Состояние после смерти

Вера в продолжение существования сознания пос­ле смерти присуща всем великим религиям мира. Человеческий разум, размышляющий о тайне соб­ственного происхождения, отвергает концепцию пол­ного распада как неубедительную. Греки догомеров-ских времен довольствовались тем, что представляли будущее состояние как существование в виде при­зраков в подземных пещерах. Представители египет­ских династий прониклись убеждением в том, что Благословенная Страна уподобленных Осирису мер­твых является более или менее точным отображени­ем физической жизни общества. Обитатели Аменти* продолжали заниматься своими земными делами, а египетское искусство изображает обиталище усоп­ших как область храмов, садов, фонтанов и дворцов.

Как полагают в настоящее время, широко распро­страненное суеверное представление о том, что цар­ство теней, или преисподняя, находится под землей, произошло от обычая хоронить покойников в крип­тах*, пещерах, под курганами и в пирамидах. Суще­ствует множество мифологических повествований о тенях умерших, собирающихся на пиры в своих по­гребальных покоях под землей.

Именно античная греческая цивилизация подари­ла современному миру концепцию наказания и воз­награждения после смерти. Греки, однако, всегда соизмеряли наказание с проступком и вознагражде­ние — с добродетелью. Им и в голову не приходило, что наказание или воздаяние в любой форме долж­но быть вечным. Первым отцам церкви оставалось лишь сделать теологию стихией добродетелей и свя­зать вечные муки с еретиками.

После девятнадцати веков веры в ортодоксальную концепцию рая и ада понимание того, что истинным ключом к разгадке тайн жизни и смерти являются законы перевоплощения и кармы, приносит опреде­ленное облегчение.

Восточно-индийские философские системы сви­детельствуют о столетиях исследований и размыш­лений. В них физическая жизнь составляет лишь не­значительную часть бытия. Эти восточные мудрецы разделили невидимый мир на многочисленные сфе­ры и планы, имеющие соответствующие названия, а все вместе они раскрывают таинственную структуру универсальных законов, поддерживающих видимый и невидимый миры.

Приверженец теории перевоплощения сознает, что его личность «подвешена» на бессмертном прин­ципе, и в то время как эти личности могут прохо­дить процессы интеграции и дезинтеграции, физи­ческая жизнь или смерть не затрагивает духовной сущности. Посмертное состояние представляет со­бой всего лишь процесс постепенной дезинтеграции личности. Личность состоит из четырех частей: фи­зического тела, эфирного тела, эмоционального тела и ментального тела. Каждое из этих тел является организмом, предназначенным для проявления мыс­лей, чувств, энергий и формообразующих прин­ципов сущности. Простое разложение физического тела после смерти не приводит к немедленному рас­паду личности, которая еще продолжает существо­вать на эмоциональном и ментальном уровнях не­различимо для физического восприятия. Личность перестает существовать только после окончательного распада ментального тела.

Рассмотрим в качестве примера м-ра Смита. Его личность образована его мнениями, реакциями, ус­тановками, складом характера и внешностью. Ког­да м-р Смит умрет, он просто сбросит свое физиче­ское тело, но по-прежнему будет м-ром Смитом, обнаруживающим те же самые отличительные чер­ты характера и темперамента. То обстоятельство, что он не имеет физического тела, не позволит ему действовать на материальном плане, но никак не повлияет на деятельность его ума или на его эмо­ции. Потребуется много времени — от ста пятиде­сяти до трехсот лет, чтобы распалась эмоциональ­ная составляющая м-ра Смита. Этот распад может произойти только после того, как эмоциональный опыт личности будет передан сущности и станет постоянной записью. Но м-р Смит все еще сохра­нится, поскольку его ментальная индивидуальность переживает дезинтеграцию его эмоциональной со­ставляющей.

Продолжительность посмертного существования ментальной составляющей различна для разных ин­дивидуумов. Средняя продолжительность в настоя­щее время составляет около пятисот лет. В течение этого периода индивидуальность медленно умирает, а ментальные записи переводятся в сущность. И только после полного разложения ментальной со­ставляющей личности м-р Смит окончательно пере­стает существовать. После распада ментальной со­ставляющей остается только постоянная сущность.

После завершения разложения сущность присту­пает к созданию новой личности, которая должна пройти тот же самый цикл и в конце своего вопло­щенного существования подвергнуться полному раз­ложения. Таким образом, обычная личность продол­жает существовать в течение тысячи—тысячи двухсот лет, хотя физическое тело этой личности может прожить только шестьдесят или семьдесят лет.

Состояние личности после смерти в различных религиозных системах изображалось при помощи разных символов. Даже христианское представление, заимствованное из древних языческих источников, следует понимать в символическом смысле, а не буквально. Царство небесное и ад — это всего лишь сильно приукрашенное описание эпизодов, пережи­ваемых личностью в длительном процессе дезинтег­рации. В соответствии со своими достоинствами и недостатками личность испытывает действие кармы, изображаемой обычно в виде какой-нибудь адской пытки.

На протяжении своей физической жизни лич­ность вбирает в себя определенные знания и опыт. После смерти эти знания передаются в высшие от­делы личности, каковыми являются разум и эмоции. Здесь происходит процесс усвоения опыта. Алхими­ки называли это дистилляцией. Затем содержание, или квинтэссенция опыта, очищенное кармой, ста­новится частью постоянной сущности, а личность достигает цели своего существования.

Давайте теперь проследим за м-ром Смитом в процессе развоплощения. Достигнув возраста, в ко­тором его способности и возможности ограничи­ваются немощью его физического тела, он готов к переходу из объективного в субъективное состояние. Следовательно, в момент смерти его центр созна­тельного восприятия удаляется из физического тела, которое умирает, унося с собой весь механизм свя­зи с внешним миром. Начиная с этого момента м-р Смит живет в самом себе, а не в каком-то месте. Он и есть его собственный мир, в котором больше нет окон, выходящих в какую-нибудь объективную сфе­ру. Центр сознательного восприятия помещается в его эмоциональной природе, вследствие чего его собственная природа становится для него миром, бо­гатым или убогим, благородным или низменным, в соответствии с его эмоциональным состоянием на протяжении физического существования. Однако обычно м-р Смит не сознает, что мир, в котором он живет, — это он сам. Вот почему некоторые медиу­мы, достигшие определенной степени эмоциональ­ного ясновидения, впоследствии весьма противоре­чиво описывают вещи, которые они предположи­тельно видели в ином мире. Непостижимый че­тырехмерный процесс дает возможность сущности, функционирующей после смерти на эмоциональном плане, жить в своих ощущениях, и, хотя ему (м-ру Смиту) кажется, что он видит мир вокруг себя, он созерцает только самого себя. Различные разруши­тельные эмоции, владевшие им во время физической жизни, теперь становятся частью этого внутреннего пейзажа. Начинает действовать закон кармы, и лич­ность переживает различные состояния и бывает в разных местах, которые, как и символика снов, пред­ставляют собой всего лишь овеществление ее эмо­ций, желаний и страстей.

Постепенно эта эмоциональная картина меняет­ся. Личность чувствует, что направляется в какое-то отдаленное место. Но эта перемена или путешествие совершается исключительно в пределах собственного «я». Теперь обретают свое место более возвышенные эмоции, следовательно, это состояние и есть рай­ское блаженство, это не место, а просто эмоцио­нальное настроение, которое испытывает личность. Наконец чувствование прекращается, картины по­степенно исчезают, потому что сами символы ра­створились. И теперь личность фокусируется в мен­тальной составляющей, а эмоциональное тело почти незаметно исчезает.

В это время личность функционирует в сфере мыс­ленных образов, то есть живет в своем поле мышления. Эти мысленные картины, подобно снам и ноч­ным кошмарам, тоже принимают странные и фанта­стические формы. Личность вовлекается в эти узо­ры и, принуждаемая к этому кармой, должна изжить свои представления. И все это время м-р Смит еще остается мистером Смитом. Сохраняя чувство само­отождествления, м-р Смит движется как действую­щее лицо в узорах символов собственной эмоцио­нальной природы. И позднее он, все еще м-р Смит, действует в символических комбинациях собствен­ной ментальной природы. Его чувство самобытия сохраняется до исчезновения ментальных образов.

Исчерпав свои низшие ментальные комплексы и включив этот опыт в постоянную сущность, мистер Смит вступает в абстрактное, или высшее менталь­ное, состояние. И тут он впервые сознает тот факт, что он сам начинает исчезать. Это осознание, как правило, приходит в некотором смысле как сон. Ми­стер Смит, высшее звено в системе личности, завер­шившей переживание в своей ментальной природе, медленно погружается в сон, от которого никогда не проснется, Так м-р Смит закончил цикл своей жиз­ни. Единственная оставшаяся от него запись хранит­ся в постоянной сущности, но он никогда не будет жить снова.

Таким образом, в конце каждого воплощения наступает период обезличенности, когда сущность остается наедине с самой собой. Как только сущ­ность вполне устоялась, то есть когда личность пол­ностью поглощена, она приступает к подготовке своей следующей личности. Когда эта личность за­ново родится, возможно, она будет зваться мисс Джоунз. Мисс Джоунз пройдет тот же цикл, но толь­ко на чуть более высоком уровне, поскольку пере­живания м-ра Смитра, став частью сущности, обо­гатили ее и таким образом улучшили следующую личность, объективируемую сущностью.

Так как личность в посмертном состоянии дей­ствует в собственном эмоциональном и ментальном теле, все с ней происходящее точно соответствует ее ожиданиям. Умерший египтянин надеялся увидеть Осириса. Его надежда становилась мыслеформой, и он видит Осириса. Христианин аналогичным обра­зом увидит Христа, буддист — Будду, а брамин вой­дет во дворец Индры.

В сфере тонкой субстанции, в которой эмоцио­нальный и ментальный импульсы мгновенно созда­ют любые желаемые образы, каждая личность встре­чает то, что ожидает встретить, и переживает то, что надеется пережить. Материалист, уверенный в том, что после смерти у него не будет никакого сознания, может в течение неопределенного времени оста­ваться в бессознательном состоянии, поскольку он сам так решил, но карма в конце концов прорвется.

Несколько затруднительно разъяснить идею дей­ствий в пределах самого себя, то есть перемещение по собственной сфере мыслей и эмоций. Но на субъ­ективных планах это вполне возможно. Вот почему учитель йоги предупреждает своего ученика о необ­ходимости сохранять во время медитации абсолют­ное постоянство цели, в противном случае он ока­жется во власти иллюзии собственных желаний и не сможет высвободиться в течение всей жизни. Фран­цузские философы-трансценденталисты соотносили сферу эмоциональных образов с астральным светом, который принимает любую желаемую форму и все же не является ни одной из этих форм. Блуждая в декорациях своих выдумок, созданных игрой во­ображения, личность перестает стремиться к цели. Чтобы этого не произошло, тибетские священнослу­жители произносят вслух для своих умирающих со­родичей слова мудрости. И в ранней христианской церкви совершалась евхаристия для освящения цели на этом и на том свете.

Сделать заключение о посмертном состоянии в других царствах природы можно, исходя из отсут­ствия у них высших форм самовыражения. Только животное способно к эмоциональному переживанию после смерти. Это переживание примитивно, но со­гласуется с зачаточными эмоциональными инстинк­тами животного. На этом основании Мухаммед объ­явил, что некоторые животные смогут попасть на небеса, причем «небеса» здесь являются просто со­бирательным названием посмертного состояния в целом.

В школах мистерий учеников предупреждали о необходимости умерять чрезмерные эмоции и устра­нять непоследовательность в мыслях для того, что­бы в посмертном состоянии личность не оказалась подавленной собственной эмоциональной и мен­тальной средой. Теоретические основы этих реко­мендаций сводились к следующему: если эмоции и мысли были нормальными, то и состояние после смерти будет нормальным и никаких кармических мучений в сфере иллюзии не приключится.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: