Образовательная система в Украине

Основными принципами образования в Украине являются:

■ доступность для каждого гражданина всех форм и типов образовательных услуг, которые предлагаются государством;

■ одинаковость условий каждому человеку для полной реализации его способностей, таланта, всестороннего развития;

■ гуманизм, демократизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей;
■ органическая связь между образованием и
национальной историей, культурой и традициями;

■ независимость образования от политических партий,
общественных и религиозных организаций;

■ научный, светский характер образования;

■ интеграция с наукой и производством;

■ взаимосвязь с образованием других стран;

■ гибкость и прогностичность образования;

■ единство и наступательность системы образования;

■ соединение государственного управления с общественным самоопределением в образовании.

В Украине для управления образованием создана система государственных органов управления и органы общественного самоуправления.

К государственным органам управления образованием в Украине относятся:

• Министерство образования и науки Украины;

• министерства и ведомства Украины, которым подчиняются заведения образования;

• Высшая аттестационная комиссия Украины;

• Министерство образования Автономной Республики Крым;

• местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления образованием.

Система образования в Украине включает:

1) начальное общее образование;

2) базовое общее среднее образование;

3) полное общее среднее образование;

4) профессионально-техническое образование;

5) базовое высшее образование;

6) полное высшее образование.
В Украине установлено б уровней образования:

1-й уровень - младший специалист - обеспечивается ведущим профессионально-техническим училищем, техникумом (2-х или 3-годичным колледжем);

2-й уровень - бакалавр - базовое высшее образование (3-х и 4-летнее обучение в колледже или в институте);

3-й уровень - специалист - высшее образование (обучение в институте, академии, университете в течение 1 - 2 лет);

4-й уровень - магистр (5 - 6-летнее обучение в университете после средней школы),

5-й уровень - кандидат паук (обучение в аспирантуре и защита диссертации);

6-й уровень - доктор наук - (обучение в докторантуре и защита докторской диссертации).

В последние годы заметно увеличилась потребность в специалистах с высшим образованием, профессиональные качества которых помогли бы им (специалистам) подготовиться к будущей деятельности не только в профессиональном, но и в социальном, культурно-истори­ческом контексте. Каждый специалист обязан быть всесторонне образованным человеком, профессионалом своего дела.

Ученые утверждали, что в начале XXI века в высокоразвитых странах потребность в специалистах с высшим образованием составляла 15-20% общего количества трудоспособного населения. Во многих странах этот показатель был намного выше. Так, в начале 90-х годов особы с дипломом о высшем образованием в возрасте 25-65 лет составляли в Канаде - 40%, США - 36, Австрии -31, Норвегии - 25, Швеции - 23, Швейцарии и Бельгии - 20, Финляндии - 18, Англии - 16%. В Украине количество особ с высшим образованием составляла 10%.

Поэтому проблема развития высшего образования в Украине
чрезвычайно актуальна. К сожалению, среди выпускников средних учебных заведений Украины продолжают образование в вузах только 35-36%, тогда как в странах Западной Европы - свыше 50%, США - 60, Японии -70, Южной Корее - 80%.

В Украине за 90-е годы XX ст. численность университетов выросла в 4,5 раз.

Высшими учреж-дениями образования являются: техникум (училище), колледж, институт, консерватория, академия, университет и др.

В соответствии со статусом высшею учреждения образования установлено четыре уровня аккредитации:

• первый уровень - техникум, училище, другие приравненные к ним высшие учреждения образования;

• второй уровень - колледж, другие приравненные к нему высшие учреждения образования;

• третий и четвертый уровни (в зависимости от результатов аккредитации) - институт, консерватория, академия, университет.

Высшая школа Украины в последнее время испытывает существенные структурные изменения: увеличивается количество вузов третьего-четвертого уровней аккредитации и снижается - первого-второго уровней.

Сеть высших учебных заведений третьего-четвертого уровней аккредитации насчитывает 3!5 вузов, в том числе 223 государственных. Среди них функционирует 106 университетов, 59 академий, 150 институтов. Статус национальных имеют 38 университетов и академий.

К учреждениям последипломного образования относятся:

■ академии, институты (центры) повышения квалификации, переподготовки, усовершенствования, учебно-курсовые комбинаты;

■ подразделения высших учреждений образования (филиалы, факультеты, отделения и др.);

■ профессионально-технические учреждения образования;
■ соответствующие подразделения в организациях и на предприятиях.

Учреждения последипломного образования могут работать в виде очной, заочной формы обучения, иметь филиалы и проводить научно-исследовательскую работу.

Последипломное образование обеспечивает получение новой квалификации, новой специальности и профессии на основе раннее приобретенной в учреждении образования и опыта практической работы, углубления профессиональных знаний, умений по специальности, профессии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: