Цель индивидуально-групповой коррекционно-развивающей деятельности - общеразвивающая: повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития; развитие памяти, внимания, мышления; коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики; и специальная, предметная: подготовка учащихся к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения.
ý Основные направления индивидуальной коррекционной работы.
1. Совершенствование движений и сенсорного развития:
Ý развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
Ý развитие навыков каллиграфии;
Ý развитие артикуляционной моторики;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
Ý развитие зрительного восприятия;
Ý развитие зрительной памяти и внимания;
Ý формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
Ý развитие пространственных представлений и ориентации;
Ý развитие представлений о времени;
|
|
Ý развитие слухового внимания и памяти;
Ý развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;
3. Развитие основных мыслительных процессов:
Ý навыков соотносительного анализа;
Ý навыков группировки и классификации на базе овладения основными родовыми понятиями;
Ý умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
Ý умение планировать деятельность;
Ý развитие комбинаторных способностей;
4. Развитие различных видов мышления:
Ý развитие наглядно-образного мышления;
Ý развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами и явлениями, событиями);
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).
6. Развитие речи, овладение техникой речи (логопедия).
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря (через предмет).
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
ý Лечебно профилактическая и социально-трудовая направленность коррекционно-развивающей деятельности.
1. Лечебно-профилактическая
Ý укрепление физического и психоневрологического здоровья детей, организация лечебно-физкультурных комплексов (ЛФК) для нуждающихся детей;
Ý создание в образовательном учреждении благоприятного лечебно-оздоровительного режима (строгое соблюдение норм предельно допустимой нагрузки на ученика, дополнительные каникулы в феврале и индивидуальный «разгрузочный» день в соответствии с Положением о классах коррекционно-развивающего обучения);
|
|
Ý соблюдение санитарно-гигиенических норм и режима рационального питания;
Ý осуществление психокоррекции детей испытывающих гиперактивность, двигательною расторможенность, проявление психопатолодобного поведения.
2. Социально-трудовая:
Ý ранее выявление и коррекция особенностей, препятствующих успешному освоению доступных и широко распространёных профессий;
Ý формирование в учебно-трудовой деятельности навыков ориентировки в задании, планировании исполнительской деятельности; навыков самооценки и самоконтроля;
Ý выбор оптимальных средств обще трудовой подготовки учащихся.
Ý создание профклассов и групп;
Ý создание мастерских, цехов – для подготовки к освоению профессии и получению разряда;
Ý профориентация учащихся 5 – 9 классов.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте психолого-педагогическую характеристику детей с задержкой психического развития.
2. Перечислите и охарактеризуйте подходы к классификации детей с ЗПР.
3. В чём заключается особенность учебно-познавательной деятельности детей с ЗПР?
4. Перечислите основные направления коррекционно-педагогической работы детей с ЗПР?
5. Охарактеризуйте сущность индивидуально-групповой работы детей с задержкой психического развития в учебно-воспитательном процессе.
Литература
1. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1994.
2. Власова Т. А., Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии.- М., 1973
3. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т. А. Власовой и др. –М., 1984.
4. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии /Под ред. Б. П. Пузанова. – М., 1998.
5. Рабочая книга школьного психолога /под редакцией И. В. Дубровиной. – М., 1991.
6. Худик В. А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. – Киев, 1992.
7. Положение о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях г. Москвы. //Вестник образования.- 1992.- №11.
8. Шевченко С. Г. Информационно-методическое письмо по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждении. //Начальная школа.- 1997.-№10.