Методика предельных смыслов оказалась пригодна не только для идеографического анализа уникального содержания смысловой структуры индивидуальных мировоззренческих представлений, но и для количественного квазиэкспериментального анализа, результаты которого являются косвенным свидетельством валидности методики.
В исследовании Д.А.Леонтьева и А.Б.Кононова (не опубликовано) сравнивались протоколы МПС взрослых мужчин и женщин в возрасте от 20 до 40 лет (N=15) и подростков в возрасте от 14 до 16 лет (N=19). Сравнение выборок осуществлялось по непараметрическому критерию ранговых сумм Уилкоксона. Основным результатом оказалось отсутствие существенных различий между протоколами обеих сравниваемых групп. Единственными значимыми различиями были меньшее абсолютное число предельных категорий (р<0,05) и узловых категорий (р<0,01) у подростков, что могло быть артефактом более короткого времени работы с ними по сравнению со взрослыми испытуемыми, а также более низкий показатель рефлексивности (р<0,05); остальные различия иезначимы. Как и следовало ожидать на основании как теоретических соображений, так и житейского опыта, к 14-16 годам смысловая структура мировоззрения личности в основном складывается, и в дальнейшем не претерпевает радикальных трансформаций. Единственное, что еще не завершено — это развитие сознательной регуляции деятельности, роль которой у подростков меньше, чем у взрослых, что находит отражение в значимо более низком индексе рефлексивности.
|
|
В исследовании Д.АЛеонтьева и В.Н. Бузина (1992) проводился качественно-количественный анализ особенностей содержательно-смысловой структуры мировоззрения у больных хроническим алкоголизмом 2 и 3 стадии в сопоставлении со здоровыми испытуемыми, а также с больными олигофренией в легкой и средней степени дебильности. В сравнительном исследовании были использованы результаты трех групп испытуемых: контрольной выборки (мужчины 20—35 лет с незаконченным высшим или высшим образованием, N=9), больных хроническим алкоголизмом 11 и III степени (N=14) и олигофренией легкой и средней степени дебильности (N=11). Сравнение выборок осуществлялось по непараметрическому критерию ранговых сумм Уилкоксона. В исследовании проверялась гипотеза, что заболевание хроническим алкоголизмом имеет следствием качественные изменения мировоззренческих представлений, в частности, нарушение их интеграции в смысловые системы.
Было обнаружено, что графы смысловых связей больных алкоголизмом и олигофренией резко отличаются от графов контрольной выборки. Обе клинические группы демонстрируют крайне скудные цепи смысловых связей, как правило через максимум 2-3 шага выходя на предельный смысл. Цепи изолированы, ветвление практически отсутствует. За исключением числа предельных категорий, все остальные структурные индикаторы обнаруживают резкое снижение в обеих клинических группах. По числу узловых категорий, индексу связности, средней длине цепей и продуктивности различия между алкоголиками и нормой и олигофренами и нормой значимы при р < 0,01. В свою очередь, алкоголики отличаются от олигофренов несколько большим числом узловых категорий и, соответственно, индексом связности (р < 0,05); по остальным индикаторам различий нет. Все эти показатели свидетельствуют о том, что при хроническом алкоголизме, как и при олигофрении, нарушается связность мировоззренческих представлений, их структурированность и интегрированность в смысловые системы. Если в норме представления о предельных основаниях человеческих действий образуют достаточно сложную связную структурную целостность, то для обеих рассматриваемых клинических групп характерна предельная упрощенность этих представлений и их мозаичность — раздробленность на слабо связанные между собой осколки.
|
|
Больные алкоголизмом обнаруживают также понижение индекса децентрации по сравнению как с контрольной выборкой (р < 0,01), так и с олигофренами (р < 0,05). Напротив, показатель негативности у них существенно повышается по сравнению с обеими этими группами (р < 0,01 в обоих случаях). Это характеризует больных хроническим алкоголизмом как людей, жизнь которых замкнута на самих себя, в круг привычных форм поведения, отклонение от которых вызывает дискомфорт. Норма и олигофрены не различаются по индексу децентрации; индекс же негативности в протоколах контрольной выборки оказался существенно выше, чем у олигофренов (р < 0,01), что свидетельствует о том, что для олигофренов не характерна тенденция к защитному избеганию даже в тех пределах, в которых она наблюдается у здоровых людей. Индекс рефлексивности, как и следовало ожидать, в контрольной выборке существенно выше, чем в обеих клинических группах, между которыми значимые различия отсутствуют. Мы рассматриваем это как признак снижения в этих группах регулирующей роли сознания по отношению к практической деятельности, хотя причины этого снижения у алкоголиков и у олигофренов, очевидно, разные. Можно было бы предположить, что на различиях в структурной организации мировоззрения сказывается различный уровень образования представителей сравниваемых групп, если бы это предположение не противоречило приведенным выше данным сравнительного исследования взрослых и подростков, из которого следует, что образование не влияет на показатели МПС.
Таким образом, у алкоголиков мы сталкиваемся с упрощенной, свернутой структурой смысловой регуляции жизнедеятельности, сужением смысловой перспективы. Смыслы действий алкоголика всегда замкнуты на себя, на удовлетворение актуальных потребностей. Актуальные потребности жестко определяют смыслы конкретных действий, утрачивается сложный полимотивированный характер поступков. Жизнедеятельность алкоголика — это цепь мало связанных между собой эпизодов, очерчиваемых циклами актуализации — удовлетворения потребностей. Основная направленность смысловой регуляции — защитная, служащая избеганию дискомфорта в ситуациях отклонения от социальных стереотипов. Наиболее характерные смыслы для алкоголиков: "не быть тупым", "не приносить вреда", "не нарушать закон" и т.п. Истории болезни, однако, свидетельствуют о том, что в реальной жизни им не удается избежать конфликтов с законом, переживаний неполноценности и т.п. Поскольку роль внутреннего мира, "внутреннего плана" сознания в регуляции жизнедеятельности сведена у них к минимуму, избегание дискомфорта обеспечивается действием защитного механизма отрицания, в результате которого происходит замена социально неприемлемых содержаний сознания на социально приемлемые, что обеспечивает характерное для алкоголиков переживание "благодушия" (Братусь, 1974), согласия с собой.
|
|
Особенности смысловой структуры личности олигофренов во многом повторяют структурные особенности, характерные для больных алкоголизмом. Упрощенность и раздробленность структуры смысловой регуляции жизнедеятельности определяется у них, однако, не диктатом сиюминутных эгоцентрических побуждений, отражающихся в примитивной организации внутреннего мира, а. напротив, исходной бедностью внутреннего мира, затрудняющей ориентацию на разветвленные и сложные системы смысловых связей. С содержательной же стороны смыслы, характерные для олигофренов, имеют гораздо больше общего со смыслами психически здоровых людей, чем со смыслами больных алкоголизмом.
В исследовании М.О.Калашникова (не опубликовано) ставилась задача валидизации показателей МПС через сопоставление результатов этой методики с результатами ряда других инструментов личностной диагностики, в числе которых были тест смысложизненных ориентации (СЖО — Леонтьев, 1992), опросник уровня субъективного контроля (УСК — Бажин, Голынкина, Эткинд, 1993), самоактуализационный тест (CAT — Гозман, Кроз, 1987) и методика изучения самоотношения (МИС — Пантилеев, 1993). Испытуемыми были мужчины и женщины с высшим и неоконченным высшим гуманитарным образованием, а также студенты гуманитарных вузов в возрасте от 21 до 32 лет — всего 24 человека.
