Перевоплощение в исламе

До появления пророка Мухаммеда народы Ара­вии отправляли обряды идолопоклонства и сабеиз­ма*. Они поклонялись странным богам, звездам, со­звездиям, деканам* и частям Зодиака. Войдя в Каабу в Мекке, Мухаммед уничтожил триста шестьдесят богов, изваяния которых стояли в пределах святого места. Эти божества принадлежали культу астролат­рии*, сохранившемуся в Аравии со времен халдей­ских магов.

В предисловии к своему переводу Корана Джордж Сейл упоминает о доисламской вере в перевоплоще­ние: «Некоторые верят в метемпсихоз и в то, что из крови, содержащейся в мозге мертвеца, возникала птица Хамах, которая раз в сто лет прилетает на мо­гилу». Из этого явствует, что представления народа, жившего в более древние времена, были в высшей степени примитивными.

Коран — последняя инстанция ислама. Ревност­ные мусульмане заявляют, что ни одна строка, ни одна буква, даже ни один знак препинания в Кора­не никогда не изменялись. Они утверждают, что эта книга — единственное в мире священное писание, не испорченное переработкой или неправильным переводом.

В Коране есть одна сура, которая расценивается многочисленными сектами как основание для веры в метемпсихоз. «Бог порождает живых существ, и в результате они возвращаются снова и снова, пока не вернутся к нему». Это утверждение представляется точным и не допускающим иного толкования, но справедливости ради надо сказать, что перевоплоще­ние — это спорный вопрос в исламской ортодоксии.

Вскоре после смерти Мухаммеда в Аравии стали возникать мистические религиозные культы. Они признавали абсолютный авторитет Корана, но жела­ли еще глубже проникнуть в тайну Бога. Некоторые из этих эзотерических групп вели монашескую жизнь, другие же жили общинами. Разные секты отлича­лись только паролями и условными знаками, с по­мощью которых их члены могли узнать друг друга.

Мухаммеду и в голову не приходило, что его ре­лигия перешагнет границы Аравии. Он даровал ее своему народу, но возникновение халифата* привело к широкому распространению исламской культуры.

К девятому веку христианской эры основные про­изведения Платона, Аристотеля и неоплатоников уже были переведены на арабский язык и вызывали боль­шое уважение и благоговение. Так доктрина метем­психоза попала в ислам из Греции и Египта.

Согласно Джорджу Футу Муру, «Перевоплощение лежит в основе доктрины ислама, как считают му­сульмане-шииты, эта идея была развита в специфи­ческой форме исмаилитами и составляет кардиналь­ное учение бабизма*. Друзы* верят, что души правед­ных (друзов) переходят после смерти во все более и более совершенные воплощения, пока не достигнут той ступени, на которой происходит их повторное поглощение божеством, тогда как нечестивые рож­даются в более низком состоянии».

Есть также основания думать, что некоторые ис­ламские секты твердо придерживаются теории транс­миграции. Джон П. Браун пишет: «Бекташи счита­ют, что бог присутствует во всех вещах и что душа после выхода из тела человека может войти в тело

животного, и по этой причине они не склонны уби­вать никаких живых существ, поскольку в них мо­жет быть заключена душа или дух покойного че­ловека»1.

В исламе также бытует убеждение, что некоторые пророки и мудрецы периодически возвращаются к физическому существованию. Автор «Дервишей» пи­шет: «Именно эта вера в повторное появление вы­дающихся праведников послужила источником ре­лигии друзов, основоположник которой, Би Эмир Аллах, уже проживший эту жизнь в другом обличье, вернулся в качестве халифа и реформатора Египта и, таинственно исчезнув, вновь появится в будущие времена».

Орден мевлеви, более известных как «вертящие­ся дервиши», был основан Мевланой Джелал-уд-Дином Мухаммедом эль Балхом эр-Руми. Исключи­тельные духовные способности проявились у этого прославленного мистика уже к шести годам. В кни­ге IV своей поэмы «Меснави И Ма'Нави» Джелал-уд-Дин пишет:

Я умер камнем и воскрес растением, Растением почил я и возник животным; Покинув этот мир животным,

родился я как человек. Чего же мне бояться?

В этих словах, бесспорно, заключено описание поступательного перевоплощения, и так как они ис­ходят от самого прославленного и почитаемого из исламских пророков, то их следует признать изложе­нием ортодоксальной веры.

Процитируем еще раз уникальный труд Джона П. Брауна: «В небольшом трактате, написанном давно уже скончавшимся ученым шейхом ордена мевлеви,

_____________

1 J. P.Brown. The Dervishes.

приводится ясное и четкое объяснение «духовного существования», как они его себе представляют. Он черпает в Коране свои объяснения и доказательства того, что все человечества были созданы на небесах или в одной из небесных сфер задолго до того, как Бог сотворил нынешнее и, возможно, любую из планет; что они продолжают существовать в этом мире в различных состояниях, прежде чем примут состояние рода людского, и, более того, что они продолжат существовать в других формах и в даль­нейшем до того, как окончательно вернутся к сво­им первоначальным формам в сфере блаженства... Он заявляет, что в этой жизни дух человека ничего не знает о своем состоянии или существовании в предыдущей, равно как и не может провидеть свой будущий жизненный путь, хотя у него часто остают­ся смутные представления о прошлых событиях, ко­торые он не может связать с происходящим вокруг него».

Современная тенденция в религии заключается в отходе от метафизических спекуляций в сторону всеобщего скептицизма. Более эзотерические докт­рины исчезают, уступая место самоуверенному ма­териалистическому агностицизму. Это верно в от­ношении ислама так же, как и в отношении других мировых движений. Современный мусульманин-ин­теллектуал не обращает внимания на умозаключения относительно повторного рождения, содержащиеся в священных писаниях. А в результате им, как и большинством христиан, владеет неверие, которое в значительной степени умаляет величие жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: