Воспитательно-коррекционная работа с подростками – составная часть профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
à Профилактика (от греческого – prophylaktikos – предохранительный) – есть совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезни человека.
ýОтсюда, профилактика отклоняющегося поведения – есть совокупность социально-экономических, административно-правовых, психолого-педагогических, медицинских мер, направленных на предупреждение появления, развития и распространения негативных (асоциальных) явлений в молодежной среде и девиантного поведения среди подростков.
Цель педагогической профилактики:
Ý ликвидировать или нейтрализовать предпосылки и условия педагогической запущенности правонарушений несовершеннолетних,
Ý предупредить девиации в поведении подростков,
Ý создать необходимую социально-педагогическую основу для положительного формирования и развития личности подростков.
|
|
àСоставляющие (основные элементы) системы профилактики педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних.
1. Оздоровление социально-экономических условий и общественно- педагогической обстановки в микрорайоне школы и по месту жительства учащихся. Создание приемлемой основы для досуговой деятельности детей и молодежи (для спорта, общественно-полезной, культурно-массовой и художественно-эстетической деятельности).
2. Формирование нормативно-правовой базы по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних. Реализация существующего законодательства, направленного на активизацию жизнедеятельности молодежи, на преодоление негативных явлений в молодежной среде (наркомании, токсикомании, молодежной преступности).
3. Разработка программы комплекса мер, направленных на усиление общественно-полезной направленности деятельности молодежи, на развитие ее инициативы, самодеятельности и самостоятельности. Широкая пропаганда педагогических знаний и опыта здорового образа жизни детей и подростков.
4. Усиление профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к правонарушениям, имеющими отклоняющийся характер поведения (социально-пассивного типа, корыстной направленности и агрессивной ориентации). Постоянная диагностика и мониторинг асоциальных явлений среди молодежи. Создание картотеки или банка данных о криминализации молодежной среды.
5. Ликвидация условий криминализации молодежной среды и причин педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних. Целенаправленная работа с неблагополучными семьями, расформирование или переориентация направленности деятельности асоциальных групп подростков.
|
|
6. Вовлечение подростков с отклоняющимся поведением в разнообразную внеурочную и внеклассную деятельность. Развитие у них потребности в преодолении и ликвидации негативных качеств и свойств личности, опыта отклоняющегося поведения.
7. Индивидуальная коррекция и персональная оценка личностных качеств подростков со стороны образовательных учреждений и общественных организаций.