Корреляционный анализ не выявил существенных связей между показателями смысловой структуры мировоззрения (по МПС) и личностными параметрами (УСК, МИС, CAT), за исключением двух довольно тривиальных корреляций: а) суммарное количество категорий в МПС положительно (р < 0,01) коррелирует с общим показателем методики СЖО, т.е. чем выше у человека уровень осмысленности жизни, тем разнообразнее и многочисленнее его ответы на вопросы психолога; б) общее количество категорий и количество узловых категорий положительно (р < 0,01) коррелируют с результатами по шкале "компетентность во времени" CAT. Слабая связь показателей МПС с личностными чертами позволяет говорить о том, что смысловая структура мировоззрения локализована в иной психологической плоскости по сравнению с плоскостью личностных черт, что, собственно, и предполагается базовой теоретической моделью структуры личности (Леонтьев, 1993).
|
|
М.О.Калашников предпринял также попытку классифицировать предельные смыслы испытуемых в соответствии с выделенными Б.С.Братусем (1985, с.33—34) уровнями смысловой сферы личности: ситуационным, эгоцентрическим, группоцентрическим, просоциальным.
Подавляющее большинство испытуемых (87%) образовали две близкие по численности группы: А) лица, предельные смыслы которых относятся к эгоцентрическому уровню и Б) лица, предельные смыслы которых относятся одновременно к "эгоцентрическому" и "просоциальному" уровням. Сравнение этих двух групп по данным опросников выявило, что по показателям СЖО (общему уровню осмысленности жизни и субшкалам) и УСК (общий локус контроля, локус контроля в достижениях, неудачах, в межличностных и семейных отношениях), а также по среднему возрасту группа А существенно превосходит группу Б. По-видимому, наличие среди предельных смыслов абстрактных социальных ориентации является признаком сниженного уровня самодостаточности и социальной ответственности.
В исследовании Ю.А.Васильевой (1995; 1997 ) сравнивались по ряду методик подростки 16—17 лет обоего пола, находящиеся на экспертизе вследствие конфликта с законом (N = 30) и подростки того же возраста и пола, не имеющие конфликтов с законом (N = 30). Значимые различия между этими группами обнаружились по показателям продуктивности (р < 0,01) и рефлексивности (р < 0,01), которые ниже у делинквентных подростков по сравнению с законопослушными. Это позволяет, вкупе с другими данными, сделать вывод о снижении роли внутреннего мира в регуляции жизнедеятельности у делинквентных подростков.
В исследовании А.П.Попогребского (1998) испытуемыми были 12 пациентов Кардиологического центра РАМН обоего пола в возрасте от 40 до 50 лет, находящиеся на этапе восстановления после перенесенного инфаркта, и 12 испытуемых того же возраста, находящиеся на обследовании в общетерапевтической клинике. Структурные индикаторы, как и общий вид смысловых деревьев, не различались в этих группах сколько-нибудь заметно. Были выявлены, однако, значимые различия в индексах децентрации (р < 0,001) и рефлексивности (р < 0,02). Оба эти показателя выше у пациентов, перенесших инфаркт. По-видимому, переживания близости смерти, во-первых, стимулируют активность внутреннего мира, процессы мышления и осознания, рефлексии смыслов, и во-вторых, они расширяют контекст осмысления, способствуют тому, что другие люди видятся как важные элементы и как смыслообразуюший контекст собственной жизни.
В исследовании Д.А.Леонтьева и М.А.Филатовой (1999 ) изучались половые и возрастные различия по МПС. Сравнение проводилось методом контрастных групп. Испытуемыми были 10 женщин в возрасте от 22 до 27 лет, 10 женщин в возрасте от 50 до 60 лет, 10 мужчин в возрасте от 21 до 26 лет и 10 мужчин в возрасте от 50 до 62 лет. Сравнение количественных показателей проводилось по критерию ранговых сумм Уилкоксона для парных данных и по критерию знаков.
Оба критерия выявили значимые различия между мужчинами и женщинами по следующим показателям: число предельных категорий, число узловых категорий, продуктивность и индекс децентрации. Значения всех четырех показателей у женщин выше, чем у мужчин. Не выявилось различий в средней длине цепей, индексе рефлексивности и индексе негативности. Результаты сравнения по индексу связности неоднозначны: по критерию Уилкоксона женщины отличаются от мужчин большим индексом связности, однако по критерию знаков эти различия не значимы.
Таким образом, в целом прослеживается тенденция к большей связности мировоззренческих представлений у женщин. В среднем женщины называют больше предельных категорий, в сочетании с хорошей связностью это дает возможность сделать вывод, что женщины более успешны в нахождении предельных оснований человеческих действий. С содержательной стороны мировоззрение женщин отличается большей децентрацией. Это является свидетельством того, что женщинам в большей мере, чем мужчинам, свойственно рассматривать свою жизнь в контексте жизни других людей и во взаимосвязи с ними, т.е. соотносить свои намерения и действия с интересами других людей. Эти результаты согласуются с тем, что было известно ранее в психологии половых различий. Однако говорить о существенных различиях между мужчинами и женщинами в степени интегрированное™ смысловой структуры мировоззрения нет оснований.
Значимые различия между возрастными группами обнаружились по следующим показателям: числу предельных (у людей старшего возраста оно больше, чем у молодых) и узловых категорий {соотношение обратное), средней длине цепей (старшие выходят на предельный смысл быстрее, чем молодые), индексу депентрации (у старших испытуемых он выше). Индексы рефлексивности и негативности у той и другой группы примерно одинаковы. Рассогласование результатов сравнения показателей по разным критериям обнаружилось для индекса связности и продуктивности (по критерию Уилкоксона эти показатели у молодых испытуемых значимо превышают соответствующие показатели у старших; по критерию знаков различия незначимы).
Таким образом, люди старшего возраста находят больше предельных оснований для своих действий, а молодые — больше промежуточных смыслов. Структура мировоззренческих представлений у молодых людей более связна.
Индекс децентрации у пожилых людей больше, чем у молодых, что представляется вполне закономерным. Специфика жизненной ситуации 50—60-летних состоит в том, что, во-первых, у многих людей к этому времени есть не только дети, но и внуки, во-вторых, в этом возрасте люди выходят или готовятся выйти на пенсию. Психологи, занимающиеся проблемой осмысленности жизни на поздних ее этапах, отмечают у многих людей, достигших пенсионного возраста, утрату общественно или личностно значимых целей, что приводит к интеграции "своей личной жизненной перспективы с жизнью детей" (Панина, 1987). Вместе с тем, в протоколах большей части испытуемых (27 человек из 40) не фигурирует ни одной децентрированной категории.
В этом же исследовании была предпринята попытка установить связь между показателями структуры мировоззрения по МПС и содержательными особенностями смысла жизни. Для выявления последних использовалась методика, разработанная П.Иберсолом (Ebersole, De Vogler, 1981). Ее основу составляет прямой вопрос: "Что является главным смыслом Вашей жизни в настоящее время? Если Вы чувствуете, что в настоящий момент Ваша жизнь не имеет смысла, то напишите как Вы утратили этот смысл и почему Вам кажется, что его нет. Напишите пример из Вашей жизни, который позволил бы лучше понять Ваш смысл жизни (или отсутствие смысла)".
П.Иберсол разработал классификацию полученных таким способом категорий; мы модифицировали этот перечень и использовали в конечном счете 9 классификационных категорий:
1. Саморазвитие ("Реализовать максимально свои возможности, способности, себя как личность, согласно своим ценностям").
2.Польза ("...принести максимум полезного себе, близким и обществу").
3.Семья ("Я живу ради своей дочери").
4.Движение к Богу ("Обрести полноту общения с Богом").
5.Понимание ("Уяснить для себя, в чем смысл...").
6.Достижение ("Занять определенное место в обществе...").
7.Любимая работа ("У меня нет времени рассуждать о смысле жизни, так как все время уходит на то, чтобы писать музыку").
8.Процесс жизни ("Жить самой и дать самостоятельно жить другим").
9.Другое ("Сдать экзамены и курсовые вовремя и без проблем").
Для выявления связи смысловой структуры мировоззрения со смыслом жизни мы воспользовались полученными нами результатами по методике П.Ибсрсола, позволившими нам отнести смысл жизни, сформулированный каждым из испытуемых, к одной из 9 классификационных категорий. Больше половины зафиксированных нами эмпирических смыслов относится к трем категориям: "саморазвитие", "польза" и "семья". Остальные немногочисленные ответы распределились между оставшимися 6 категориями, и их статистическая обработка оказалась невозможной. Удалось лишь статистически сравнить и выявить значимые различия по МПС в трех наиболее представительных группах с ведущими смыслами "саморазвитие", "польза" и "семья".
Оба критерия выявили значимые различия между группами "саморазвитие" и "польза" по следующим показателям: ИД, средняя длина цепи и N(УК) (эти показатели выше у первой группы). Согласно критерию Уилкоксона, ИСв у этой группы также выше. Не выявлено значимых различий в ИР, ИН, N(ПK) и продуктивности. Различия между группами "саморазвитие" и "семья" проявляются в ИС и средней длине цепей (эти показатели в первой группе значительно выше, чем во второй). Нет различий ни по одному критерию в индексах негативности и децентрации. Рассогласование результатов сравнения показателей по разным критериям проявляется в значении ИН (согласно критерию Уилкоксона, оно больше у группы с ориентацией на семью), в значенияхN (ПК), N(УК), продуктивности (все эти показатели выше у группы "саморазвитие").
Оба применявшихся критерия выявили значимые различия между группами "польза" и "семья" по показателям: N(HK) и N(УК), которые выше у первой группы. Исходя из критерия Уилкоксона, значение ИР у второй группы выше, чем у первой. Однако критерий знаков оказался нечувствительным к этим различиям. По всем остальным показателям каких-либо значимых различий между указанными группами нет.
При сопоставлении всех трех групп обращает на себя внимание тот факт, что значения структурных индикаторов группы "саморазвитие" значительно превышают соответствующие значения двух других групп. У этой группы также наблюдается высокий показатель ИД по сравнению с группой "польза" и низкий показатель негативности по сравнению с группой "семья". Группа "семья" отличается наиболее высоким ИН, который значимо превышает соответствующий показатель группы "саморазвитие". ИР в этой группе выше, чем в группе "польза". Числовые значения этих показателей в группе "семья" наиболее высокие среди трех групп. Одновременно у группы "семья" наблюдаются самые низкие показатели связности, а продуктивность значимо ниже продуктивности группы "саморазвитие". Из характеристик группы "польза" выделяется ИР — самый низкий среди трех групп, — а также ИД, который в этой группе значимо ниже ИД группы "саморазвитие" и ниже по своему числовому значению, чем в группе "семья", хотя в последнем случае значимость различий не достигает критического уровня.
Сравнительный анализ трех групп испытуемых позволяет дать им следующую характеристику. В целом мировоззрение испытуемых, ориентирующихся в своих смысложизненных устремлениях на саморазвитие, отличается наибольшей структурированностью и связностью, такие испытуемые более продуктивны в нахождении промежуточных смыслов своих действий, им свойственна активная и просоциальная мировоззренческая позиция. Ориентация на семейные ценности сочетается с гомеостатической моделью поведения: с боязнью перемен и преобладанием рефлексивных процессов над практической деятельностью. У таких испытуемых ограничен перечень предельных смыслов, которым подчиняется жизнедеятельность, а также узловых смыслов. Наглядно это проявляется в том, что структура мировоззрения представляет собой ряд отдельных, не связанных друг с другом, смысловых цепочек, количество которых весьма ограничено. Ориентация на принесение пользы наиболее связана с практическим осуществлением целей. Наблюдается рассогласование между заявляемой испытуемыми группы "польза" ориентацией на других людей (все их высказывания касаются принесения пользы окружающим, а не себе) и результатами МПС, свидетельствующими об эгоцентрической позиции. На первый азгляд это может показаться парадоксальным, однако известно, что на уровне зрелой, развитой личности дихотомия эгоизма и альтруизма преодолевается и снимается; направленность на свое развитие не противоречит, а напротив, положительно коррелирует с учетом интересов других людей (Mac/toy, 1999).