Методика самостоятельной работы

Самостоятельная работа является одной из наиболее эффективных методов познавательной деятельности студента. Сложность самостоятельной работы студента состоит в том, что если преподаватель не оказывает ему систематической помощи в усовершенствовании приемов познания, то, зафиксировав в памяти еще в школьные годы элементарные навыки чтения, письма и мышления, студент медленно усваивает информацию, с большим трудом методом проб и ошибок развивает умения и навыки. Поэтому важной задачей преподавателя является научить студента учиться по-новому, научить его самостоятельно добывать знания.

План самостоятельной работы включает:

• осознание учебной цели;

• советы студенту о том, как выполнять самостоятельное задание;

• самоанализ и самоконтроль;

• проверка результатов самостоятельной работы, разбор типичных ошибок.

Структура самостоятельной работы как деятельности включает следующие элементы: мотив, цель, способы и внешние условия. Учет этих элементов позволяет в значительной мере улучшить результаты самостоятельной работы студентов.

Мотив - источник деятельности, выполняющий функцию побуждения. Для студента мотив является первопричиной, источником его учебной деятельности.
Конкретными мотивами самостоятельной работы студентов могут быть: познавательный интерес, желание получать стипендию, страх отчисления и т.п. Мотив реализуется путем достижения некоторой цели.

Цель - это представление о конкретном результате, который хочет получить студент. Например, целью может быть: прослушать запись лекции, запомнить текст для

соответствуют различные способы.

Способы - это конкретные приемы и операции, с помощью которых студент достигает намеченную цель. Примерами способов самостоятельной работы студента могут быть: беглое чтение текста с выделением главной идеи, составление конспекта прочитанного учебника, решение задачи и т.п.

Внешние условия — это совокупность различных факторов, способствующих или препятствующих осуществлению деятельности. Например, формирование мотива или поста­новка цели самостоятельной работы студента зависит от таких внешних условий, как социальный контекст (социальный престиж профессии, степень требовательности преподавателя, мнение учебной группы и т.п.)

Самостоятельная работа студента зависит от качества всех рассмотренных компонентов. Конечно, каждый студент в процессе обучения усваивает каким-то образом некоторые способы самостоятельной работы. Но исследования показывают, что самостоятельная работа приносит высокие результаты, когда:

• преподаватель вовлекает студента в выполнение конкретной учебно-познавательной деятельности, учитывают его индивидуальный мотив, в том числе мотив престижа и самоутверждения;

• преподаватель ставит перед студентом конкретную и ближайшую цель (например, решить данную проблему, прочитать эту монографию, обратить внимание на теорию, найти противоречие в рассуждениях автора и т.п.);
• преподаватель ориентирует студента на конкретный конечный результат (репродуктивный или творческий, материализованный или идеальный);

• преподаватель обеспечивает студента элементарными сведениями о текстах и способах работы с ним.

• преподаватель обеспечивает контроль и учит студента самоконтролю.

При организации самостоятельной работы студентов следует устранять тормозящие факторы, среди которых чаще всего встречаются:

• чувство «запрограммированности», когда студент не проявляет активности, а выполняет лишь исполнительские функции;

• чрезмерная активность, большие умственные затраты при низком результате;

• последствия непризнания преподавателем результата;

• «выученная беспомощность», неумение показать преподавателю свои знания;

• привычка действовать по линии наименьшего сопротивления (сдача экзамена легким способом);

• негативное отношение группы (или некоторых авто­ритетных ее членов) к студенту, который хорошо учится;

• отсутствие опыта самостоятельности (умений распределять свое время, формировать планы на бли­жайшее будущее и т.п.);

• неразвитость волевой саморегуляции («лень»).

Критический анализ своих недостатков и нераскрытых возможностей помогут студенту повысить результативность самостоятельной работы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: