Целью использования всех рассмотренных метолов является сравнение эффективности деятельности в различные периоды времени. Поэтому, необходимо:
быть последовательным в использовании базы измерений;
использовать в методах величины, выраженные в денежных единицах, а не в единицах времени или количестве продукции;
следить, чтобы в каждом соотношении и числитель и знаменатель соответствовали одному и тому же периоду времени.
Рыночные отношения требуют внедрения в практику международных правил ведения учета, анализа хозяйственной деятельности и отчетности. В принципе, эту информацию можно разделить на внешнюю (финансовую) и внутреннюю (управленческую), как по характеру ее сбора, так и по использованию.
Внутренний учет и анализ называют управленческим; различие между ним и внешней отчетностью постоянно углубляется. Во всяком случае, управленческий анализ субъективен, конфиденциален, но именно он несет нагрузку обеспечения принятия решений, и им занимаются профессионалы высокого уровня; однако при этом страдают сопоставимость и возможность обобщения данных различных фирм. В Международных стандартах на системы качества отмечается, что затраты, связанные с качеством, калькулируются (классифицируются) внутри организации согласно ее собственным критериям.
|
|
При этом к затратам, связанным с качеством, относят затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в том числе при совершенствовании качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто удовлетворительное качество; некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они могут быть очень существенными (например, потеря престижа фирмы).
В Международных стандартах на системы качества отмечается важное значение оценки эффективности системы качества с финансовой (внешней) точки зрения. Эффективная система качества (СК) может оказывать чрезвычайно важное влияние на рентабельность организации, особенно за счет совершенствования хозяйственной деятельности, что приводит не только к снижению брака и затрат на изготовление продукции, но и к сокращению затрат, связанных с использованием и эксплуатацией продукции.
Международные стандарты дают для целей однообразия, сопоставимости и обобщения хозяйственной информации рекомендации только по некоторым методам калькуляции затрат на качество для внешней (финансовой) отчетности о деятельности изготовителя (производителя) в рамках системы качества.
В заключении можно сказать, что расходы на качество становятся важным показателем при определении валового продукта, а экономическое значение качества продукции и предоставляемых услуг находит самое широкое признание.
|
|
Методы определения расходов на качество в течение каждой стадии жизненного цикла продукции, включая расходы потребителя на качество и другие сопутствующие расходы, совершенствуются и развиваются.
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте каждый из методов калькуляции затрат на качество.
2. Задание: При изучении программы расходов на качество Вы выбирали самостоятельно производство и определяли статьи расходов на качество для него, предварительно составив программу и выбрав мероприятия программы расходов на качество. Для этого же предприятия выберите метод расчета затрат на качество и рассчитайте эти затраты.
Список рекомендуемой литературы:
1. Окрепилов В.В. «Управление качеством»: СПб.: «Наука», 2000 г.
2. Крылова Г.Д. «Основы стандартизации, сертификации, метрологии». М.: «Аудит», 1998г.
3. «Стандарты и качество» №5-8 2001г.
4. Кохно П.А., Микрюков В.А. «Менеджмент»: Москва: «Финансы и статистика», 1993.
5. Кульман А. «Экономические механизмы»: Москва: «Прогресс», 1994.
6. Мескон М. и др. «Основы менеджмента»: М., 1995.
7. Телор Фр.У. «Менеджмент»: М., 1992.
8. Бадалов Л.М. «Экономические проблемы повышения качества продукции»: М.,1992
9. Брун М. «Управление качеством: затраты и выгоды» - Проблемы теории и практики управления-2000,№1
10. Окрепилов В.В. «Управление качеством»: М., 1998
11. Калашников В.А., «Словарь рыночной экономики»: М., 1993.
12. «Стандарты и качество» № 1, № 9, 2001г.
13. Фейгенбаум А., «Контроль качества продукции»: «Экономика», М.,1986г.
14. Фомин В.Н. «Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация» курс лекций: М., изд. «ЭКМОС», 2000
15. «Стандарты и качество» № 2 за 2002, № 12 за 2001 год.
16. Международные стандарты ИСО серии 9000:2000.
[1] Калькуляция лат. calculatio счет, подсчет- исчисление себестоимости единицы продукции или выполненной работы.