Самостоятельная работа является одной из наиболее эффективных методов познавательной деятельности студента. Сложность самостоятельной работы студента состоит в том, что если преподаватель не оказывает ему систематической помощи в усовершенствовании приемов познания, то, зафиксировав в памяти еще в школьные годы элементарные навыки чтения, письма и мышления, студент медленно усваивает информацию, с большим трудом методом проб и ошибок развивает умения и навыки. Поэтому важной задачей преподавателя является научить студента учиться по-новому, научить его самостоятельно добывать знания.
План самостоятельной работы включает:
• осознание учебной цели;
• советы студенту о том, как выполнять самостоятельное задание;
• самоанализ и самоконтроль;
• проверка результатов самостоятельной работы, разбор типичных ошибок.
Структура самостоятельной работы как деятельности включает следующие элементы: мотив, цель, способы и внешние условия. Учет этих элементов позволяет в значительной мере улучшить результаты самостоятельной работы студентов.
|
|
Мотив - источник деятельности, выполняющий функцию побуждения. Для студента мотив является первопричиной, источником его учебной деятельности.
Конкретными мотивами самостоятельной работы студентов могут быть: познавательный интерес, желание получать стипендию, страх отчисления и т.п. Мотив реализуется путем достижения некоторой цели.
Цель - это представление о конкретном результате, который хочет получить студент. Например, целью может быть: прослушать запись лекции, запомнить текст для
соответствуют различные способы.
Способы - это конкретные приемы и операции, с помощью которых студент достигает намеченную цель. Примерами способов самостоятельной работы студента могут быть: беглое чтение текста с выделением главной идеи, составление конспекта прочитанного учебника, решение задачи и т.п.
Внешние условия — это совокупность различных факторов, способствующих или препятствующих осуществлению деятельности. Например, формирование мотива или постановка цели самостоятельной работы студента зависит от таких внешних условий, как социальный контекст (социальный престиж профессии, степень требовательности преподавателя, мнение учебной группы и т.п.)
Самостоятельная работа студента зависит от качества всех рассмотренных компонентов. Конечно, каждый студент в процессе обучения усваивает каким-то образом некоторые способы самостоятельной работы. Но исследования показывают, что самостоятельная работа приносит высокие результаты, когда:
• преподаватель вовлекает студента в выполнение конкретной учебно-познавательной деятельности, учитывают его индивидуальный мотив, в том числе мотив престижа и самоутверждения;
|
|
• преподаватель ставит перед студентом конкретную и ближайшую цель (например, решить данную проблему, прочитать эту монографию, обратить внимание на теорию, найти противоречие в рассуждениях автора и т.п.);
• преподаватель ориентирует студента на конкретный конечный результат (репродуктивный или творческий, материализованный или идеальный);
• преподаватель обеспечивает студента элементарными сведениями о текстах и способах работы с ним.
• преподаватель обеспечивает контроль и учит студента самоконтролю.
При организации самостоятельной работы студентов следует устранять тормозящие факторы, среди которых чаще всего встречаются:
• чувство «запрограммированности», когда студент не проявляет активности, а выполняет лишь исполнительские функции;
• чрезмерная активность, большие умственные затраты при низком результате;
• последствия непризнания преподавателем результата;
• «выученная беспомощность», неумение показать преподавателю свои знания;
• привычка действовать по линии наименьшего сопротивления (сдача экзамена легким способом);
• негативное отношение группы (или некоторых авторитетных ее членов) к студенту, который хорошо учится;
• отсутствие опыта самостоятельности (умений распределять свое время, формировать планы на ближайшее будущее и т.п.);
• неразвитость волевой саморегуляции («лень»).
Критический анализ своих недостатков и нераскрытых возможностей помогут студенту повысить результативность самостоятельной работы.