Педагогика сотрудничества - это совокупность идей, форм и методов, которые обеспечивают интерес студентов к обучению, стимулируют их познавательную активность, создают атмосферу коллективного творчества.
Педагогика сотрудничества начинается с педагогических идей А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.
В конце 80-х годов XX ст. появляются оригинальные авторские школы Ш. Амонашвили, И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, В.А. Караковского, С.М. Лысенковой, М.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина и др.
Педагогика сотрудничества в высшей школе опирается на следующие идеи:
1. Доброжелательные отношения педагога со студентами.
2. Идея трудной цели и возможности ее достичь.
3. Идея свободного выбора количества заданий.
4. Идея опережения учебной программы.
5. Идея опорных сигналов и опорных схем.
6. Идея больших блоков учебного материала.
7. Идея самоанализа и самооценки.
8. Идея создания группового интеллекта.
9. Идея коллективного творчества и самоуправления.
Методика В.Ф. Шаталова представляет собой сложную систему элементов, к которым принадлежат:
|
|
- всестороннее развитие личности студента (студент - точка отсчета учебно-воспитательного процесса);
- примерно 70% учебного времени отводится на самостоятельную работу студентов;
- студенты на занятиях осваивают новый материал, открывают для себя законы, разрабатывают опорные конспекты;
- обучение носит опережающий характер;
- контроль и взаимоконтроль усвоения знаний, умений и навыков.
Методика С.М. Лысенковой - это система проверенных педагогическим опытом наиболее эффективных идей:
- глубокое знание психологии студентов;
- создание радости познания и комфорта обучения;
- развитие у студентов умений эффективно учиться,
- вариативное повторение учебного материала;
- доброжелательность; поддержка и взаимопомощь.
Методика Е.Н. Ильина включает идеи:
- главный ориентир учителя - студент;
- индивидуально-личностный подход в обучении студентов;
- учет темпа развития студента;
- гуманизм в преподавании литературы;
- включение жизненного опыта студента в лекцию;
- соединение жизни студента с жизнью героя книги;
- использование инициативы студента при выборе методики преподавания, темы диспута, реферата.
Программированное и модульное обучение
Программированное обучение - это управляемое обучение с оптимальной связью.
Главные признаки программированного обучения:
- учебный материал дается студентам небольшими дозами (частями), каждая из которых логично окончена, удобно доступна для целостного восприятия;
- каждая учебная доза сопровождается указаниями или заданиями, как осуществить определенные действия, направленные на ее усвоение;
|
|
- усвоение каждой учебной дозы проверяется путем предоставления студенту специального задания;
- студент сразу же узнает правильно или неправильно он ответил (осуществляется обратная связь и самоконтроль);
- взависимости от ответа студента оценивается возможность его продвижения: ответив правильно, он переходит к следующей части учебной информации; при неправильном ответе - он отправляется за разъяснением и повторно изучает учебную дозу
В зависимости от характера размещения учебного материала, наличия доз и связей между ними различают программы: линейные, разветвленные, комбинированные.
При линейной программе весь учебный материал, который подлежит усвоению, разделяется на дозы и соответствующие задания для проверки. Проверив правильность ответа, студент начинает выполнять следующее задание.
При разветвленной программе материал подразделяется на части, несколько большие, чем в линейной программе, но также даются задания и указания, касающиеся усвоения содержания. При обратной связи студент выбирает ответ из предложенных вариантов. В зависимости от ответа даются новые указания и объяснения.
Комбинированная программа предусматривает изучение некоторых частей материала по линейно схеме, других - по разветвленной схеме.
Сущность модульного обучения состоит в том, что студент полностью самостоятельно (или с небольшой помощью преподавателя) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
Модуль - это осмысленная часть содержания учебного предмета, которая имеет не только указание на объем знания, но и на уровень его усвоения.
Модули позволяют перевести обучение на субъект - субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учениками, дозировать индивидуальную помощь, изменять формы общения преподавателя и студента.
Преподаватель разрабатывает для каждого студента личностно - ориентированную программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач. Для надежного контроля усвоения студентом соответствующих модулей преподаватель проводит входной и промежуточный контроль. По результатам промежуточного контроля можно сделать вывод об усвоение учебного предмета даже без итогового экзамена.
Контроль усвоения каждою из содержательных модулей должен осуществляться на известных трех уровнях: ознакомительно-ориентировочном, понятийно-аналитическом, продуктивно-синтетическом. Диапазоны оценок результатов усвоения при этом не должны перекрываться. Желательно, чтобы они расширялись с усложнением уровня усвоения модулей.
Полученные модульные оценки по учебным предметам могут накапливаться за учебный год или за весь период обучения в вузе. Это способствует рейтингованию (определению рейтинга) студентов.