Перевоплощение в Ветхом Завете

Ветхий завет, дошедший до нас в виде различных переводов Библии на английский язык, представляет собой образец сомнительной эрудиции. Вариант тек­ста короля Якова особенно изобилует ошибками, а также многочисленными изменениями, призванны­ми улучшить литературный стиль. Поэтому исполь­зование цитат из Библии в поддержку различных толкований может вызвать суровую критику.

Как утверждает Э.Д.Уокер, «Хотя большинству христиан это и неведомо, но перевоплощение опре­деленно присутствует в Библии, главным образом в виде предсуществования». Несмотря на то что это­го мнения придерживаются многие изучающие тео­рию перевоплощения, справедливости ради следует заметить, что доктрина предсуществования в том ви­де, в какой она преподносится еврейскими и хрис­тианскими священниками, не подразумевает пере­воплощения и не является «посылкой, неизбежно приводящей к выводу о перевоплощении». Ниотку­да не следует, что предсуществование предполагает цепь физических воплощений. Самое расхожее тол­кование предсуществования сводится к тому, что душа, хотя и индивидуализированная в далекие вре­мена, пребывала в божественном теле с Богом в не­бесном состоянии или в миру. Многие народы древ­него мира придерживались этой веры, которая сохранилась и до настоящего времени среди представ­лений многочисленных религиозных сект.

Типичный пример путаницы с предсуществованием и перевоплощением можно обнаружить в «Вульга­те»* у Иеремии (I, 5): «Слово Господне дошло до меня, гласившее, прежде чем я создал тебя... я знал тебя; и прежде чем ты появился, я освятил тебя и посвятил тебя в пророки». В этом стихе ничто не указывает на то, что Иеремия когда-нибудь раньше жил на земле. В нем определенно говорится о пре­допределении, а не о повторном рождении.

Бытует странное убеждение, поддерживаемое кни­гами пророков, что по особому произволению неко­торые пророки и патриархи могут возвращаться в мир во времена великих бед и духовных перемен. Читаем у Малахии (IV, 5): «Вот я пошлю вам про­рока Илью перед наступлением великого и страшно­го дня Господня». В этом заявлении, как представ­ляется на первый взгляд, говорится о перевоплоще­нии. Пророки и патриархи, вернувшиеся к Богу и предстающие как старшины перед всемогущим госу­дарем, могут быть посланы по воле Божией служить его созданиям. Однако это не круговорот причины и следствия, а произволение по отношению к божь­им избранникам. Пророк возвращается не для того, чтобы приобрести новый опыт и расплатиться с дол­гами предыдущего существования, а чтобы свиде­тельствовать и нести особое послание от Создателя.

Другой аспект этого вопроса отражен в апокри­фической «Книге премудрости Соломона» (VIII, 20): «И был я умным отроком и получил душу добрую. И будучи лучше, вошел я в тело незапятнанным». Многие древние народы верили, что человек пере­ходит в его нынешнее состояние из предыдущего су­ществования, причем нынешняя жизнь является для него либо наказанием, либо наградой. Однако эти предыдущие жизни проживались не на этой видимой материальной земле, а в каком-то таинственном месте вроде обиталища ангелов. Так как злой дух был изгнан из окружения Господа за грех, совер­шенный в небесном мире, то и людей могли нака­зывать подобным же образом на некоторое время за пороки, имеющиеся у них в другом состоянии. И уж если рождение в этом мире происходит по усмотре­нию Божьему, а вовсе не вследствие действия непре­ложного закона, то ни о какой истинной доктрине перевоплощения речь не идет.

Намек на перевоплощение можно усмотреть и в «Книге притчей Соломоновых» (VIII, 22-31): «Гос­подь владел мной в начале его пути, еще до своих деяний давних времен. Я был создан испокон веков, от начала всех начал или когда была одна земная твердь... Когда не было источников, изливающих воду. Прежде чем встали горы и холмы, я был про­изведен на свет: в то время, когда он еще пока не сотворил ни землю, ни поля, ни высочайшую части­цу из праха мира. Когда он создавал небеса, я был там... потом я был при нем, воспитываясь у него; и каждодневно был я его усладой, всегда радуясь пе­ред ним, радуясь обитаемой части его земли, и сыны человеческие были мне источником наслаждения».

К сожалению, эти утверждения опять-таки неубе­дительны. Соломон заявляет о своем существовании с Богом еще до сотворения мира и еще о том, что был вечным существом, не имевшим ни начала, ни конца. Принимая бессмертие души за доказательство перевоплощения, мы берем на себя слишком много.

Тот факт, что конкретно перевоплощение не упо­минается в вариантах текста Ветхого Завета, которы­ми мы располагаем на сегодняшний день, совершен­но не доказывает, что доктрины перевоплощения и кармы не получили признания. Самые древние из сохранившихся фрагментов Ветхого Завета написа­ны на греческом языке не ранее второго века до н.э. Нельзя безапелляционно рассуждать о произведе­нии, оригинал которого фактически утрачен. Весь­ма возможно, что доктрина перевоплощения была исключена из Библии при редактировании, так что в процитированных стихах уцелели лишь фрагмен­тарные, несовершенные и искаженные остатки этого верования. Простой пример путаницы, создаваемой одним лишь переводом, даст понять, в чем заключа­ется главная трудность. Псалом 90 в «Официальном варианте»* звучит так: «Господи, ты был нашим оби­талищем во всех поколениях». Тот же стих в пере­воде из французского варианта Библии гласит: «Гос­поди, ты был для нас прибежищем из века в век».

В переводе «Вульгаты», выполненном Дуэйем, этот стих заменен стихом 1 из 89-го псалма и чита­ется так: «Господи, ты был нашим прибежищем из поколения в поколение».

При поверхностном рассмотрении различия мо­гут показаться несущественными, но на самом деле это не так. «Все поколения» не синонимичны ни выражению «из века в век», ни «из поколения в по­коление». Каждое из них имеет самостоятельный и определенный смысл, и французский перевод под­разумевает возможность повторного рождения, от­сутствующую в двух других переводах. С понима­нием того, что каждый стих Библии допускает не­сколько разных переводов, становятся очевидными масштабы дилеммы.

Независимо от свидетельств, содержащихся в Ветхом Завете и Талмуде и являющихся в лучшем случае ненадежными, существует и вполне доста­точное доказательство того, что доктрина перево­площения занимала заметное место в религиозной традиции евреев. В остальных случаях можно стол­кнуться с верой в переселение душ.

Возможно, начало этому верованию положил Пи­фагор, основавший тайную секту в VI в. до н.э. в Ливане. Рабби Илия заявлял, что главы его религии верили в доктрину метемпсихоза и одобряли ее. Раб­би Манасса бен Израэль со знанием дела пишет в своей книге «Нишмат Хайэм»: «Доктрина пересе­ления душ является твердой и неопровержимой догмой, единодушно принятой всем собором нашей церкви, так что нет никого, кто осмелился бы отвер­гнуть ее... И в самом деле, в Израиле найдется мно­жество мудрецов, твердо придерживающихся этой доктрины, и они превратили ее в догмат, основопо­лагающий принцип нашей религии».

В Талмуде утверждается, что душа Авеля перешла в тело Сета, а из него в тело Моисея. В коммента­риях с позиции мистицизма объясняется, что Каин умер и воплотился в египтянина, который был убит Моисеем, таким образом была нейтрализована кар­ма его предыдущего злодеяния. Иов был перево­площением Фарры, отца Авраама, а Самсон обла­дал душой Иафета.

Это любопытное исследование имело значитель­ное продолжение. Душа Адама повторно родилась в теле Давида и появится снова в облике обещанного Мессии. Душа прелюбодея может повторно родить­ся в верблюде, что случилось бы и с Давидом, не раскайся он в своих пороках. Далее рабби Манасса поучал, что Бог не допускает уничтожения чело­веческих душ, и, если они грешат, он отсылает их обратно в мир для очищения метемпсихозом.

В «Зогаре», самой мистической и метафизической из иудейских книг, авторство которой некоторые приписывают Симеону бен Йохаи, определенно ука­зывалось, что люди должны рождаться снова и сно­ва, пока не достигнут той степени совершенства, которая сделает возможным их повторное слияние с Богом. По словам Майера, земля обетованная иудей­ского мистицизма есть нирвана буддизма, оконча­тельное возвращение к божественной природе.

Иосиф Флавий, историк евреев, в труде «Иудей­ские войны» (II, 8) упоминает о перевоплощении: «Говорят, все души нетленны, но только души доб­родетельных людей перемещаются в другие тела». Во время обороны крепости Йотапата Иосиф укрылся в пещере с горсткой солдат, которые хотели совер­шить самоубийство, чтобы не попасть в руки рим­лян. Иосиф предостерег их: «Разве вы не помните, что все чистые духи, послушные божественному произволению, продолжают жить в прекраснейших небесных сферах и с течением времени их снова по­сылают вниз вселяться в безгрешные тела». Слова Иосифа укрепили солдат, и они не поддались внут­реннему побуждению к самоуничтожению.

Иосиф пишет также, что вера в метемпсихоз бы­ла хорошо известна фарисеям*, и это утверждение подтверждается словами Тертуллиана и Св. Юсти-на. Учение было возрождено постхристианскими каббалистами и переживало эпоху расцвета в сред­ние века, особенно среди еврейских ученых.

Мистические секты Сирии — терапевты, ессеи, назореи, гебры* и иоанниты — признавали в различ­ных формах доктрину повторного рождения. Вели­кий ученик Платона, Филон Иудейский, создал за­конченную систему представлений о предсущество-вании и перевоплощении. В это верил и писал на эту тему и Порфирий, иудейский неоплатоник.

Изучая различные комментарии, мы обнаружи­ваем, что истинная доктрина повторного рождения как исчерпывающей реализации закона причины и следствия полностью сформулирована, поэтому у нас есть основания числить еврейский народ сре­ди рас и наций, веривших в метемпсихоз. Четко утверждается, что повторное рождение — путь к со­вершенству, средство достижения главной цели — освобождения и что оно является подходящим спо­собом свершения божественного воздания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: