Медиаобразование предусматривает обучение теории и практике анализа средств массовой информации (средств масс - медиа).
Медиаобразование начинается с развития у студента аудиовизуального восприятия, затем у него формируется критическое мышление и происходит практическое освоение продуктов средств масс - медиа (кино - и теле - фильмы, печать и радио). На основе этого у студента формируется собственная система ценностей.
Результат медиаобразования зависит от ряда условий:
1) свободы выбора информации;
2) соблюдения правил дискуссии;
3) самостоятельности и инициативы студента;
4) равенства участников диалога перед информацией.
Если эти условия не выполняются, то учебный курс превращается в морализаторство и насаждение идеологии, а большинство студентов лишаются возможности развивать свой творческий потенциал, и их учение становится только репродуктивным.
Сейчас, когда содержание и пути распространения информации в сетях массовых коммуникаций практически не контролируются, проблема самостоятельного мышления студента, формирования его взглядов, ценностей и идеалов под влиянием информационного хаоса требует формирования новой системы навыков общения с информацией и критического ее осмысления. Умения анализировать информацию, выделять главное в информационном сообщении, понимать направленность коммуникации, скрытый смысл сообщений становятся необходимыми на всех этапах обучения.
|
|
Существует две ветви медиаобразования:
1. Социокультурное медиаобразование, которое реализуется на практике в специальных учебных курсах.
2. Интегрированное медиаобразование, являющееся органической частью конкретного учебного предмета (или образовательной области).
Для начальных этапов медиаобразования в гуманитарных предметах целесообразным представляется достижение целей обучения предмету через следующий порядок формирования медиаобразовательных умений:
1) вычленять главное в информационном сообщении;
2) понимать цели коммуникации, направленность информационного потока;
3) понимать задания в различных формулировках и контекстах;
4) аргументировать собственные высказывания;
5) воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы за и против каждой из них;
6) находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;
7) находить требуемую информацию в различных источниках и систематизировать ее по заданным признакам;
8) устанавливать ассоциативные и практические целесообразные связи между информационными сообщениями,
9) составлять план информационного сообщения, предлагать форму его изложения, адекватную содержанию,
|
|
10) переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему, а вербальную информацию переводить в знаковую систему.
Медиаобразование активно использует Интернет в самых различных образовательных проектах - от учебных телепередач до апробации экспериментальных программ дистанционного обучения.
Медиаобразование в различных странах используется по-разному. В английских школах от учащихся требуется умение читать печатные тексты на английском языке и понимать визуальную информацию (кино, телевидение). В немецких школах медиаобразование является составной частью дисциплин гуманитарного цикла В США медиаобразование трактуется по-разному: во Флориде -главной целью медиаобразования является формирование визуальной грамотности; в восточных штатах масс-медиа используется как средство обучения; в некоторых центральных штатах медиаобразование приравнивается к борьбе с наркотиками, алкоголизмом и табакокурением.
5.11. Интернет как средство образования
В начале XXI ст. Интернет превратился в глобальный источник информации. Пользователями Сети все больше становится молодежь. Ей предоставляется доступ к Сети дома, в различных компьютерных клубах, в Интернет-кафе.
Постепенно к Интернету подключаются общеобразовательные школы, высшие учебные заведения, учащиеся и студенты могут работать с компьютером не только на занятиях, под наблюдением преподавателя, но и самостоятельно, после занятий.
Интернет привлекает юношей и девушек богатством красок, мультимедийными возможностями, оперативностью получения интересующих их сведений (о любимых музыкальных группах, современной моде, футбольных командах, различных странах и т.п.).
Интернет компенсирует недостаток общения в повседневной жизни, позволяет обмениваться информацией с самыми. разными людьми, является способом самоутверждения. Все это делает его эффективным, но пока еще дорогим средством обучения и воспитания.
Чтобы получать информацию из Сети, пользователю необходимо обладать следующими умениями:
• целенаправленно находить нужную информацию;
• понимать адресную направленность информации, критически осмысливать ее;
• формировать альтернативные взгляды, интерпретировать информацию;
• сохранять и использовать информацию в повседневной жизни;
• перерабатывать и представлять информацию.
Если пользователь обладает вышеназванными умениями, то он работает в Сети осознанно и эффективно использует ее образовательный потенциал. Когда студенты достаточно подготовлены, т.е. обладают медиаобразовательными умениями, то они могут сами защитить себя от
темной стороны Интернета. В связи со свободным течением информации в Сети возрастает ответственность медиапедагогов при обучении студентов.
Направления использования сети Интернет студентами на пользовательском этапе:
• дальнейшее общее развитие личности;
• поиск учебной информации;
• самостоятельное представление информации;
• поиск нужных компьютерных программ;
е выбор дальнейшего образования, профориентация. Перспективы использования Интернет в образовании студентов:
■ интеграция информации, полученной из сети Интернет, в контекст фундаментального образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений;
■ создание вузовских сайтов, которые могут связать студентов и преподавателей между собой для обмена информацией;
■ организация дистанционного обучения, которое может решать задачи очного образования, дополнять, интенсивно влиять или частично заменять его. Студенты могут учиться как в одном, так и сразу в нескольких дистанционных вузах, получить дипломы или сертификаты по их окончании. Такая форма образования позволяет учитывать индивидуальные психологические особенности студентов;
|
|
■ создание образовательных проектов, подключение и использование Сети в разных городах и областях страны позволит объединить отечественные университеты, образовательные учреждения разных стран между собой, а также станет удобным способом контакта и общения специалистов.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое инновации в педагогике?
2. В чем состоит смысл развивающего обучения?
3. Что понимается под проблемно-развивающим обучением?
4. В чем состоит методика поэтапного формирования умственных действий?
5. Что понимается под педагогикой сотрудничества? Ее основные идеи.
6. Чем отличается программированное обучение от модульного обучения?
7. Что такое контекстный подход к обучению?
8. Каковы задачи информатизации и компьютеризации обучения?
9. Что такое дистанционное обучение?
10. В чем особенности медиаобразования?
11. В чем смысл обучения студентов по Интернету?
Литература
1. Давыдов ВВ. Проблемы развивающего обучения. - М., 1985.
2. Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М, 1988
3. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. -М., 1981
4. Падалка О.С. та ш. Педагогічні технологіі: Навч. посібник. -К, 1995.
5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Пед вузов.В 2-х кн. М.: ВЛАДОС, 1999.- 576.
6. Шаталов В.Ф. Точка опоры. -М., 1987.
7. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебн. Пособие.3-е изд- М: Юность, 1997.-512 с
ГЛАВА 6