Основными принципами образования в Украине являются:
■ доступность для каждого гражданина всех форм и типов образовательных услуг, которые предлагаются государством;
■ одинаковость условий каждому человеку для полной реализации его способностей, таланта, всестороннего развития;
■ гуманизм, демократизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей;
■ органическая связь между образованием и
национальной историей, культурой и традициями;
■ независимость образования от политических партий,
общественных и религиозных организаций;
■ научный, светский характер образования;
■ интеграция с наукой и производством;
■ взаимосвязь с образованием других стран;
■ гибкость и прогностичность образования;
■ единство и наступательность системы образования;
■ соединение государственного управления с общественным самоопределением в образовании.
В Украине для управления образованием создана система государственных органов управления и органы общественного самоуправления.
|
|
К государственным органам управления образованием в Украине относятся:
• Министерство образования и науки Украины;
• министерства и ведомства Украины, которым подчиняются заведения образования;
• Высшая аттестационная комиссия Украины;
• Министерство образования Автономной Республики Крым;
• местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления образованием.
Система образования в Украине включает:
1) начальное общее образование;
2) базовое общее среднее образование;
3) полное общее среднее образование;
4) профессионально-техническое образование;
5) базовое высшее образование;
6) полное высшее образование.
В Украине установлено б уровней образования:
1-й уровень - младший специалист - обеспечивается ведущим профессионально-техническим училищем, техникумом (2-х или 3-годичным колледжем);
2-й уровень - бакалавр - базовое высшее образование (3-х и 4-летнее обучение в колледже или в институте);
3-й уровень - специалист - высшее образование (обучение в институте, академии, университете в течение 1 - 2 лет);
4-й уровень - магистр (5 - 6-летнее обучение в университете после средней школы),
5-й уровень - кандидат паук (обучение в аспирантуре и защита диссертации);
6-й уровень - доктор наук - (обучение в докторантуре и защита докторской диссертации).
В последние годы заметно увеличилась потребность в специалистах с высшим образованием, профессиональные качества которых помогли бы им (специалистам) подготовиться к будущей деятельности не только в профессиональном, но и в социальном, культурно-историческом контексте. Каждый специалист обязан быть всесторонне образованным человеком, профессионалом своего дела.
|
|
Ученые утверждали, что в начале XXI века в высокоразвитых странах потребность в специалистах с высшим образованием составляла 15-20% общего количества трудоспособного населения. Во многих странах этот показатель был намного выше. Так, в начале 90-х годов особы с дипломом о высшем образованием в возрасте 25-65 лет составляли в Канаде - 40%, США - 36, Австрии -31, Норвегии - 25, Швеции - 23, Швейцарии и Бельгии - 20, Финляндии - 18, Англии - 16%. В Украине количество особ с высшим образованием составляла 10%.
Поэтому проблема развития высшего образования в Украине
чрезвычайно актуальна. К сожалению, среди выпускников средних учебных заведений Украины продолжают образование в вузах только 35-36%, тогда как в странах Западной Европы - свыше 50%, США - 60, Японии -70, Южной Корее - 80%.
В Украине за 90-е годы XX ст. численность университетов выросла в 4,5 раз.
Высшими учреж-дениями образования являются: техникум (училище), колледж, институт, консерватория, академия, университет и др.
В соответствии со статусом высшею учреждения образования установлено четыре уровня аккредитации:
• первый уровень - техникум, училище, другие приравненные к ним высшие учреждения образования;
• второй уровень - колледж, другие приравненные к нему высшие учреждения образования;
• третий и четвертый уровни (в зависимости от результатов аккредитации) - институт, консерватория, академия, университет.
Высшая школа Украины в последнее время испытывает существенные структурные изменения: увеличивается количество вузов третьего-четвертого уровней аккредитации и снижается - первого-второго уровней.
Сеть высших учебных заведений третьего-четвертого уровней аккредитации насчитывает 3!5 вузов, в том числе 223 государственных. Среди них функционирует 106 университетов, 59 академий, 150 институтов. Статус национальных имеют 38 университетов и академий.
К учреждениям последипломного образования относятся:
■ академии, институты (центры) повышения квалификации, переподготовки, усовершенствования, учебно-курсовые комбинаты;
■ подразделения высших учреждений образования (филиалы, факультеты, отделения и др.);
■ профессионально-технические учреждения образования;
■ соответствующие подразделения в организациях и на предприятиях.
Учреждения последипломного образования могут работать в виде очной, заочной формы обучения, иметь филиалы и проводить научно-исследовательскую работу.
Последипломное образование обеспечивает получение новой квалификации, новой специальности и профессии на основе раннее приобретенной в учреждении образования и опыта практической работы, углубления профессиональных знаний, умений по специальности, профессии.