Информационная база анализа затрат на качество продукции

Для анализа стоимостной величины средств, затрачиваемых на поддержание качества продукции, используется различная информация. Но прежде чем начать ее собирать, следует определить, каково ее назначение.

Цели сбора данных в процессе стоимостного анализа качества могут быть следующими:

- снижение затрат на единицу продукции при сохранении ее прежнего качества;

- снижение затрат на изделия при одновременном улучшении их свойств;

- повышение удельных затрат, позволяющее добиться высокого уровня качества, дающего преимущества перед конкурентами;

- определение величины издержек по видам для изменения их структуры, но сохранение прежнего объема затрат на продукцию, позволяющего поддержать сложившийся уровень цены в целях опережения конкурента по качеству;

Рис.2 Взаимосвязь затрат, обеспечивающих качество при производстве новой и усовершенствованной продукции.

- увеличение объема производства без снижения качества продукции из прежнего объема ресурсов за счет уменьшения и ликвидации отходов;

- анализ отклонений от установленных требований;

- контроль продукции;

- установление цены на продукцию.

Таким образом, часть данных о качестве, касающаяся технических особенностей изделия и его производства, находится на предприятии-изготовителе, другая на конкурирующем предприятии или в сфере реализации, т. е. во внешней среде.

Данные для анализа затрат на качество могут быть:

первичными, как правило, это технические и иные параметры изделий, содержащиеся в ТУ, стандартах, сертификатах и иных документах, подтверждающих качество продукции;

вторичными, получающимися в результате обработки первичных.

Получение первичных внутренних данных значительно дешевле, чем вторичных внешних и даже первичных внешних. При этом вторичные, преобразованные, обычно называют информацией.

Данные для анализа затрат на качество различаются также по видам. Они могут быть техническими и экономическими, например технические - обычно внутренние первичные, а экономические - и внутренние и внешние, первичные и вторичные. Все эти различия влияют на величину расходов времени и денежных средств, затрачиваемых на получение, а также на методы получения и преобразования данных в целях их дальнейшего анализа.

Сокращает затраты времени на обработку данных разработка таких видов их носителей, которые делают возможными предварительные выводы сразу после сбора данных. Для этого необходимо зарегистрировать источник информации (дату, когда она собиралась, рабочего, делавшего операцию, станок, на котором производилась обработка, партию используемых материалов и т.п.), регистрацию осуществлять в таблицах, облегчающих и ускоряющих вычисление статистических показателей, используемых при принятии оперативных управленческих решений и для дальнейшего более глубокого статистико-математического анализа взаимосвязей и тенденций.

Более сложным, трудоемким и дорогим является получение внешней информации. Часть ее содержится в рекламных проспектах, прайс-листах (price list), материалах периодической печати и специальной литературе. Эти данные более надежны по сравнению с получаемыми в сфере реализации путем проведения специальных выборочных исследований по изучению мнения потребителей о цене и качестве продукции. Однако информацию, получаемую из выборочных исследований, трудно чем-либо заменить, если предприятие хочет учесть желание покупателей для увеличения объема продаж путем улучшения свойств продукции. С этой целью можно использовать опрос продавцов продукции и покупателей или проводить анкетирование населения, которое в процессе обработки данных необходимо разбить на группы (классы). Это позволит определить мнение различных социальных, возрастных и т.д. групп населения о продукции предприятия с использованием типической выборки для получения информации.

При сборе таких данных по ограниченному числу потребителей, особенно при малой выборке, удобно построение диаграмм рассеивания, позволяющих изучить зависимость между парами переменных, например, ценой и внешним оформлением, упаковкой товара. Этими переменными могут быть:

характеристика качества или влияющий на нее фактор;

две различные характеристики качества;

два фактора, влияющих на одну характеристику качества.

Целесообразно хотя бы одним из переменных брать показатель, выражающий затраты на качество, создание или поддержание какого-либо свойства продукции или цену на нее, т.е. стоимостную величину.

Диаграмма рассеивания строится в несколько этапов. На первом этапе в таблице записывают собираемые данные (х и у), между которыми изучается зависимость. На втором - строится шкала значений показателей путем деления разности между их максимальной и минимальной величинами на желаемое примерно одинаковое число частей. На оси х откладывают значения факторного, а на оси у - результативного признака. На третьем этапе строят диаграмму рассеивания путем нанесения точек, полученных в результате наблюдения, на график. На заключительном этапе вносятся адресные данные: название диаграммы, время наблюдения, имя исполнителя и другие необходимые сведения.

Приведем пример построения диаграммы рассеяния. Предположим, предприятие выясняет, как влияет качество упаковки часов на спрос данной продукции. Для потребителя упаковка является качественным признаком в отношении как внешнего оформления, так и его сохранности. Для производителя это еще и количественный показатель, выраженный некоторой суммой затрат. Для удобства сбора данных обозначим каждый вид упаковки номером:

1 – продажа без заводской упаковки (завертывание в бумагу в магазине);

2 – мягкий пакет;

3 – фирменный мягкий пакет;

4 - картонная коробка простая;

5 - пластиковый футляр;

6 – коробка фирменная, подарочная.

Каждому виду упаковки соответствует определенная цена товара (цена упаковки не сообщается и воспринимается покупателем как разница между последующей и предыдущей ценами изделия в зависимости от вида его оформления). Она колеблется от 4 до 9 денежных единиц и составляет целые числа с интервалом в 1 денежную единицу. Однако в процессе обследования, проведенного в форме устного опроса, покупатели называли и дробные значения, что было учтено. Результаты опроса 30 покупателей приведены в таблице 1 [16].

Таблица 1.

Данные опроса покупателей магазина «Подарки» об упаковке и цене часов «Электроника»

Дата Цена ден. ед. Вид (№) упаковки Дата Цена ден. ед. Вид (№) упаковки
18 февраля     20 февраля    
        4,5  
  4,5        
  4,5        
      21 февраля 7,5  
        5,5  
19 февраля 5,5     5,5  
  5,5     5,5  
  5,5   22 февраля 4,5  
        6,5  
        6,5  
        6,5  
      23 февраля    
           
  7,5        

Для облегчения построения диаграммы рассеивания и дальнейшей математической обработки данных исходных материалов из табл. 1 целесообразно представить в ранжированном виде:

цена № упаковки цена № упаковки
  1, 2, 3 6,5 3, 4, 5
4,5 1, 2, 3, 4   5, 6
  2, 3, 4, 5 7,5 5, 6
5,5 3, 4, 5   5, 6
  4, 5 8,5  
       
Примечание. Выделенные цифры означают, что значение встречалось дважды

Обратим внимание, что цена подарочной упаковки не называлась и максимальная цена фактически составила 8 ден. ед.

По ранжированным данным построим диаграмму рассеивания (рис. 3).

Рис. 3 Диаграмма рассеивания для вида упаковки и цены часов «Электроника»

Данные диаграммы рассеивания позволяют сделать предварительные выводы о взаимосвязи исследуемых переменных, в данном примере о предпочтениях покупателя относительно качества упаковки, обеспечивающей сохранность изделия, и его цены. Предпочтения отданы надежной упаковке при умеренной цене, верхний уровень которой в ответах не назван, что должно обратить на себя внимание предприятие-производителя, как сигнал о завышении в глазах покупателя цене.

Таким образом, несмотря на разносторонность информации, характеризующей затраты на качество продукции, и факторы, влияющие на него и на подобные расходы, необходимо и вполне возможно уже на этапе формирования данных использовать наглядные формы их представления в сочетании с методиками первичного анализа: группировкой, графическим и т. д. Это значительно ускоряет процесс анализа и облегчает дальнейшее использование в его целях статистико-математических методов.

Контрольные вопросы:

1. На рисунке 1 представлены этапы производства. Определите к каким затратам (научно-техническим, управленческим, производственным, дополнительным) можно отнести данные этапы. Обоснуйте свой выбор.

2. Изучив рисунок 2 опишите взаимосвязь затрат на качество выпускаемой продукции с новой и усовершенствованной.

3. С какими целями создается информационная база анализа затрат на качество.

4. Опишите методы сбора информационной базы.

Список рекомендуемой литературы:

1. Окрепилов В.В. «Управление качеством»: СПб.: «Наука», 2000 г.

2. Крылова Г.Д. «Основы стандартизации, сертификации, метрологии». М.: «Аудит», 1998г.

3. «Стандарты и качество» №5-8 2001г.

4. Кохно П.А., Микрюков В.А. «Менеджмент»: Москва: «Финансы и статистика», 1993.

5. Кульман А. «Экономические механизмы»: Москва: «Прогресс», 1994.

6. Мескон М. и др. «Основы менеджмента»: М., 1995.

7. Телор Фр.У. «Менеджмент»: М., 1992.

8. Бадалов Л.М. «Экономические проблемы повышения качества продукции»: М.,1992

9. Брун М. «Управление качеством: затраты и выгоды» - Проблемы теории и практики управления-2000,№1

10. Окрепилов В.В. «Управление качеством»: М., 1998

11. Калашников В.А., «Словарь рыночной экономики»: М., 1993.

12. «Стандарты и качество» № 1, № 9, 2001г.

13. Фейгенбаум А., «Контроль качества продукции»: «Экономика», М.,1986г.

14. Фомин В.Н. «Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация» курс лекций: М., изд. «ЭКМОС», 2000

15. «Стандарты и качество» № 2 за 2002, № 12 за 2001 год.

16. С.Д. Ильенков, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др. «Управление качеством» учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998





Подборка статей по вашей теме: