Этапы формирования и виды затрат на качество продукции

Методические указания

По дисциплине

«эКОНОМИКА КАЧЕСТВА, СТАНДАРТИЗАЦИИ И СЕРТИФИКАЦИИ»

для направления «Стандартизация и сертификация (машиностроения)» №0720

для проведения практических и семинарских занятий

“Управление затратами на качество”

Москва 2006 г.


Оглавление

Цели и задачи практических (семинарских) занятий ………………………2

1. Этапы формирования и виды затрат на качество продукции ……..2

2. Информационная база анализа затрат на качество продукции.…..5

Контрольные вопросы ……………….………………………………………7

Список рекомендуемой литературы ………………………………………….7

Цели и задачи практических (семинарских) занятий.

Цель дисциплины - обучение студентов теоретическим основам и получение практических навыков по анализу и обработке затрат на качество.

Задачи дисциплины – освоение студентами методов калькуляции затрат на качество.

Этапы формирования и виды затрат на качество продукции.

Обеспечение качества продукции связано с затратами. Качество продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение его запросов, а именно, надежность продукции и экономию затрат на ее эксплуатацию. Эти свойства формируются в процессе всей производственной деятельности предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях предприятия. Вместе с ними образуется стоимостная величина продукта, характеризующая эти свойства. Все начинается с планирования разработок продукции и заканчивается ее реализацией и послепродажным обслуживанием. На рис. 1 показаны этапы производства, влияющие на формирование затрат и стоимости товара или услуги.

Рис.1 Этапы производства, влияющие на формирование затрат и стоимости продукции (услуг)

Анализируя рис. 1, можно конкретизировать на каком этапе деятельности, где, в каком подразделении, реализуется гарантия качества. Т.к. за каждый этап и подразделение несет ответственность руководитель, становится ясно, кто отвечает за качество продукции. То, что подразумевается под гарантиями качества, есть технические, технологические, экологические, эргономические, экономические и иные показатели качества, которые и обеспечивают удовлетворение запросов потребителя.

Укрупненные затраты, связанные с качеством продукции, можно разделить на затраты научно-технические, управленческие и производственные.

Научно-технические и управленческие подготавливают, обеспечивают и контролируют условия производства качественной продукции, т.е. как бы предопределяют наличие и величину производственных затрат. Если разработка и конструирование новой продукции осуществляется внешними организациями, то затраты, обеспечивающие качество на данном предприятии, будут включать в себя только издержки на внедрение. В отдельных случаях, особенно при производстве новой продукции, контроль ведут конструкторские подразделения за подготовкой производства.

В общем случае управленческие затраты, связанные с гарантией качества изделия, включают в себя:

- транспортные затраты (внешние и внутренние перевозки сырья, комплектующих и готовой продукции), подразделяющиеся на организационные (обеспечивающие бесперебойную работу транспорта) и технические (включающие стоимость транспортных средств, цехов, подъездных путей и затраты на персонал транспортных подразделений);

- снабженческие затраты (закупка запланированного по видам, количеству и качеству сырья и комплектующих материалов). Их можно разделить на материальные (соответствие фактических материальных ресурсов запланированным); технические (относящиеся к закупке необходимого оборудования и иных видов основных фондов производственного назначения и для целей управления предприятия); затраты на персонал снабженческих подразделений, от деятельности и компетентности которого зависит в дальнейшем выполнение производственной программы;

- затраты на подразделение, контролирующее производство;

- затраты, связанные с работой экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции: плановый отдел (своевременное составление планов), финансовый (своевременное обеспечение проекта финансовыми ресурсами), бухгалтерия (выписка счетов) и т. п.;

- затраты на деятельность иных служб аппарата управления предприятием, которые в различной степени связаны и влияют на обеспечение качества продукции, особенно управление кадрами, в функции которого входит набор персонала, повышение его квалификации и проверка соответствия требуемому уровню и условиям.

Величину управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, опосредовано.

Производственные затраты в свою очередь можно разделить на материальные, технические и трудовые. Причем, все они прямо относятся на стоимость продукции. Размер материальных производственных затрат поддается прямому счету. Рассчитать размер технических производственных затрат можно через амортизационные отчисления, а трудовых - через заработную плату (оплату нормо-часов).

С целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, надо различать базовые и дополнительные затраты.

Базовые затраты образуются в процессе разработки, освоения и производства новой продукции. В дальнейшем, до момента снятия продукции с производства, они постоянно учитываются и входят в затраты на управление. Основная часть базовых затрат отражает стоимостную величину факторов производства, а также общехозяйственные и общепроизводственные расходы, относимые на изготовление конкретного изделия через смету затрат.

Дополнительные затраты возникают при совершенствовании и восстановлении утерянного (недополученного по сравнению с запланированным) уровня качества. Включают в себя затраты на оценку и затраты на предупреждение.

Затраты на оценку можно условно разделить на две части. К первой относятся расходы, которые несет предприятие для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим, экологическим, эргономическим и иным условиям. Обычно их нетрудно рассчитать. Частично они включают затраты на контролирующий персонал, специальное оборудование и накладные расходы отдела технического контроля (отдела качества). Другую часть составляют затраты на информацию в сфере реализации продукции, на изучение мнения потребителя о качестве продукции, а именно: разработку, организацию и проведение специальных выборочных иссделований, включая инструментарий и затраты на оплату персонала.

К затратам на предупреждение относятся расходы на доработку и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, лучшим мировым образцам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях и на остановку производства. В данную группу следует включить затраты на внедрение системы управления качеством, в том числе ее техническое обеспечение, разработку стандартов, расходы на документацию, на персонал: его подбор, подготовку, оплату и т. д.

Существует еще одна группа издержек, которые при их возникновении следует относить или к базовым, или к дополнительным в зависимости от новизны продукции.

Это затраты на брак и его исправление. Их величина может существенно колебаться и состоять как из расходов на производство забракованной в дальнейшем продукции при наличии неисправимого брака и (или) дополнительно затрат на его исправление, если брак не окончательный, а может также включать оплату морального и (или) физического ущерба, нанесенного потребителю некачественной продукцией. В последнем случае издержки, связанные с качеством продукции, а точнее его отсутствием, могут оказаться существенными.

На рис.2 показаны виды затрат при производстве новой продукции и усовершенствованной. При этом затраты на брак и исправление возникают как при производстве, так и за пределами предприятия, в сфере потребления продукции. Это предъявляет дополнительные требования к информации о качестве, которая может положительно повлиять на минимизацию затрат на брак и его исправление.

Необходим глубокий качественный и количественный анализ затраты на создание, поддержание производства качественной продукции, т.к. это влияет на имидж предприятия, который формируется и на предприятии, и за его пределами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: