Условия и порядок признания юридических лиц банкротами

Под банкротством понимается признанная хозяйствен­ным судом неспособность должника возобновить свою плате­жеспособность и удовлетворить признанные судом требова­ния кредиторов не иначе как путем применения ликвидаци­онной процедуры.

Субъектом банкротства (далее — банкротом) может быть только субъект предпринимательской деятельности. Не могут быть признаны банкротом казенные предприятия, а также отделенные структурные подразделения хозяйственной орга­низации.

По процедурам банкротства государственных коммерче­ских предприятий законом устанавливаются дополнительные требования и гарантии права собственности украинского на­рода.

Основанием для возбуждения дела о банкротстве является письменное заявление кого-либо из кредиторов или должни­ка в хозяйственный суд.

Кредитор может обратиться с заявлением о возбуждении дела о банкротстве юридического лица, если последнее не в состоянии удовлетворить в течение одного месяца признан­ные им претензионные требования или погасить долг по ис­полнительным документам.

После приема заявления хозяйственный суд в течение пя­ти дней со дня его поступления выносит и направляет долж­нику, кредиторам и банкам, которые осуществляют расчетно-кассовое обслуживание, определение о возбуждении произ­водства по делу, в котором указывается о приеме заявления и назначении дела к рассмотрению в предварительном заседа­нии, времени и месте его проведения, а также истребуются необходимые для рассмотрения дела документы, свидетель­ствующие о финансовом и имущественном положении долж­ника.

По результатам предварительного заседания хозяйствен­ный суд определением, в случае необходимости, назначает распорядителя имущества должника, а также обязывает зая­вителя дать в официальный печатный орган Верховной Рады Украины или Кабинета Министров Украины объявление о возбуждении дела о банкротстве. Хозяйственный суд возлага­ет на банк, который осуществляет расчетно-кассовое обслу­живание должника, Фонд государственного (коммунального) имущества, если должник — государственное предприятие или организация, или на другое лицо, по предложению долж­ника или кредиторов, полномочия по распоряжению и конт­ролю за имуществом должника.

Кредиторы в месячный срок со дня опубликования в офи­циальном печатном органе Верховной Рады Украины или Ка­бинета Министров Украины объявления о возбуждении дела о банкротстве подают в хозяйственный суд письменные заяв­ления с имущественными требованиями к должнику, а также документы, их подтверждающие.

Хозяйственный суд по результатам рассмотрения этих тре­бований своим постановлением определяет их или отклоняет. Граждане и юридические лица, желающие принять участие в санации должника (помочь ему), в такой же срок должны по­дать в хозяйственный суд заявления с письменным обяза­тельством о переводе на них долга. Право выбора условий проведения санации путем реорганизации или приватизации остается за должником в случае, если он сам обратился в хо­зяйственный суд с заявлением о признании его банкротом. Если начато производство по делу о банкротстве государ­ственного предприятия, его трудовой коллектив имеет право требовать передачи предприятия ему в аренду или преобразо­вания его в другое предприятие, основанное на коллективной собственности, при условии принятия на себя долгов пред­приятия-должника. Хозяйственный суд признает должника банкротом при отсутствии предложений о проведении сана­ции или несогласии кредиторов с условиями проведения са­нации должника. Условия и порядок признания юридических лиц — субъ­ектов предпринимательской деятельности банкротами опре­деляются ЗУ "О восстановлении платежеспо­собности должника или признании его банкротом".

Тема 3.8 Экологическое законодательство

3.8.1 Общая характеристика законодательства об охране окружающей среды

Слово "экология" греческого происхождения: это наука о связи организмов со средой.

Охрана окружающей среды - это система определенных правовых, экономических и социальных мероприятий, направленных на сохранение природы в интересах нынешнего и будущих поколений.

Система экологического законодательства Украины - это совокупность правовых норм (нормативно-правовых актов), которые регулируют использование и охрану окружающей среды. В Конституции Украины закрепляются самые важные принципы и формы использования природных ресурсов, декларируются экологические права граждан, требования относительно охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в процессе реализации функций разных государственных структур власти (ст. 13, 16, 49, 50, 66, 85 и тому подобное).

Конституция Украины (ст. 16) определяет, что обеспечение экологической безопасности и поддержка экологического равновесия на территории Украины, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы - катастрофы планетарного масштаба, сохранение генофонда украинского народа является обязанностью государства.

Экологическо-правовая регуляция базируется на нормах ЗУ "Об охране окружающей естественной среды" от 25 июня 1991 г. В Законе закрепляются цели, задачи, принципы и механизмы обеспечения эффективного природопользования, охраны окружающей среды, экологической безопасности Украины. Этот Закон закрепляет комплекс экологических прав граждан.

Обеспечивать такие права граждан, и их объединений, законные экологические интересы государства, юридических лиц призваны следующие законы и подзаконные акты:

1) ЗУ "Об охране атмосферного воздуха" (2001 г.);

2) ЗУ "О природно-заповедном фонде Украины" (1992 г.);

3) Земельный кодекс Украины (2001 г.);

4) ЗУ "О животном мире" (2001 г.);

5) Лесной кодекс Украины (1994 г.);

6) Кодекс Украины о недрах (1994 г.);

7) Водный кодекс Украины (1995 г.);

8) ЗУ "О Красной книге Украины" (2002 г.) и тому подобное.

3.8.2 Экологические права и обязанности природопользователей

Право природопользования - это возможность рационального использования физическими и юридическими лицами природных ресурсов для удовлетворения различных потребностей и интересов.

Граждане-природопользователи Украины обязанные:

1) беречь природу, охранять, рационально использовать ее богатства соответственно требованиям законодательства об охране окружающей природной среды;

2) осуществлять деятельность с сдерживанием требований экологической безопасности, других экологических нормативов и лимитов использования природных ресурсов;

3) не нарушать экологические права и законные интересы других субъектов;

4) вносить плату за специальное использование природных ресурсов и платить штрафы за экологические правонарушения;

5) компенсировать вред, причиненный загрязнениям и другим негативным влиянием на окружающую природную среду.

Нарушенные права граждан относительно окружающей природной среды должны быть восстановлены, а их защита осуществляется в судебном порядке соответственно законодательству Украины. Большую роль в реализации экологических прав граждан играет организация заповедников и национальных природных парков. В 2000 г. в Украине было свыше 30 заповедников и национальных парков.

3.8.3 Красная книга Украины

Красная книга в Украине ведется с 1976 г. К ней было занесено свыше 150 видов высших растений и около 90 видов и подвидов животных. Верховная Рада Украины 7 февраля 2002 г. приняла ЗУ "О Красной книге Украины". Соответственно этому Закону Красная книга Украины является основным государственным документом, в котором содержатся обобщенные сведения о современном состоянии видов животных и растений Украины, которые находятся под угрозой исчезновения, и мероприятия по их сохранению и научно обоснованного воссоздание.

Красная книга Украины является основной для разработки последующих действий, направленных на охрану занесенных к ней видов животных и растений. В Красную книгу Украины заносятся виды животных и растений, которые постоянно или временно находятся или постоянно находятся в природных условиях на территории Украины, в пределах ее территориальных вод, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны.

Ведение Красной книги Украины возложено на специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов.

Научное обеспечение ведения Красной книги Украины, подготовку предложений о занесении к Красной книге Украины и об исключении из нее осуществляет Национальная комиссия по вопросам Красной книги Украины, которая создается Кабинетом Министров Украины.

В Красную книгу Украины занесены, в частности, следующие животные: зубр, выдра, орлан, сокол сапсан, черный баклан, дрофа, беркут, медведь карпатский, байбак, лосось дунайский, дельфин азовка, тюлень монах, камбала калкан, султанка; растения: ковыль-трава, шафран, черемша, белоцвет летний, тюльпан дикий, эдельвейс, эвкалипт, платан и др.

Тема 3.9 Земельное законодательство

3.9.1 Общая характеристика Земельного кодекса Украины

Земельный кодекс Украины принят 25 октября 2001 г. Заданием Кодекса является регуляция земельных отношений с целью обеспечения права на землю граждан, юридических лиц, территориальных общин и государства, а также создания условий для рационального использования и охраны земель, сохранения и воссоздания плодородия почв, улучшения природной среды.

Земельные отношения - это общественные отношения относительно владения, пользования и распоряжения землей.

Субъектами земельных отношений являются физические и юридические лица, органы местного самоуправления и органы государственной власти.

Объектами земельных отношений являются земли в пределах территории Украины, земельные участки и права на них, в том числе на земельные части (паи).

Земельные отношения регулируются Конституцией Украины, Земельным кодексом Украины, а также принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

В соответствии с предназначением земли разделяются на такие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние насаждения, пастбища); несельскохозяйственные угодья (хозяйственные пути и прогонки, полезащитные лесные полосы и тому подобное);

2) земли жилой и общественной застройки;

3) земли природно-заповедного и другого природоохранного назначения;

4) земли оздоровительного назначения;

5) земли рекреационного назначения - это земли, предназначенные для организованного массового отдыха и туризма и проведения спортивных мероприятий: территории домов отдыха, турбаз, парков, зеленых зон вокруг населенных пунктов и тому подобное;

6) земли историко-культурного назначения;

7) земли лесного фонда;

8) земли водного фонда;

9) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.

Отнесение земель к той или другой категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления соответственно их полномочиям. Изменение целевого назначения земель проводится органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель, о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.

3.9.2 Право собственности на землю

В Конституции Украины (ст. 14) указывается: земля является основным национальным богатством, которое находится под особенной охраной государства.

Право собственности на землю гарантируется. Это право приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом.

Согласно Кодекса собственность на землю имеет следующие формы: частную, коммунальную и государственную. Они определяются равными.

Право собственности на землю - это право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками. Земельные участки - это земная поверхность с установленными границами и определенным местоположением.

Согласно с Земельным кодексом субъектами права собственности на землю является:

1) физические и юридические лица - на земле частной собственности;

2) территориальные общины, которые реализуют это право непосредственно или через органы местного самоуправления, - на земле коммунальной собственности;

3) государство, которое реализует это право через соответствующие органы государственной власти, - на земле государственной собственности.

Земельный участок может находиться в общей собственности с определением части каждого из ее участников (общая частичная собственность) или без определения частей ее участников (общая совместимая собственность).

Земельный участок может принадлежать на праве общей совместимой собственности лишь гражданам. В такой собственности находятся земельные участки:

1) супруги;

2) членов фермерского хозяйства, если другое не предусмотрено соглашением между ними;

3) совладельцев обитаемого дома.

Право на земельный участок может быть ограничено законом или договором путем установления: запрещения на продажу или на другое отчуждение определенным лицам в течение установленного срока; запрещения на передачу в аренду (субаренду); права на подавляющую куплю в случае ее продажи и тому подобное.

Согласно Земельного кодекса к 1 январю 2010 г. граждане и юридические лица могут приобретать право собственности на землю сельскохозяйственного назначения общей площадью до 100 гектаров. Эта площадь может быть увеличена лишь в случае наследования земельных участков по закону. Граждане и юридические лица, которые имеют в собственности земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и другого товарного сельскохозяйственного производства, а также граждане Украины - владельцы земельных частей (паев) не вправе к 1 январю 2005 г. продавать или иным способом отчуждать надлежащие им земельные участки и земельные части (паи), кроме мены, передачи их в наследство и при изъятии земель для общественных потребностей.

Граждане, которые добросовестно, открыто и непрерывно пользуются земельным участком в течение 15 лет, но не имеют документов, которые свидетельствовали бы о наличии у них права на этот земельный участок, могут обратиться в орган государственной власти или местного самоуправления с ходатайством о передаче ее в собственность или предоставление в пользование.

При переходе права собственности на здание или сооружение право собственности на земельный участок или на ее часть может переходить на основании гражданско-правовых соглашений, а право пользования - на основании договора аренды.

3.9.3 Аренда земли

Слово "аренда" латинского происхождения, переводится как "сдаю в работы по найму, нанимаю".

Земля может предоставляться в аренду в краткосрочное пользование до пяти лет и в долгосрочное - до 50 лет. Условия, сроки, а также плата за аренду земли определяются соглашением сторон и обусловливаются в договоре.

Договор аренды земли - это соглашение, по которому арендодатель за плату передает арендатору земельный участок на обусловленный договором срок для хозяйственного назначения.

Договор аренды заключается в письменной форме и заверяется нотариально. Его неотъемлемой частью является план земельного участка.

Объектами аренды могут быть земельные участки, которые находятся в собственности граждан и юридических лиц, территориальных общин (в коммунальной собственности), государства.

3.9.4 Охрана земель

Охрана земель - это система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель.

Задачей охраны земель является обеспечение сохранения и воссоздание земельных ресурсов, экологической ценности природных и приобретенных качеств земель.

Охрана земель включает:

1) рациональное землепользования;

2) защита сельскохозяйственных угодий, лесных земель и кустарников от необоснованного их изъятия для других нужд;

3) защита земель от эрозии, селей, подтапливания, заболачиваний, вторичной засолки, переосушений, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами и от других неблагоприятных естественных и техногенных процессов;

4) сохранение природных водно-болотных угодий;

5) предупреждение ухудшения эстетичного состояния и экологической роли антропогенных (созданных человеком) ландшафтов;

6) консервирование деградированных и малопроизводительных сельскохозяйственных угодий.

Грунты земельных участков является объектом особой охраны. Собственники земельных участков и землепользователи не имеют права снимать и переносить грунтовый покров земельных участков без специального разрешения органов, которые осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель.

3.9.5 Порядок решения земельных споров

Земельные споры - это противоречия, которые возникают в процессе отношений владения, пользования и распоряжения землей.

Среди земельных споров различают споры:

1) связанные с правом собственности на земельные участки;

2) по возмещению убытков, причиненных загрязнениями и другой порчей земель;

3) которые возникают в связи с застройкой земельных участков;

4) по поводу смежного землепользования (межевые споры).

Исключительно судом решаются земельные споры по поводу владения, пользования, распоряжения земельными участками, которые находятся в собственности граждан и юридических лиц, а также спор относительно разграничения территорий сел, поселков, городов, районов и областей. Эти споры решаются местными судами по местонахождению земельных участков.

Органами местного самоуправления решаются земельные споры в границах населенных пунктов относительно границ земельных участков, которые находятся в собственности и пользовании граждан, а также споры относительно разграничения границ районов в городах. Органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов решаются земельные споры относительно границ земельных участков за рамками населенных пунктов, относительно порога норм ограничений в использовании земель.

Тема 3.10 Административное законодательство

3.10.1 Отношения, которые регулируются административным правом. Кодекс Украины об административных правонарушениях

Административное право регулирует общественные отношения, которые возникают в процессе государственного управления и в связи с осуществлением государственными органами деятельности управленческого характера.

Административное право определяет основные принципы государственного управления, исполнительно-распорядительную деятельность, способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, регулирует порядок управления отдельными отраслями народного хозяйства (промышленностью, аграрным сектором, транспортом, связью и тому подобное), культурой, образованием, наукой, административно-политической деятельностью, социальным развитием и др.

Субъектами административно-правовых отношений могут быть органы государственной администрации, исполнительные органы местных советов, государственные служащие, учреждения, организации, предприятия всех форм собственности, граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства.

Основным нормативным актом в отрасли административного права, который определяет задание законодательства относительно административных правонарушений и административную ответственность, является Кодекс Украины об административных правонарушениях (КоАП) от 7 декабря 1984 г. (со времени принятия к КоАП внесено большое множество изменений и дополнений). В Кодексе правонарушения разделены по объекту посягательств (сфера охраны труда, здоровья, безопасности дорожного движения и тому подобное). В нем представлена система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, регламентируется порядок осуществления этих дел, а также исполнение административных взысканий.

Административный проступок (правонарушение) - это противоправная, виновное (преднамеренное или неосторожное) действие или бездействие, которое посягает на государственный или общественный порядок, на собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Органами, которые рассматривают дела об административных правонарушениях, есть органы внутренних дел, местные суды, исполнительные комитеты поселковых и сельских Советов, органы государственных инспекций, таможенные и другие уполномоченные органы.

3.10.2 Административные взыскания и административная ответственность

За административные правонарушения законодательство предусматривает ответственность в виде административного взыскания, которое налагается компетентным органом в строгом соответствии с действующим законодательством и имеет целью наказание лица, которое совершило правонарушение, является средством материального, морального влияния, может иметь форму временного ограничения свободы и причинения нарушителю других неудобств и ограничений, установленных законом. Наказание не предусматривает унижение человеческого достоинства или задания лицу физических страданий, оно должно лишь обеспечить поведение граждан, которое отвечает требованиям норм права и морали.

Административная ответственность - это вид юридической ответственности граждан и должностных лиц, которая заключается в применении административного взыскания к лицу, которое совершило административное правонарушение.

К видам административных взысканий, закрепленных в КоАП, принадлежат:

1) предупреждение в письменной форме;

2) штраф (должен быть оплачен до истечения 15 дней);

3) возмездное изъятие предмета, который стал орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

4) конфискация предмета, который стал орудием или объектом административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного гражданину (на охоту, управление транспортными средствами и тому подобное), сроком до трех лет;

6) исправительные работы сроком до двух месяцев (по месту основной работы правонарушителя с отчислением из его заработной платы 20 процентов в доход государства);

7) административный арест – в соответствии с КоАП применяется в исключительных случаях за мелкое хулиганство, неуважение к суду и др. Назначается местным судом или судьей, сроком до 15 суток. Лица содержатся под административным арестом в специальных приемниках или изоляторах временного содержания отдельно от заключенных.

Порядок привлечения к административной ответственности предусматривает определенную законом процедуру. О совершенном правонарушении составляется протокол, в котором должны быть отмечены: дата и место его составления; данные о лице, которое составило протокол; место, время совершения и суть правонарушения; нормативный акт, который предусматривает ответственность за это правонарушение; другие материалы, необходимые для решения дела. Протокол подписывается лицом, которое его составило, нарушителем, а при наличии свидетелей и пострадавших - и этими лицами. Протокол не составляется в случаях, когда в соответствии с законодательством административный штраф налагается и взимается, а предупреждение фиксируется на месте совершения правонарушения. При уплате штрафа нарушителю выдается справка (квитанция) установленного образца. Протокол предъявляется уполномоченному органу (должностному лицу), которое рассматривает дело об административном нарушении.

Дело рассматривается в присутствии лица, которое привлекается к административной ответственности. При его отсутствии дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда есть данные о своевременном оповещении лица относительно места и времени рассмотрения дела. Законодательство предусматривает случаи, когда присутствие лица, которое привлекается к административной ответственности, является обязательным. Дело рассматривается открыто. На этой стадии осуществления орган (должностное лицо) должен выяснить: было ли совершено административное правонарушение; виновно ли данное лицо в его совершении; подлежит ли оно административной ответственности; есть ли обстоятельства, которые смягчают или отягчают вину; имел ли место материальный вред; другие обстоятельства, которые бы имели значение для правильного решения дела.

Рассмотрев дело об административных нарушениях, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу. Ее копия в течение трех дней выдается или посылается лицу, относительно которого вынесено постановление. Постановление может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения.

Административной ответственности подлежат вменяемые лица, которые достигли 16-летнего возраста. Административный арест до 15 суток к несовершеннолетним лицам не применяется.

Ответственность за административные правонарушения несовершеннолетних до 16 лет несут их родители, опекуны или попечители.

Тема 3.11 Уголовное законодательство

3.11.1 Общая характеристика Уголовного кодекса Украины

Уголовный кодекс Украины, принятый Верховной Радой Украины 5 апреля 2001 г., имеет своей задачей правовое обеспечение охраны прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Украины от преступных посягательств, обеспечения мира и безопасности человечества, а также предотвращения преступлениям.

Кодекс состоит из Общей и Особенной частей. В Общую часть включены нормы общего значения, которые определяют основания уголовной ответственности, условия и особенности ее применения, понятия преступления и обстоятельств, которые исключают преступность деяния, устанавливают виды наказаний, особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних и тому подобное. В Особенной части определяются виды преступлений и уголовная ответственность за конкретные преступления. Общая и Особенная части тесно связаны и взаимообусловлены.

Действие норм Уголовного кодекса ограничивается определенным пространством, кругом лиц и временем.

Никто не может быть привлеченный к уголовной ответственности за то же преступление более одного раза.

3.11.2 Понятия и признаки преступления. Классификация преступлений

Преступлением признается предусмотренное Кодексом общественно опасное винное деяние (действие или бездеятельность), совершенное субъектом преступления.

Из понятия преступления вытекают следующие признаки:

1) Наказуемость. Преступлением может быть признано лишь то деяние, которое прямо предусмотрено Уголовным кодексом;

2) общественная опасность. Наличие общественной опасности - главный признак преступления;

3) виновность - означает, что преступлением признается лишь деяние, совершенное умышленно или по неосторожности;

4) наличие субъекта преступления.

Вина может содержатся в форме умысла или неосторожности.

Субъектом преступления может быть лишь физическое лицо (человек). Юридические лица (организации) за причиненный вред уголовной ответственности не несут. Уголовной ответственности подлежат лица, которым к моменту совершения преступления исполнилось 16 лет. Лица, которые совершили преступление в возрасте от 14 до 16 лет, подлежат уголовной ответственности лишь за некоторые наиболее опасные деяния.

Субъектом преступления считается лишь вменяемое лицо, то есть такое, которое во время совершения деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, могло осознавать свои действия и руководить ими.

В зависимости от степени тяжести преступления по Уголовному кодексу разделяют следующим образом:

1) преступления небольшой тяжести, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более двух лет или другое, более мягкое наказание;

2) преступления средней тяжести, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более пяти лет;

3) тяжкие преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более 10 лет;

4) особо тяжкие преступления. Ими признаются преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или пожизненного лишения свободы.

3.11.3 Стадии совершения преступления. Добровольный отказ от доведения преступления до конца

Уголовное законодательство определяет три стадии совершения преступления:

1) приготовление к преступлению - это поиск, приспособления средств или орудий, подыскивание соучастников или заговор на совершение преступления, устранение препятствий, а также другое преднамеренное создание условий для совершения преступления;

2) покушение на преступление - это преднамеренное действие, непосредственно направленное на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца из причин, которые не зависели от воли преступника;

3) оконченное преступление - это деяние, которое содержит все признаки состава преступления.

За приготовление к преступлению и покушение на него ответственность наступает по статьям Уголовного кодекса, которые предусматривает уголовную ответственность за конкретное преступление.

Лицо, которое добровольно отказалась от приготовления к преступлению или покушению на преступление, осознавая возможность доведения преступления до конца, освобождается от уголовной ответственности при условии, что фактически совершенное им деяние не содержит состав другого преступления. Но когда преступную деятельность удалось прервать на этапе приготовления к преступлению или покушению на преступление невзирая на волю преступника, то он не освобождается от наказания.

3.11.4 Соучастие в совершении преступления

Преступление может быть совершено одним лицом или при общем участии двух или более лиц-соучастников. По общему правилу, совершение преступления несколькими лицами составляет большую общественную опасность, чем совершение преступления одним лицом. Соучастием считается преднамеренное общее участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления.

К соучастникам преступления, в зависимости от характера деятельности лица и степени его участия в преступлении, принадлежат вместе с исполнителями организаторы, подстрекатели и пособники.

Исполнитель - это лицо, которое непосредственно совершило преступление лично или путем использования других лиц, которые не подлежат уголовной ответственности.

Организатор - это лицо, которое организовало совершение преступления либо руководила его подготовкой или совершением, либо лицо, которое образовало организованную группу или преступную организацию, финансировало или скрывало преступную деятельность.

Подстрекатель - это лицо, которое склонило других соучастников к совершению преступления.

Пособник - это лицо, которое содействовало совершению преступления советами и указаниями, подкупом или угрозами, предоставлением определенных средств или устранением препятствий, а также лицо, которое предварительно обещало спрятать преступника, следы преступления или предметы, добытые преступным путем.

Соучастие в совершении преступления характерная для организованной преступности и коррупции. Не является соучастием не обещанное предварительно перепрятывание преступников или следов преступления.

В случае назначения наказания каждому из соучастников суд учитывает степень и характер его участия в совершении преступления.

3.11.5 Цель и виды Уголовного наказания. Обстоятельства, которые смягчают или отягчают ответственность

Целью наказания по уголовному законодательству является исправление и перевоспитание осужденных, предотвращение совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами.

Наказание как особое средство государственного принуждения характеризуется следующими признаками:

1) назначается лишь за совершение преступления;

2) применяется лишь на основании закона;

3) назначается лишь судом;

4) предусматривает лишение и ограничение прав и свобод;

5) по своей сущности является наказанием, которое заключается в ограничении прав и свобод осужденного.

Наказание не имеет целью нанести физические страдания или унизить человеческое достоинство.

1) штраф - денежное взыскание, которое налагается судом в размерах в зависимости от тяжести совершенного преступления и с учетом имущественного состояния винного;

2) лишения военного, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса;

3) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет;

4) общественные работы, которые заключаются в выполнении осужденным в свободное от работы время общественно полезных работ;

5) исправительные работы сроком от шести месяцев до двух лет по месту работы осужденного и с отчислением в доход государства от 10 до 20 процентов суммы заработка;

6) служебные ограничения для военнослужащих сроком до двух лет (из суммы денежного обеспечения осужденного отчисляется в доход государства от 10 до 20 процентов; осужденный не может быть в течение этого срока повышенный в должности и в военном звании);

7) конфискация имущества за особо тяжкие, а также за корыстные преступления;

8) арест - содержание осужденного в условиях изоляции сроком от одного до шести месяцев;

9) ограничение воли - содержания осужденного в уголовно-исполнительных учреждениях открытого типа без изоляции от общества в условиях осуществления за ним наблюдения с обязательным привлечением к труду сроком от одного до пяти лет;

10) содержание военнослужащих в дисциплинарном батальоне сроком от шести месяцев до двух лет;

11) лишение свободы на определенный срок, который заключается в изоляции осужденного и помещении его в уголовно-исполнительные учреждения сроком от одного до 15 лет;

12) пожизненное лишение свободы. Этот вид наказания устанавливается за совершение особо тяжких преступлений и применяется лишь в случаях, когда суд не считает возможным применить меру наказания в виде лишения свободы на определенный срок.

В случае назначения наказания суд учитывает вину лица и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

При наличии нескольких обстоятельств, которые смягчают наказание и существенно снижают степень тяжести совершенного преступления, с учетом вины лица суд может назначить наказание более мягкое, чем предусмотрено законом.

3.11.6 Понятия невменяемости

Невменяемость - это неспособность лица в результате психического расстройства, слабоумия или другого болезненного состояния психики, осознавать значение своих действий или руководить ими во время совершения общественно опасного деяния.

К невменяемому могут быть приняты принудительные меры медицинского характера. К принудительным мероприятиям медицинского характера закон относит госпитализацию в психиатрическое заведение.

Не подлежит наказанию также лицо, которое совершило преступление в состоянии вменяемости, но к вынесению судебного приговора заболело душевной болезнью, которое лишило его возможности осознавать свои деяния или руководить ими. Такое лицо может подлежать ответственности лишь после выздоровления.

3.11.7 Особенности ответственности несовершеннолетних

Уголовный кодекс рассматривает совершение преступления несовершеннолетними как смягчающее обстоятельство. Уголовной ответственности подлежат лица, которым к совершению преступления исполнилось 16 лет. Но за совершение ряда тяжких преступлений уголовной ответственности подлежат лица, которым к моменту совершения преступления исполнилось 14 лет.

В случае назначения наказания несовершеннолетнему суд учитывает условия его жизни и воспитания, влияние взрослых, уровень развития и другие особенности лица несовершеннолетнего.

К несовершеннолетним могут быть применены такие виды наказаний:

1) штраф - применяется лишь к несовершеннолетним, которые имеют самостоятельный доход или имущество;

2) общественные работы;

3) исправительные работы на срок от двух месяцев до одного года;

4) арест на срок от 15 до 45 суток;

5) лишение свободы в специальных воспитательных учреждениях сроком до 10 лет, а за особенно тяжелое преступление, сопряженное с умышленным лишением жизни человека, - сроком до 15 лет.

К несовершеннолетнему, которое совершило преступление, которое не составляет большой общественной опасности, может быть применено освобождение от отбывания наказания с испытанием и установлением срока экзамена длительностью от одного до двух лет.

К несовершеннолетнему, который совершил нетяжкое преступление и выявил искреннее раскаяние, судом могут быть применены принудительные меры воспитательного характера на срок, не превышающий трех лет.

В случае уклонения несовершеннолетнего от принудительных мероприятий воспитательного характера эти меры отменяются и он направляется для отбывания назначенного наказания.

3.11.8 Освобождения от отбывания наказания с испытанием

В случае назначения наказания лицу, которое осуждается к лишению свободы на срок не более пяти лет, а также в случае назначения наказания в виде исправительных работ суд, учитывая личность винного и возможности его исправления и перевоспитания, может принять решение об освобождении винного от отбывания наказания с испытанием.

Осужденному устанавливается срок испытания длительностью от одного до трех лет. Суд может возложить на осужденного определенные обязанности: попросить публично или в другой форме прощения у пострадавшего; не выезжать за пределы Украины; сообщать об изменении местожительства; периодически появляться для регистрации в органы уголовно-исполнительной системы, пройти курс лечения от алкоголизма или наркомании.

Контроль за поведением таких осужденных осуществляют органы исполнения наказаний по месту жительства осужденного. Если осужденный не выполняет возложенные на него обязанности или систематически совершает правонарушения, суд направляет его для отбывания назначенного наказания. Осужденный, который исполнил возложенные на него обязанности, по завершении срока испытания освобождается от назначенного ему наказания.

3.11.9 Амнистия и помилование

Амнистия является видом полного или частичного освобождения лиц, осужденных за совершение преступлений, от отбывания наказания. Объявление амнистии относится к полномочиям Верховной Рады Украины и устанавливается исключительно законом, в котором отмечаются категории лиц, которые подлежат амнистии. Амнистия может предусматривать: сокращение сроков наказания или замену назначенных судом наказаний другими, мягче; снятие судимости; прекращение уголовного преследования; закрытие уголовных дел на любой стадии Уголовного процесса. Из гуманных рассуждений амнистия может предусматривать освобождение женщин, которые имеют маленьких детей, больных, несовершеннолетних. Амнистия не освобождает от материальной ответственности, и распространяется на те преступления, которые были совершены к принятию закона об амнистии.

В соответствии с ЗУ "О применение амнистии в Украине" от 1 октября 1996 г. амнистия не может быть применена к особенно опасным рецидивистам; лицам, которые имеют две и больше судимости за совершение тяжких преступлений; лицам, которые осуждены за особенно опасные преступления против государства, бандитизм, умышленное убийство с отягчающими обстоятельствами.

Помилование по своему содержанию приближается к амнистии. Однако акты о помиловании всегда имеют индивидуальный характер и применяются лишь персонально к отдельным личностям. Актом помилования может быть осуществлена замена осужденному назначенного судом наказания в виде пожизненного лишения свободы на лишение свободы на срок не менее 25 лет.

Помилование осуществляется, как правило, по просьбе осужденного, его родных, защитника, общественных организаций и тому подобное. Вопрос о помиловании в отношении иностранных граждан может быть инициирован также правительствами их стран и международными организациями. Помилование может быть применено к любому лицу, но в первую очередь к тем, кто искренне раскаялся и доказал это своим поведением. Согласно с Конституцией Украины помилование осуществляет Президент Украины.

3.11.10 Виды преступлений. Ответственность за отдельные преступления

Уголовный кодекс Украины определяет следующие виды преступлений:

1) против основ национальной безопасности Украины;

2) против жизни и здоровья лица;

3) против свободы, чести и достоинства лица;

4) против половой свободы и половой неприкосновенности лица;

5) против избирательных, трудовых и других личных прав и свобод человека и гражданина;

6) против собственности;

7) в сфере хозяйственной деятельности;

8) против окружающей среды;

9) против общественной безопасности;

10) против безопасности производства;

11) против безопасности движения и эксплуатации транспорта;

12) против общественного порядка и нравственности;

13) в сфере обращения наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров и другие преступления против здоровья населения;

14) в сфере охраны государственной тайны, неприкосновенности государственных границ, обеспечения призыва и мобилизаций;

15) против авторитета органов государственной власти, органов местного самоуправления и объединений граждан;

16) в сфере использования электронно-вычислительных машин (компьютеров), систем и компьютерных сетей;

17) в сфере служебной деятельности;

18) против правосудия;

19) против установленного порядка несения военной службы (военные преступления);

20) против мира, безопасности человечества и международного правопорядка.

Среди преступлений против жизни и здоровья человека самым тяжким является умышленное убийство с отягчающими обстоятельствами. Это преступление посягает на важнейшее природное право человека - право на жизнь. Умышленное причинение смерти другому человеку с обстоятельствами, которые отягчают наказание (убийство двух или больше лиц, беременной женщины, заложника, поступило из корыстных или хулиганских мотивов, поступило на заказ и др.), карается лишениям свободы на срок от 8 до 15 лет или пожизненным лишением свободы с конфискацией имущества или без такой.

Торговля людьми в Уголовном кодексе отнесено к преступлениям против воли, чести и достоинства лица. Продажа, другая возмездная передача человека, а так же осуществление относительно нее любого другого незаконной сделки, связанной с перемещением ее через государственную границу Украины с целью последующей продажи или передачи другому лицу для сексуальной эксплуатации, использование в порнобизнесе, использования в вооруженных конфликтах, эксплуатации ее труда и тому подобное, караются лишениям свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без такой.

Имущественные (корыстные) преступления направлены против собственности и отличаются в первую очередь средствами и методами совершения.

Для кражи характерным является тайность похищения, совершения ее при отсутствии других лиц.

Грабеж - это открытое, а следовательно более дерзкое похищение чужого имущества. Грабеж может сочетаться с применением насилия которое не является опасным для жизни и здоровья, к пострадавшему или к лицам, которые препятствуют грабителю завладеть имуществом.

Разбой - это завладение чужим имуществом путем нападения; при совершении применяется насилие, которое является опасным для жизни или здоровья.

Мошенничество предусматривает использование для завладения имуществом обмана или злоупотребления доверием, в результате чего имущество переходит к мошеннику как будто бы по воле потерпевшего.

В последнее время наблюдается распространение такого преступления, как вымогательство (рэкет).

Вымогательством считается требование передачи индивидуального имущества гражданина или права на имущество или совершение любых действий имущественного характера под угрозой насилия над пострадавшим или близкими ему лицами, разглашение сведений, которые позорят гражданина или близких ему лиц, повреждение или уничтожение их имущества. Все эти преступления при условиях наличия отягчающих обстоятельств караются лишениям свободы сроком до 15 лет с конфискацией имущества или без такой.

Значительную общественную опасность представляют собой преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Строгая уголовная ответственность, вплоть до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества, может быть применена судом за незаконное завладение транспортным средством. Нарушение лицом, которое управляет транспортным средством, правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта, которое причинило пострадавшему средней тяжести телесные повреждения, карается лишениям свободы сроком до трех лет.

Среди преступлений против общественного порядка и нравственности Уголовный кодекс предусматривает и уничтожение, разрушение или порчу достопримечательностей истории или культуры, хулиганство, надругательство над могилой, жестокое обращение с животными.

Согласно Уголовного кодекса хулиганство - это преднамеренные действия, которые грубо нарушают общественный порядок и выражают явное неуважение к обществу, характеризуются особой дерзостью или исключительным цинизмом. Для хулиганства характерным является совершение действий без очевидного повода или с использованием незначительного повода для расправы с пострадавшими, попытки показать грубую силу, пренебрежение к общественному порядку. Хулиганство карается штрафом до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан, либо арестом сроком до шести месяцев, либо ограничением воли сроком до трех лет. Хулиганство, совершенное группой лиц, карается лишениям свободы сроком до четырех лет.

Разрушение достопримечательностей истории и культуры, а также природных объектов, взятых под охрану государства влечет наказание в виде лишения свободы сроком до пяти лет.

Жестокое обращение с животными, мучение животных с применением садистских методов или из хулиганских мотивов, а так же натравливания животных одного на другого, совершенное из хулиганских или корыстных мотивов, караются штрафом до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом сроком до шести месяцев.

Тема 3.4 Экологическое законодательство

3.4.1 Экологические права и обязанности граждан Украины

Право природопользования - это возможности рационального использования физическими и юридическими лицами природных ресурсов для удовлетворения различных нужд и интересов.

В Конституции Украины определяется, что каждый гражданин имеет право пользоваться естественными объектами права собственности народа согласно закону, закрепляется право каждого на безопасное для жизнь и здоровья окружающей среды и на возмещение причиненной нарушением этого права вреда. Каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение. Такая информация никем не может быть засекречена. По Конституции Украины, каждый гражданин обязан не причинять вреда природе, возмещать причиненные им ущерб.

Каждый гражданин Украины имеет право на:

а) безопасную для его жизни и здоровья окружающую естественную

среду;

б) участие в обсуждении и внесении предложений к проектам нормативно-правовых актов, материалов относительно размещения, строительства и реконструкции объектов, которые могут отрицательно влиять на состояние окружающей природной среды, внесении предложений в органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридических лиц, которые принимают участие в принятии решений по этим вопросам;

в) участие в разработке и осуществлении мероприятий по охране окружающей природной среды, рационального и комплексного использование природных ресурсов;

г) осуществление общего и специального использования природных ресурсов;

д) объединение в общественные природоохранные формирования;

е) свободный доступ к информации о состоянии окружающей природной среды (экологическая информация) и свободное получение, использование, распространение и хранение такой информации, за исключением ограничений, установленных законом;

ж) участие в публичных слушаниях или открытых заседаниях по вопросам влияния запланированной деятельности на окружающую естественную среду на стадиях размещения, проектирование, строительства и реконструкции объектов и в проведении общественной экологической экспертизы;

ж) получение экологического образования;

з) представление в суд исков против государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан о возмещении вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие отрицательного влияния на окружающую природную среду;

и) обжалование в судебном порядке решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц относительно нарушения экологических прав граждан в порядке, предусмотренном законом.

Граждане Украины обязаны:

а) беречь природу, предохранять, рационально использовать ее богатства согласно требованиям законодательства об охране окружающей природной среды;

б) осуществлять деятельность по соблюдению требований экологической

безопасности, других экологических нормативов и лимитов использования природных ресурсов;

в) не нарушать экологические права и законные интересы других субъектов;

г) вносить плату за специальное использование естественных ресурсов и штрафы за экологические правонарушения;

д) компенсировать вред, причиненный загрязнением и другим отрицательным влиянием на окружающую природную среду.

Граждане Украины обязаны выполнять и другие обязанности в области охраны окружающей природной среды согласно законодательству Украины.

Тема 3.5 Земельное законодательство

3.5.1 Общая характеристика Земельного кодекса Украины

Земельний кодекс України принято 25 октября 2001 г. Задачам Кодекса являются регулирования земельных отношений с целью обеспечения права на землю граждан, юридических лиц, территориальных общин и государства, а также создание условий для рационального использования и охраны земель, сохранение и воспроизведение плодородия грунтів, улучшение природной среды.

Земельный кодекс регулирует такие вопросы, как полномочие государственных органов власти и органов местного самоуправления в области земельных отношений, состав и целевое назначение земель Украины согласно их категориям, виды прав на землю, обретение и реализация этих прав, гарантии и способы защиты прав на земельные участки, ответственность за нарушение этих прав, порядок решения земельных споров, содержание и порядок охраны земель, направленной на их рациональное использование, порядок установления и изменения границ административно-территориальных образований, землеустройство, контроль за использованием и охраной земель, государственный земельный кадастр, основания и порядок ответственности за нарушение земельного законодательства.

Земельные отношения - это общественное отношение относительно владения, пользование и распоряжение землей.

Субъектами земельных отношений есть физическое и юридическое лица, органы местного самоуправления и органы государственной власти.

Объектами земельных отношений являются земли в пределах территории Украины, земельные участки и правая на них, в том числе на земельные доли (паю).

Земельные отношения регулируются Конституцією України, Земельним кодексом України, а также принятыми согласно ним нормативно-правовыми актами.

Согласно назначению земли делятся на такие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения, т.е. предоставленные для производства сельскохозяйственной продукции, осуществление сельскохозяйственной научно-исследовательской и учебной деятельности. К землям сельскохозяйственного назначения принадлежат: сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние насаждения, сіножатi, пастбища); несельскохозяйственные угодья (хозяйственные пути и прогоны, полезащитные лесные полосы, земли под хозяйственными домами и т.п.);

2) земли жилой и общественной застройки, т.е. участка в пределах населенных пунктов, которые используются для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования;

3) земли естественно-заповедного и другого природоохранного назначения, т.е. участка суши и водного пространства с естественными комплексами и объектами, которые имеют особую природоохранную, экологическую, научную, эстетичную, рекреационную и другую ценность, и которым предоставлен статус территории и объектов естественно-заповедного фонда;

4) земли оздоровительного назначения, т.е. землi, что имеют естественные лечебные властивостi, которые могут использоваться для профилактики заболеваний и лечение людей;

5) земли рекреационного назначения - это землi, предназначенные для организованного массового отдыха и туризма и проводку спортивных мероприятий: территории домов отдыха, турбаз, парков, зеленых зон вокруг населенных пунктов и т.п.;

6) земли историко-культурного назначения - это земли историко-культурных заповедников, архитектурных памяток, мемориальных кладбищ, исторических усадьб, городищ, курганов и т.п.;

7) земли лесного фонда, т.е. землi, покрытые лесом или предоставленные для нужд лесного хозяйства;

8) земли водного фонда, т.е. землi, занятые морями, реками, озерами, водоемами, болотами, водохозяйственными сооружениями, а также землi, выделенные по берегам водоемов под прибрежные защитные полосы;

9) земли промисловостi, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.

Отнесение земель к той или другой категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления согласно их полномочиям. Изменение целевого назначения земель проводится органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель, о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.

3.5.2 Право собственности на землю

В Конституции Украины (ст. 14)указывается: земля есть основным национальным богатством, которое находится под особой охраной государства.

