Содержание образования для всех типов учебных заведений отражается в учебных планах, программах, учебниках и учебных пособиях.
Учебный план документ, определяющий набор учебных предметов, которые изучаются в учреждении образования, их распределение, недельное и годичное количество часов, отведенных на каждый учебный предмет, структуру учебного года.
Учебная программа - документ, который определяет содержание и объем знаний, умений и навыков по каждому учебном}' предмету, содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения.
Учебные программы должны:
■ соответствовать высокому научному уровню,
■ предусматривать воспитательный потенциал,
■ отражать межпредметные связи, идеи взаимосвязи науки, практики и производства,
■ предвидеть формирование умений и навыков студентов по каждому предмету.
Основными разделами учебной программы являются:
1. Пояснительная записка, которая содержит цель изучения определенного предмета, признаки процесса (организация обучения каждой группы, потока).
|
|
2. Содержание учебного материала по разделам и темам с указанием количества часов на каждую из них.
3. Объем знаний, умений и навыков по конкретному предмету для студентов каждого курса.
4. Перечисление средств наглядности, литературы для студентов и методической литературы для преподавателей,
5. Критерии оценивания знаний, умений и навыков по каждому виду работы.
В соответствии с учебными программами разрабатываются учебники и учебные пособия.
Учебник - книга, которая содержит основы научных знаний по определенной научной дисциплине в соответствии с целью обучения, определенной программой и требованиям
дидактики.
Учебник должен обеспечивать научность содержания учебного материала, качество, точность, простоту и доступность изложения, четкость в формировании определений правил, законов, идей. Он должен быть написан точным и доступным языком, иметь четко распределенный учебный материал по разделам и параграфам, содержать иллюстрации, схемы, рисунки, выделение шрифтом важного материала. Немаловажное значение имеет его художественное оформление.
В структуру учебника входят:
1. Тексты (основной, дополнительный, пояснительный).
2. Внетекстовые компоненты: аппарат организации процесса усвоения содержания; вопросы и задания; инструктивные материалы (памятки,
образцы решения задач, примеров); таблицы; пояснения к иллюстрациям; упражнения, иллюстративный материал (фотографии, рисунки, планы, карты, чертежи и др.); аппарат ориентирования (вступление, содержание, библиография).
Текст учебника может быть аналитическим или синтетическим, построенным с помощью дедуктивного или индуктивного метода. Все вопросы и задания учебников по степени познавательной активности студентов могут быть репродуктивными и продуктивными. Репродуктивные тексты требуют от студента воспроизводства знаний без существенных изменений. Продуктивные тексты -трансформацию знаний, существенные изменения в структуре их усвоения или же поиск новых знаний.
|
|
Содержание учебного материала в учебнике может формироваться в соответствии с принципом:
• генетики (в последовательности, в какой он формировался исторически);
• логики (изложение его относительно современной логической структуры соответствующей науки);
• психологии (с учетом познавательных возможностей студентов).
В большинстве учебников эти принципы переплетены.
Учебное пособие - книга, материал которой расширяет границы учебника, содержит дополнительные, новейшие и справочные сведения. К этой категории учебных изданий относятся атласы, справочники, сборники задач и упражнений, словари, хрестоматии и т.п.
Общеобразовательное учебное заведение работает по учебным программам, учебникам, пособиям, которые имеют соответствующий гриф Министерства образования и науки.
Вопросы для самопроверки
1. Какие существуют теории образования?
2. На каких принципах основывается высшее образование в Украине?
3. Что представляет собой система высшего образования в современной Украине?
4. Что определяет содержание высшего образования в учебных заведениях Украины?
5. Что такое уровни образования?
Литература
1. Збірник законодавчих та нормативних актів проосвіту. – К.; М-во освіти України, 1994. Вип. 1.
2. Державна национальна программа "Освіта" (Україна XXI століття.). К., 1993.
3. Школи нового типу в Україні. метод. Посібник / В.Ф.Паламарчук, І.Г.Єршов. - К.: ІСДО. 1996.
ГЛАВА 7