ваша жизнь не имеет смыс­ла, то напишите как Вы утратили этот смысл и почему Вам кажет­ся, что его нет. Напишите пример из Вашей жизни, который позволил бы лучше понять Ваш смысл жизни (или отсутствие смыс­ла)".

П.Иберсол разработал классификацию полученных таким спо­собом категорий; мы модифицировали этот перечень и использо­вали в конечном счете 9 классификационных категорий:

1. Саморазвитие ("Реализовать максимально свои возможности, способности, себя как личность, согласно своим ценностям").

2.Польза ("...принести максимум полезного себе, близким и обществу").

3.Семья ("Я живу ради своей дочери").

4.Движение к Богу ("Обрести полноту общения с Богом").

5.Понимание ("Уяснить для себя, в чем смысл...").

6.Достижение ("Занять определенное место в обществе...").

7.Любимая работа ("У меня нет времени рассуждать о смысле жизни, так как все время уходит на то, чтобы писать музы­ку").

8.Процесс жизни ("Жить самой и дать самостоятельно жить дру­гим").

9.Другое ("Сдать экзамены и курсовые вовремя и без проблем").





Для выявления связи смысловой структуры мировоззрения со смыслом жизни мы воспользовались полученными нами резуль­татами по методике П.Ибсрсола, позволившими нам отнести смысл жизни, сформулированный каждым из испытуемых, к одной из 9 классификационных категорий. Больше половины зафиксирован­ных нами эмпирических смыслов относится к трем категориям: "саморазвитие", "польза" и "семья". Остальные немногочислен­ные ответы распределились между оставшимися 6 категориями, и их статистическая обработка оказалась невозможной. Удалось лишь статистически сравнить и выявить значимые различия по МПС в трех наиболее представительных группах с ведущими смыслами "саморазвитие", "польза" и "семья".

Оба критерия выявили значимые различия между группами "са­моразвитие" и "польза" по следующим показателям: ИД, средняя длина цепи и N(УК) (эти показатели выше у первой группы). Со­гласно критерию Уилкоксона, ИСв у этой группы также выше. Не выявлено значимых различий в ИР, ИН, N(ПK) и продуктивнос­ти. Различия между группами "саморазвитие" и "семья" проявля­ются в ИС и средней длине цепей (эти показатели в первой группе значительно выше, чем во второй). Нет различий ни по одному критерию в индексах негативности и децентрации. Рассогласование результатов сравнения показателей по разным критериям проявля­ется в значении ИН (согласно критерию Уилкоксона, оно больше у группы с ориентацией на семью), в значенияхN (ПК), N(УК), продуктивности (все эти показатели выше у группы "саморазви­тие").

Оба применявшихся критерия выявили значимые различия меж­ду группами "польза" и "семья" по показателям: N(HK) и N(УК), которые выше у первой группы. Исходя из критерия Уилкоксона, значение ИР у второй группы выше, чем у первой. Однако крите­рий знаков оказался нечувствительным к этим различиям. По всем остальным показателям каких-либо значимых различий между ука­занными группами нет.

При сопоставлении всех трех групп обращает на себя внима­ние тот факт, что значения структурных индикаторов группы "са­моразвитие" значительно превышают соответствующие значения двух других групп. У этой группы также наблюдается высокий пока­затель ИД по сравнению с группой "польза" и низкий показатель негативности по сравнению с группой "семья". Группа "семья" отличается наиболее высоким ИН, который значимо превышает соответствующий показатель группы "саморазвитие". ИР в этой группе выше, чем в группе "польза". Числовые значения этих по­казателей в группе "семья" наиболее высокие среди трех групп. Одновременно у группы "семья" наблюдаются самые низкие пока­затели связности, а продуктивность значимо ниже продуктивности группы "саморазвитие". Из характеристик группы "польза" выде­ляется ИР — самый низкий среди трех групп, — а также ИД, кото­рый в этой группе значимо ниже ИД группы "саморазвитие" и ниже по своему числовому значению, чем в группе "семья", хотя в последнем случае значимость различий не достигает критического уровня.

Сравнительный анализ трех групп испытуемых позволяет дать им следующую характеристику. В целом мировоззрение испытуе­мых, ориентирующихся в своих смысложизненных устремлениях на саморазвитие, отличается наибольшей структурированностью и связностью, такие испытуемые более продуктивны в нахождении промежуточных смыслов своих действий, им свойственна активная и просоциальная мировоззренческая позиция. Ориентация на се­мейные ценности сочетается с гомеостатической моделью поведе­ния: с боязнью перемен и преобладанием рефлексивных процессов над практической деятельностью. У таких испытуемых ограничен перечень предельных смыслов, которым подчиняется жизнедеятель­ность, а также узловых смыслов. Наглядно это проявляется в том, что структура мировоззрения представляет собой ряд отдельных, не связанных друг с другом, смысловых цепочек, количество кото­рых весьма ограничено. Ориентация на принесение пользы наибо­лее связана с практическим осуществлением целей. Наблюдается рассогласование между заявляемой испытуемыми группы "польза" ориентацией на других людей (все их высказывания касаются при­несения пользы окружающим, а не себе) и результатами МПС, свидетельствующими об эгоцентрической позиции. На первый азгляд это может показаться парадоксальным, однако известно, что на уровне зрелой, развитой личности дихотомия эгоизма и альтруиз­ма преодолевается и снимается; направленность на свое развитие не противоречит, а напротив, положительно коррелирует с учетом интересов других людей (Mac/toy, 1999).



 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: