Среди большого числа педагогических инноваций, развивающее обучение занимает достаточно стабильное положение и является наиболее эффективным для общего развития студентов.
Проблемой развивающего обучения занимались Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, Г.С.Костюк и др. Одно из первых определений понятия развивающего обучения связано с работами В.В.Давыдова. Он опирался на исходные положения о том, что обучение реализует свою ведущую функцию умственного развития, прежде всего через содержание знаний, которые усваиваются человеком. Производными от содержания являются методы организации обучения.
Развивающее обучение по системе Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова осуществляется путем разработки научно-теоретического содержания обучающих предметов, определения адекватных содержанию структуры, методов и форм организации обучения.
Развивающее обучение можно рассматривать как учебный процесс, в котором, наряду с передачей конкретных знаний, уделяется должное внимание процессу интеллектуального развития студента. Этот процесс направлен на формирование знаний в виде хорошо организованной системы, на отработку когнитивных структур и операции в рамках этой системы.
|
|
Главные требования к организации обучающего материала и обучающей деятельности состоят в следующем:
• основные понятия изучаемого предмета усваиваются путем исследования материально-предметных условий их возникновения, а не в готовом виде;
• сначала усваиваются общие, абстрактные понятия, а потом исследуются конкретные формы их проявления, делаются выводы;
• обучающая деятельность направлена на открытие генетически исходных, общих связей или элементарных форм, которые определяют содержание и структуру объекта в целом;
• общие связи отображаются в специальных предметных графических или знаковых моделях, на основе которых анализируются признаки этих связей;
• у студентов формируются специальные предметные действия, с помощью которых они выделяют, моделируют и анализируют общие связи.