Право собственности на землю гарантируется. Это право приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно согласно закону.

Согласно Кодексу собственность на землю имеет такие формы: частную, коммунальную и государственную. Они определяются равными.

Право собственности на землю - это право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками. Земельные участки - это земная поверхность с установленными границами и определенным местоположением.

Право собственности на земельный участок распространяется в ее границах на поверхностный (грунтовий) пласт, на водные объекты, леса и многолетние насаждения, которые на ней находятся, а также на пространство над и под ее поверхностью на высоту и на глубину, необходимые для ведения жилых, производственных и других зданий и сооружений.

Согласно Земельним кодексом субъектами права собственности на землю есть:

1) физическое и юридическое лица - на земле частной власностi;

2) территориальные общины, которые реализуют это право непосредственно или через органы местного самоуправления, - на земле коммунальной власностi;

3) государство, которое реализует это право через соответствующие органы государственной власти, - на земле государственной собственности.

Граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки на підставi:

1) приобретение по договору купівлi-продажи, дарение, мены и за другими цивільно-правовими соглашениями;

2) безвозмездной передачи из земель государственной и коммунальной власностi;

3) приватизации земельных участков, которые были раньше предоставленные им в пользование;

4) принятие наследства;

5) выделение в натуре (на місцевостi) надлежащей им земельной доли (пая).

Иностранцы и лица без гражданства могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения, на которые расположенные объекты недвижимого имущества, которые принадлежат им на правые частной власностi, в разi:

1) приобретение их по договору купівлi-продажи, дарение, мены и за другими цивільно-правовими соглашениями;

2) выкупа участков, на которые расположенные объекты недвижимого имущества, которые принадлежат им на правые власностi;

3) принятие наследства.

Юридические лица (основанные гражданами или юридическими лицами Украины) могут приобретать в собственность земельные участки для осуществления предпринимательской деятельности в разi:

1) приобретение их по договору купівлi-продажи, дарение, мены и за другими цивільно-правовими соглашениями;

2) внесение земельных участков ее основателями в уставный фонд и т.п..

Иностранные юридические лица могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения в случае приобретения объектов недвижимого имущества и для сооружения объектов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в Украине.

Земли сельскохозяйственного назначения, полученные по наследству иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также иностранными юридическими лицами, подлежат отчуждению на протяжении одного года.

Землi, которые принадлежат на правах собственности территориальным общинам сел, поселков, мост, является коммунальной собственностью.

В коммунальной собственности находятся все земли в пределах населенных пунктов, кроме земель частной и государственной власностi, а также земельные участки за их пределами, на которые расположенные объекты коммунальной собственности.

В государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности.

Земельный участок может находиться в общей собственности с определением доли каждого из ее участников (общая частичная собственность) или без определения долей ее участников (общая совместная собственность).

Земельный участок может принадлежать на праве общей совместной собственности лишь гражданам. В такой собственности находятся земельные участки:

1) супружество;

2) членов фермерского хозяйства, если другое не предусмотрено соглашением между ними;

3) совладельцев жилого дома.

Владение, пользование и распоряжение земельным участком общей совместной собственности осуществляется по договору или законом. Совладельцы земельного участка, который находится в общей совместной власностi, имеют право на ее низменность или на выделение из нее отдельной доли.

Право на земельный участок может быть ограничено законом или договором путем установления: запрета на продажу или на другое отчуждение определенным лицам на протяжении установленного срока; запрета на передачу в аренду (субаренду); права на преобладающую куплю в случае ее продажи и т.п..

Согласно Земельним кодексом на период до 1 января 2010 г. граждане и юридические лица могут приобретать право собственности на землю сельскохозяйственного назначения общей площадью до 100 гектаров. Эта площадь может быть увеличена лишь в случае наследования земельных дi- лянок по закону. Граждане и юридические лица, которые имеют в собственности земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и другого товарного сельскохозяйственного производства, а также граждане Украины - владельцы земельных долей (паев) не упражнению до 1 января 2005 г. продавать или другим способом отчуждать надлежащие им земельные участки и земельные доли (паю), кроме мены, передачи их по наследству и при изъятии земель для общественных нужд.

Основаниями прекращения права власностi на земельный участок есть:

1) добровольный отказ владельца от права на нее;

2) смерть ее владельца при отсутствии наследника;

3) отчуждение земельного участка по решению владельца;

4) обращение взыскания на земельный участок по требованию кредитора;

5) отчуждение земельного участка из мотивов общественной необходимости и для общественных нужд;

6) конфискация по решению суда;

7) неотчуждение земельного участка иностранными лицами и лицами без гражданства в установленный срок в случаях, определенных земельным законодательством.

Физическое и юридическое лица приобретают право собственности на землю по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий путем передачи земельных участков в собственность. Земельные участки передаются в собственность безвозмездно или на основании цивільно-правових соглашений.

Безвозмездная передача земельных участков в собственность гражданам проводится в случаях:

1) приватизации земельных участков, которые находятся в пользовании граждан;

2) получение земельных участков в результате приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений, организаций;

3) получение земельных участков и земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм безвозмездной приватизации, указанных Земельным кодексом.

Передача земельных участков безвозмездно в собственность граждан в пределах норм, определенных Земельным кодексом, производится один раз по каждому виду использования.

Граждане, которые добросовестно, открыто и беспрерывно пользуются земельным участком на протяжении 15 лет, но не имеют документов, которые свидетельствовали бы о наличии в них права на этот земельный участок, могут обратиться к органу государственной власти или местного самоуправления с ходатайством о передаче ее в собственность или предоставление в пользование.

При переходе права собственности на здание или сооружение право собственности на земельный участок или на ее часть может переходить на основании цивільно-правових соглашений, а право пользования - на основании договора аренды.

Владельцы земельных участков имеют право:

1) продавать или другим путем отчуждать земельный участок, передавать ее в аренду, залог, наследство;

2) самостоятельно вести хозяйство на землi;

3) приобретать право собственности на посевы и насаждение сельскохозяйственных и других культур, на произведенную сельскохозяйственную продукцию;

4) использовать в установленном порядке


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: