Монополизм в предпринимательской деятельности — это доминирующее положение предпринимателя, дающее ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара (работ, услуг). Монопольным признается такое положение предпринимателя, когда его доля на рынке определенного товара превышает 35 процентов.
Злоупотреблением монопольным положением закон считает:
а) навязывание таких условий договора, которые ставят контрагента в неравное положение, или дополнительных условий, не относящихся к предмету договора, в том числе навязывание товара, не нужного контрагенту;
б) ограничение или прекращение производства, а также изъятие из оборота товаров в целях создания или поддержания дефицита на рынке либо установления монопольных цен;
в) установление монопольно высоких или дискриминационных цен (тарифов) на свои товары, что ведет к нарушению прав потребителей или ограничивает права отдельных потребителей;
|
|
г) установление монопольно низких цен (тарифов) на свои товары, что ведет к ограничению конкуренции;
д) иные действия в целях создания препятствий доступу на рынок (выход с рынка) других предпринимателей.
Конкуренция — это соревновательность субъектов хозяйствования, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого из них определяющим образом влиять на общие условия реализации определенных товаров на рынке, вследствие чего потребители получают возможность выбора необходимого товара, а субъекты хозяйствования — выбор рынка сбыта.
Законодательством Украины устанавливаются случаи, когда допускается ограничение конкуренции. Условия и порядок ограничения конкуренции устанавливаются специальным законом.
Антиконкурентными согласованными действиями признаются согласованные действия (соглашения), которые привели или могут привести к:
1) установлению (поддержанию) монопольных цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
2) распределению рынков по территориальному принципу, ассортименту товаров, объему их реализации или закупок либо по кругу потребителей или по иным признакам, которые привели или могут привести к их монополизации;
3) устранению с рынка или ограничению доступа на него продавцов, покупателей, других субъектов хозяйствования.
Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, защита интересов предпринимателей и потребителей от его нарушений осуществляются Антимонопольным комитетом Украины в соответствии с его компетенцией, определенной законом.