Контекстный подход к обучению

Проблемой высшего образования является существенный отрыв учебно-воспитательного процесса от будущей профессиональной деятельности выпускников вуза. Между теорией и практикой всегда существуют противоречия, и достичь адекватного соответствия между ними принципиально невозможно. Однако решить эту проблему в определенной степени можно путем применения контекстного подхода к обучению и подготовке студентов к профессиональной деятельности.

В языкознании и логике контекст определяется как относительно законченный в смысловом отношении отрывок текста (речи), в котором выявляются смысл и значение входящих в него слов или фраз. Контексту условно можно придать и ситуационный смысл, когда ситуации
воспринимаются человеком не изолированно, а в том или ином предметном или социальном окружении, контексте.

В образовании под контекстом понимают такое обучение, при котором с помощью всевозможных психологических и дидактических приемов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста.

В контекстном обучении формы занятий от курса к курсу должны трансформироваться в сторону приближения к практической деятельности. Если на младших курсах Обучения преобладает учебная работа академическою типа (лекции, семинары), то на старших курсах создаются условия для проведения деловых игр и других практических занятий, ориентированных на квазипрофессиональную деятельность специалиста. На завершающем этапе обучения в вузе квазипрофессиональная деятельность должна занимать ведущее место (стажировка, выполнение дипломных работ и проектов и др.).

При контекстном подходе к обучению преподаватель должен исходить не из частных целей своей учебной дисциплины, а с целостной модели подготовки специалиста, которая соответствует цели и задачам его будущей профессиональной деятельности.

Контекст профессионального будущего наполняет учебную деятельность студентов личностным смыслом, определяет уровень их активности, меру их включения в процесс познания. Обучение перестает замыкаться само в себе, а выступает эффективным способом прямого формирования необходимых студенту предметно-профессиональных и социально-психологических качеств личности специалиста.
5.8. Информатизация и компьютеризация обучения

Отличительной чертой современной педагогики является возрастание роли информатизации учебно-воспитательного процесса. Развиваются новые информационные технологии, с помощью которых внедряются в практику обучения различные методы сбора, сохранения, обработки, передачи и предъявления учебной информации. Инструментальной базой для них являются электронно-вычислительные машины (ЭВМ).

Сформировалась новая область знаний - информатика, которая изучает структуру и общие особенности научной информации, законы и методы оперативной обработки ее с помощью ЭВМ, взаимодействие компьютеров и компьютерных систем с социальной средой.

Основными задачами информатизации учебно-воспитательного процесса являются:

1) оперативное обновление учебной информации в связи с развитием отрасли науки, которая изучается;

2) получение оперативной информации об индивидуальных особенностях каждого студента, что позволяет преподавателю дифференцированно заниматься учебно-воспитательным процессом;

3) освоение адекватных научному содержанию обучения и индивидуальным особенностям студентов способов предъявления им учебной информации;

4) получение оперативной информации о результатах учебно-воспитательного процесса, что позволяет быстро вносить необходимые коррективы.

Компьютеризация учебного процесса эффективный способ обучения и контроля успеваемости студентов. Анализ накопленного высшей школой опыта позволяет выделить несколько основных направлений использования ЭВМ:


• применение ЭВМ для наглядного представления и демонстрации основных понятий и объектов учебного предмета, основных закономерностей, графических изображений в динамике, в различном масштабе и цвете;

• применение ЭВМ для решения вычислительных (сложных) задач, обработки результатов измерений иэкспериментальных исследований;

• применение ЭВМ для математического моделирования и наглядного изображения физических, химических и других процессов;

• применение ЭВМ для автоматизированного обучения.

Суть автоматизации обучения состоит:

во-первых, в управлении самообразовательной деятельностью студентов посредством программного предъявления им учебной информации и рекомендаций относительно ее усвоения;

во-вторых, в применение ЭВМ для контроля знаний, умений и навыков студентов на всех этапах обучения.

Следует также помнить о возможных негативных последствиях, связанных с активным вторжением в психику студента штучных, иллюзорных впечатлений с экранных виртуальных сюжетов и взаимодействия с ними. Опасность состоит также и в пренебрежении допустимыми нормами работы с компьютером.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: