Педагогика сотрудничества

Педагогика сотрудничества - это совокупность идей, форм и методов, которые обеспечивают интерес студентов к обучению, стимулируют их познавательную активность, создают атмосферу коллективного творчества.

Педагогика сотрудничества начинается с педагогических идей А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.

В конце 80-х годов XX ст. появляются оригинальные авторские школы Ш. Амонашвили, И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, В.А. Караковского, С.М. Лысенковой, М.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина и др.

Педагогика сотрудничества в высшей школе опирается на следующие идеи:

1. Доброжелательные отношения педагога со студентами.

2. Идея трудной цели и возможности ее достичь.

3. Идея свободного выбора количества заданий.

4. Идея опережения учебной программы.

5. Идея опорных сигналов и опорных схем.

6. Идея больших блоков учебного материала.

7. Идея самоанализа и самооценки.

8. Идея создания группового интеллекта.

9. Идея коллективного творчества и самоуправления.

Методика В.Ф. Шаталова представляет собой сложную систему элементов, к которым принадлежат:

- всестороннее развитие личности студента (студент - точка отсчета учебно-воспитательного процесса);

- примерно 70% учебного времени отводится на самостоятельную работу студентов;

- студенты на занятиях осваивают новый материал, открывают для себя законы, разрабатывают опорные конспекты;

- обучение носит опережающий характер;

- контроль и взаимоконтроль усвоения знаний, умений и навыков.

Методика С.М. Лысенковой - это система проверенных педагогическим опытом наиболее эффективных идей:

- глубокое знание психологии студентов;

- создание радости познания и комфорта обучения;

- развитие у студентов умений эффективно учиться,

- вариативное повторение учебного материала;

- доброжелательность; поддержка и взаимопомощь.

Методика Е.Н. Ильина включает идеи:

- главный ориентир учителя - студент;

- индивидуально-личностный подход в обучении студентов;

- учет темпа развития студента;

- гуманизм в преподавании литературы;

- включение жизненного опыта студента в лекцию;

- соединение жизни студента с жизнью героя книги;

- использование инициативы студента при выборе методики преподавания, темы диспута, реферата.

Программированное и модульное обучение

Программированное обучение - это управляемое обучение с оптимальной связью.

Главные признаки программированного обучения:

- учебный материал дается студентам небольшими дозами (частями), каждая из которых логично окончена, удобно доступна для целостного восприятия;

- каждая учебная доза сопровождается указаниями или заданиями, как осуществить определенные действия, направленные на ее усвоение;

- усвоение каждой учебной дозы проверяется путем предоставления студенту специального задания;

- студент сразу же узнает правильно или неправильно он ответил (осуществляется обратная связь и самоконтроль);

- взависимости от ответа студента оценивается возможность его продвижения: ответив правильно, он переходит к следующей части учебной информации; при неправильном ответе - он отправляется за разъяснением и повторно изучает учебную дозу

В зависимости от характера размещения учебного материала, наличия доз и связей между ними различают программы: линейные, разветвленные, комбинированные.

При линейной программе весь учебный материал, который подлежит усвоению, разделяется на дозы и соответствующие задания для проверки. Проверив правильность ответа, студент начинает выполнять следующее задание.

При разветвленной программе материал подразделяется на части, несколько большие, чем в линейной программе, но также даются задания и указания, касающиеся усвоения содержания. При обратной связи студент выбирает ответ из предложенных вариантов. В зависимости от ответа даются новые указания и объяснения.

Комбинированная программа предусматривает изучение некоторых частей материала по линейно схеме, других - по разветвленной схеме.

Сущность модульного обучения состоит в том, что студент полностью самостоятельно (или с небольшой помощью преподавателя) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Модуль - это осмысленная часть содержания учебного предмета, которая имеет не только указание на объем знания, но и на уровень его усвоения.

Модули позволяют перевести обучение на субъект - субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учениками, дозировать индивидуальную помощь, изменять формы общения преподавателя и студента.

Преподаватель разрабатывает для каждого студента личностно - ориентированную программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач. Для надежного контроля усвоения студентом соответствующих модулей преподаватель проводит входной и промежуточный контроль. По результатам промежуточного контроля можно сделать вывод об усвоение учебного предмета даже без итогового экзамена.

Контроль усвоения каждою из содержательных модулей должен осуществляться на известных трех уровнях: ознакомительно-ориентировочном, понятийно-аналитиче­ском, продуктивно-синтетическом. Диапазоны оценок резу­льтатов усвоения при этом не должны перекрываться. Желательно, чтобы они расширялись с усложнением уровня усвоения модулей.

Полученные модульные оценки по учебным предметам могут накапливаться за учебный год или за весь период обучения в вузе. Это способствует рейтингованию (определению рейтинга) студентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: