Патриархальная теория

Сущность этой теории состоит в твердженнi, что государство происходит от семьи, является результатом разрастания семьи. Семья, как начальная ячейка общественной жизни, разрастается у племени, а племя - в государство. Родительская власть над детьми трансформируется во власть монарха над своими подданными. Подданные должны подчиняться своему монарховi, монарх - проявлять относительно них родительскую заботу. Представителями этой теории были Аристотель и Платон. Рассматривая общественное отношение в государстве как аналогию семейных отношений, Платон выступал против деления общества на бедных и богатых, против права частной собственности. Как должны быть мудрым глава семьи, так и мудрыми должны быть правители государства. Платон утверждал, что до тех пор, пока философы не станут царями в государстве или царе и законодателе не станут философами, т.е. пока обе силы - политика и философия - не сольются, до тех пор не будет конца бедам государства. Благосклонное отношение к патриархальной теории было в Украине у историка, философа и общественного деятеля Г.Драгоманова. В России этой теории придерживался известнейший теоретик народнического движения М.Михайловський.

Договорная теория

Согласно этой теории государство возникает вследствие заключения между людьми общественного договора - добровольного соглашения для обеспечения общей справедливости. Государство должно обеспечивать безопасность граждан и охрану их собственности. Таким же путем создается и право, которое с точки зрения приверженцев этой теории имеет естественный характер: каждый человек наделен неотъемлемыми правами, приобретенными от природы. В случае нарушения правителями условий договора и естественных прав человека народ имеет право заменить правителей. Представителями этой теории были Т.Гоббс в Англии, Г.Гроцій в Голландии, Ж.Ж.Руссо в Франции, О.Радищев в России, ректор Киевского университета св. Владимира К.Неволин и др.

Психологическая теория

За этой теорией причины возникновения государства кроются в свойствах психики людей. Психике преобладающей части людей присущая потребность покоряться выдающимся личностям, зависеть от элиты общества. Зависимость членов рода, племени от старейшин и вождей со временем закрепляется в праве. Во главе государства должны стоять особистостi, наделенные особой волей и талантом руководства.

Одним из представителей этой теории был профессор Киевского университета св. Владимира, а со временем Варшавского университета Л.Петражицький.

Теория насилия

Эта теория объясняет возникновение государства завоеванием одними племенами, народами других. Победители превращаются в господствующие касты, состояния, классы, а побежденные - на рабов, подневольных и т.п.. Для содержания порабощенных в покорi, для управления ими необходимое государство - как аппарат, создаваемый победителями для управления побежденными. Итак, государство, за этой теорией, - не результат Божьего провидения, а порождение ворожнечi, преимущества грубой силы, войны и насилия. Идеологическими основаниями данной теории определенной мерой можно считать философию Ф.Ніцше, который пропагандировал ненасытное стремление к власти, культ грубой силы, превосходство арийцев, покорение слабых народов и др.

Представителями этой теории были австрийский правовед и социолог второй половины XIX - начала XX ст. Л.Гумплович, который утверждал, что в уничтожении и покорении слабых проявляется естественный закон борьбы за существование, а также немецкий правовед и философ этого же периода Е.Дюрінг, на мысль которого отношения между индивидами выясняются путем насилия, так называемой "робинзонады". Благосклонно относились к теории сторонники нацизма и расизма, они провозглашали насилие важнейшим фактором развития, а гуманизм - оправданием слабоволия.

Теория конвергенции

В поисках ответа на историческую перспективу развития государства и права немало исследователей второй половины XX ст. обращались к так называемой теории конвергенции (от лат. соnvergentio - сближение, восхождение). За этой теорией, в ходе исторического развития постепенно исчезают существенные отличия между капитализмом и социализмом и происходит их сближение, слияние. Каждая система заимствует у другой все лучше всего и ликвидирует отрицательные економічнi, полi- тичнi, правовые и другие моменты своей государственности. Представители теории - русский эмигрант, профессор Гарвардского университета П.Сорокин, американский социолог, экономист, историк X.Ростоу. Определенной мерой с этой теорией совпадают взгляды известного украинского ученого, народного депутата Украины профессора Г.Павловського, который в книге "Путь Украины" обосновывается идею "соціалізованого капитализма".

Космическая теория

Появление государства за этой теорией объясняется вмешательством инопланетных цивилизаций.

Анархизм (от грецьк. "безвластие")

В ХIX-XX ст. приобретает распространение теория анархизма. Представители этой теории выступали и выступают за максимальное ограничение, или даже уничтожение всякой государственной власти и частной власностi, за создание федерации мелких автономных ассоциаций (объединений) производителей. Разновидностью анархизма является анархо-синдикализм, в теории которого предполагается передача всей власти в обществе профсоюзам. Основными проводниками анархистских идей были М.Штірнер, П.Ж.Прудон, М.Бакунін, П.Кропоткін. Идею анархизма в Украине стремился воплотить Н.Махно.

Славянофильская теория

В основу эта теория положена идею самобытности общественного и государственного развития славянских народов. Взгляды представителей славянофильского направления общественной мысли в ХIX-XX ст. основывались на противопоставлении идеологии славянских народов, которым присущие религиозность, "единство духа" ощущений и ума, коллективизм, любовь к ближнему, идеологии народов Западной Европы, которым присущие индивидуализм, рационализм, благоразумие, культ материального прогресса. Высочайшей духовной ценностью славян, которая обуславливает характер их государственности, славянофилы считали "соборность", т.е. объединение свободы и единства многих людей на основе их общей любви до одних и тех же абсолютных ценностей, которыми есть учения православной церкви и ее святых отцов.

Славянофилы возражали как революционный социализм, так и буржуазную демократию с ее "фабричными отношениями" и "формально-логической законностью". За взглядами славянофилов, на Западе государство возникшее на основе насилия и завоевание, а в Древний Движении - вследствие "природнього развития национальной жизни". Славянские государства прошли период жестокого рабовладельческого общества. Для славянофилов характерная идеализация общественного порядка Киевской Движении и общинного образа жизни.

Славянофильство выступает как антипод ориентации общественной мысли на западноевропейский (буржуазный) путь социального развития. Теоретики славянофильства в западном мире усматривают культ индивидуализма под видом "общечеловеческих ценностей", приоритет материального над духовным, массовый эгоизм и рационализм. Вместе с тем, славянофилы не возражают необходимости заимствования лучших достояний западных стран.

Государственная власть, по их мнению, должны быть централизованной, а народа необходимо предоставить возможность решать вопрос местного самоуправления, местных проблем хозяйственной, культурной и социальной жизни.

Политические свободы, считают они, есть относительным и отрицательным явлением, а настоящая задача государства - создавать правосудие, следить за нравственностью и святостью законов, предохранять достоинство человека, оказывать содействие земледельческой работе, общинному землевладению i, таким образом, служить не временным, а вечным целям. Славянофилы выступают приверженцами преимущественно монархических форм государственного правления.

Славянофилы не проповедовали вражды к другим народам, считая за славян всех - не за признаками происхождения по крови, а при условиях восприятия духовных ценностей православной цивилизации. В.Соловьев писал, что необходимо применять заповедь Исуса Христоса "Любы ближнего, как самого себя" также и к общению наций: "Любы все другие народы, как свой собственный".

Славянофильские идеи были характерными для О.Хомячья, братьев I.Киреєвського и П.Киреєвського, К.Аксакова и I.Аксакова, Г.Данилевского, Ю.Самаріна, Ф.Достоевского, С.Соловйова, В.Заньківського, Г.Бердяєва и др.

В современный период благосклонными к идеям славянофильства в России есть известные писатели О.Солженицин и В.Распутин; в Украине - философ О.Ф.Базилюк. Первоочередными задачами славянских государств, считают они, есть восстановления традиционных ценностей славян, противостояние "рыночной психологии", предоставление приоритета производственной сфере над коммерческой, укрепление сотрудничества славянских государств, создание заслона примитивной массовой культуре.

В юридической литературе существуют разнообразные концепции возникновения государства.

Теологическая теория. ее автором был Фома Аквинский (1225-1274). Его учение построено на иерархии форм: от Бог чистого ума к духовному и материальному миру. Провозглашение происхождения государства от Бог обосновывается ее вечность и незыблемость, оправдывает наиболее реакционные государства, подчеркивает мысли о том, что любое посягательство на государство обреченное на поражение, поскольку власть вложена у руки правителя Бог, и она призванная защищать благо всех.

Патриархальная теория. Сущность ее состоит в утверждении, что государство происходит от семьи и является следствием исторического развития и разрастание последней, а итак, абсолютная власть монарха - это продолжение родительской власти. Основными представителями названной теории есть Аристотель, Фильмер, Михайловский и др. Например, г. Фильмер в своем произведении «Патриархия или естественная власть короля» твердил, что абсолютная власть монарха ведет начало непосредственно от Адама. Государство вырастает из семьи, а власть монарха через Адама дана Бог и неподвластная никаким человеческим законам.

Договорная теория. Она объясняет возникновение государства вследствие объединения людей на основе добровольного согласия (договора) о том, что одни будут управлять, а другие будут выполнять их управленческие решения. Представителями этой теории были Гроций, Спиноза, Гоббс, Руссо, Радищев и др.

Психологическая теория. За этой теорией государство возникшее благодаря особым свойствам психики людей. Человеческой психике будто бы присущая потребность покорности, наследование, осознание зависимости от выдающейся личности. Народ является инертной массой и не способен принимать решение, а потому нуждается в постоянном руководстве. Представителем этой теории был Л. Й. Петражицкий (1867-1931).

Теория насилия. За этой теорией государство возникшее как результат завоевания одних племен другими, порабощение одного народа другим. По мнению приверженцев теории, государство является той силой, которую образовывают завоеватели для содержания в покорности завоеванных народов и укрепление власти победителей. Представителями теории были Гумплович, Каутський, Дюринг и др.

Органическая теория. ее обосновывался английский философ Г. Спенсер (1820-1903). Он проводил аналогию между государством и биологическим организмом. На мысль Спенсера, государство, подобно к биологическому организму, рождается, размножается, стареет и гибнет. Как и биологический организм, государство имеет политическое тело - голову, туловище, руки, ноги, которые выполняют соответствующие функции.

Среди других теорий происхождения государства заслуживают внимания космическая, технократическая и мусульманская. Приверженцы космической теории объясняют возникновение государства завозкам на землю политической организации общества из космоса другими цивилизациями. Сущность технократической теории возникновения государства заключается будто бы в необходимости осуществлять управление техническими средствами и орудиями работы. За теорией исламистов государство у мусульман возникает как служитель мусульманского права и следит за правильным отправлением правосудия.

Итак, в теории государства и права отсутствующий единый взгляд на закономерности возникновения государства и правая. Существуют многочисленные неоднозначные доктрины возникновения государства, а также исторические, географические, демографические и другие особенности возникновения государства у разных народов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: