Психолого-педагогическая сущность девиантного поведения детей и подростков

ýДевиантное (от латинского deviatio- отклонение)- отклоняющееся поведение - определяется как система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. (Психология. Словарь. /Под ред. А. В. Петровского - М., 1990 г. – с.257).

àПоступок – есть основная единица социального поведения. Он может быть выражен в действии или бездействии; позицией, высказанной в словах или отношениях к чему-либо; в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста; в виде действия, направленного на преодоление какого-либо препятствия (материального, духовного – закон, моральная норма).

ýТаким образом, поступок – это сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, самому себе, к группе или обществу.

Поступок как любое действие имеет соответствующую структуру:

Ý мотивы,

Ý намерения,

Ý цели,

Ý деяния,

Ý последствия,

Ý самооценка своего поступка,

Ý отношение к его оценки окружающих.

Совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, – есть его поведение (Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. – М., 1983 г., - с.267).

ýПоведение – это специфическая форма действий человека (например, агрессивное поведение, как форма действия, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применения силы в отношении к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремиться причинить ущерб).

Поэтому своеобразие поведения индивида зависит от характера взаимоотношений с группами, членом которых он является, от групповых норм и ценностных ориентаций, от ролевых предписаний.

àПоведение (в том числе и отклоняющееся) проявляется в единстве мотивационно-ценностной и операциональной сторонах человеческой деятельности. Поэтому мотивы, которыми руководствуется человек, в конечном счете, проявляются не в том, что человек думает о своих поступках, а в общей линии поведения на протяжении длительного времени в различных условиях.

ý Отклоняющееся поведение подростков определяется особенностями их потребностей и интересов, мотивами деятельности, своеобразием характера и эмоциально-волевой сферы личности, дефектами правового сознания и недостатками опыта нравственного поведения, а также отрицательным влиянием семьи и близкого окружения.

àГраницы отклоняющегося поведения, его структура и содержание воспринимаются и оцениваются в научной литературе не однозначно.

ÝОдни рассматривают отклоняющееся поведение как несоответствие действий и поступков ребенка предъявляемым ему социальных требований, нравственных норм и правил поведения, Ýдругие, видят в отклоняющемся поведении отступление от существующих правовых норм, их нарушение, то есть “ненормальное” поведение с точки зрения нормативно значимого фактора (Кудрявцев В. Н.).

ÝОтсюда “отклоненное поведение” у Лутанского В.Д., Пшебельского П.Г. трактуется как нарушение нравственных норм и своих обязанностей, с одной стороны, и как нарушение закона (кража, грабеж, хулиганские действия), но без привлечения подростков к уголовной ответственности из-за малолетнего возраста - с другой стороны. (Лутанский В.Д., Пшебельский П.Г. Методические рекомендации по воспитательной работе с педагогически запущенными подростками в учреждениях интернатного типа. – Л., 1979 г. –с.5).

ÝЗюбин Л.М. предлагает четыре варианта отклоняющегося поведения:

Первый – отклонения, которые не являются нарушением общепринятых этических норм. Это может быть поведение, не соответствующее возрасту, при нормальном психическом развитии (подросток может играть в игрушки детей детсадовского возраста).

Второй – нарушение общепринятых норм, не являющихся правонарушениями. Это проявление жадности, эгоизма, замкнутости, недоверчивости, жестокости, если их не преодолеть, то они приведут к правонарушениям.

Третий – правонарушения, поведение, нарушающее правовые нормы, статьи административного или уголовного законодательства.

Четвертый – отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями. Оно может быть у подростков с психопатическими чертами личности, у невротиков, психически больных людей. (Зюбин Л.М. Психология воспитания. - М., 1991 г. – с.73).

ýПоэтому ряд исследователей отклоняющегося поведения, связывая его с неблагоприятными условиями социального развития, характеризуют как устойчивое проявление отклонения от социальных норм, имеющее социально-пассивную, корыстную и агрессивную ориентацию (Беличева С.А.).

Ý Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и дома, нежелание решать как личные, так и социальные проблемы. (Это уклонение от учебы и работы, бродяжничество, погружение в мир искусственных иллюзий с помощью токсических и наркотических средств, алкоголя, это, наконец, стремление к уходу от социальных проблем с помощью суицида, самоубийства).

Ý Отклонения корыстной направленности имеют проступки и правонарушения, связанные со стремлением получить имущественную выгоду, материальную поддержку (кражи, хищения, спекуляция, мошенничество и др.).

Ý Отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, тяжкие телесные повреждения и др.). (Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993 г. – с.25).

ýОтклоняющееся поведение подростков различается:

Ý По уровню и масштабности отклоняющегося поведения (индивидуальный или массовый характер).

Ý По элементам внутренней структуры (половозрастные характеристики, социально-групповая принадлежность).

Ý По ориентированности (экстравертивное – на внешнюю среду, интравертивное – направлено на себя).

Ý По типу эмоциональной устойчивости (неустойчивое с преобладанием черт возбудимости; неустойчивое с преобладанием черт тормозимости). (Рабочая книга социального педагога. / Под ред. Н.Ф. Масловой, ч.2. – Орел, 1995 г. – с.150).

àВ психолого-педагогической литературе наряду с понятием “отклоняющееся поведение” встречаются “отклонение в развитии”, “отставание в развитии”, “задержка психического развития”. Необходимо отличать эти понятия, поскольку вторые обозначают дефект развития или его патологию.

ÝВ основе “патологических” форм нарушения поведения лежат аномалии личностной сферы, появившиеся в результате врожденных или приобретенных причин социально-психологического или биологического характера (дородовые или родовые травмы, последствия перенесенной болезни и др.).

ýФормы “непатологических” (не болезненных) нарушений поведения иногда сходны с аномальными проявлениями, но они характеризуются переходящими, ситуационно обусловленными изменениями поведения ребенка, зачастую кратковременны, проявляются в определенной микросреде, имеют выраженную психологическую направленность (то есть, сориентированы на субъект или ситуацию их вызвавшие) и не ведут к нарушению социальной адаптации подростка и не сопровождаются невротическими симптомами (см. Личко А.Е. «о поведенческих подростковых реакциях»).

ÝОтсюда трудновоспитуемость и социальная запущенность проявляется как форма отклоняющегося поведения, при которой без патологий интеллекта в силу не болезненных особенностей нарушена социальная адаптация. Отклоняющееся поведение педагогически запущенных подростков проявляется как реакция имитации или протест.

àТаким образом, в основе отклоняющегося поведения подростков лежит блок социально-педагогических и психолого-биологических причин непатологического характера. (Подробнее смотри Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. – Курск. 1998.Гл.2.-с. 28-68).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: