Индивидуально-групповая работа с учащимися с ЗПР в учебно-воспитательном процессе

Цель индивидуально-групповой коррекционно-развивающей деятельности - общеразвивающая: повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития; развитие памяти, внимания, мышления; коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики; и специальная, предметная: подготовка учащихся к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения.

ý Основные направления индивидуальной коррекционной работы.

1. Совершенствование движений и сенсорного развития:

Ý развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

Ý развитие навыков каллиграфии;

Ý развитие артикуляционной моторики;

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

Ý развитие зрительного восприятия;

Ý развитие зрительной памяти и внимания;

Ý формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

Ý развитие пространственных представлений и ориентации;

Ý развитие представлений о времени;

Ý развитие слухового внимания и памяти;

Ý развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;

3. Развитие основных мыслительных процессов:

Ý навыков соотносительного анализа;

Ý навыков группировки и классификации на базе овладения основными родовыми понятиями;

Ý умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

Ý умение планировать деятельность;

Ý развитие комбинаторных способностей;

4. Развитие различных видов мышления:

Ý развитие наглядно-образного мышления;

Ý развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами и явлениями, событиями);

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).

6. Развитие речи, овладение техникой речи (логопедия).

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря (через предмет).

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

ý Лечебно профилактическая и социально-трудовая направленность коррекционно-развивающей деятельности.

1. Лечебно-профилактическая

Ý укрепление физического и психоневрологического здоровья детей, организация лечебно-физкультурных комплексов (ЛФК) для нуждающихся детей;

Ý создание в образовательном учреждении благоприятного лечебно-оздоровительного режима (строгое соблюдение норм предельно допустимой нагрузки на ученика, дополнительные каникулы в феврале и индивидуальный «разгрузочный» день в соответствии с Положением о классах коррекционно-развивающего обучения);

Ý соблюдение санитарно-гигиенических норм и режима рационального питания;

Ý осуществление психокоррекции детей испытывающих гиперактивность, двигательною расторможенность, проявление психопатолодобного поведения.

2. Социально-трудовая:

Ý ранее выявление и коррекция особенностей, препятствующих успешному освоению доступных и широко распространёных профессий;

Ý формирование в учебно-трудовой деятельности навыков ориентировки в задании, планировании исполнительской деятельности; навыков самооценки и самоконтроля;

Ý выбор оптимальных средств обще трудовой подготовки учащихся.

Ý создание профклассов и групп;

Ý создание мастерских, цехов – для подготовки к освоению профессии и получению разряда;

Ý профориентация учащихся 5 – 9 классов.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте психолого-педагогическую характеристику детей с задержкой психического развития.

2. Перечислите и охарактеризуйте подходы к классификации детей с ЗПР.

3. В чём заключается особенность учебно-познавательной деятельности детей с ЗПР?

4. Перечислите основные направления коррекционно-педагогической работы детей с ЗПР?

5. Охарактеризуйте сущность индивидуально-групповой работы детей с задержкой психического развития в учебно-воспитательном процессе.

Литература

1. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1994.

2. Власова Т. А., Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии.- М., 1973

3. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т. А. Власовой и др. –М., 1984.

4. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии /Под ред. Б. П. Пузанова. – М., 1998.

5. Рабочая книга школьного психолога /под редакцией И. В. Дубровиной. – М., 1991.

6. Худик В. А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. – Киев, 1992.

7. Положение о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях г. Москвы. //Вестник образования.- 1992.- №11.

8. Шевченко С. Г. Информационно-методическое письмо по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждении. //Начальная школа.- 1997.-№10.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: