Монополизм и конкуренция в предпринимательской деятельности

Монополизм в предпринимательской деятельности — это доминирующее положение предпринимателя, дающее ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпри­нимателями ограничивать конкуренцию на рынке определен­ного товара (работ, услуг). Монопольным признается такое положение предпринимателя, когда его доля на рынке опре­деленного товара превышает 35 процентов.

Злоупотреблением монопольным положением закон счи­тает:

а) навязывание таких условий договора, которые ставят контрагента в неравное положение, или дополнительных условий, не относящихся к предмету договора, в том числе навязывание товара, не нужного контрагенту;

б) ограничение или прекращение производства, а также изъятие из оборота товаров в целях создания или поддержания дефицита на рынке либо установления монопольных цен;

в) установление монопольно высоких или дискриминаци­онных цен (тарифов) на свои товары, что ведет к нарушению прав потребителей или ограничивает права отдельных потре­бителей;

г) установление монопольно низких цен (тарифов) на свои товары, что ведет к ограничению конкуренции;

д) иные действия в целях создания препятствий доступу на рынок (выход с рынка) других предпринимателей.

Конкуренция — это соревновательность субъектов хозяй­ствования, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого из них определяющим образом влиять на общие условия реализации определенных товаров на рын­ке, вследствие чего потребители получают возможность вы­бора необходимого товара, а субъекты хозяйствования — вы­бор рынка сбыта.

Законодательством Украины устанавливаются случаи, когда допускается ограничение конкуренции. Условия и порядок ограничения конкуренции устанавли­ваются специальным законом.

Антиконкурентными согласованными действиями при­знаются согласованные действия (соглашения), которые при­вели или могут привести к:

1) установлению (поддержанию) монопольных цен (тари­фов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

2) распределению рынков по территориальному принци­пу, ассортименту товаров, объему их реализации или закупок либо по кругу потребителей или по иным признакам, кото­рые привели или могут привести к их монополизации;

3) устранению с рынка или ограничению доступа на него продавцов, покупателей, других субъектов хозяйствования.

Государственный контроль за соблюдением антимоно­польного законодательства, защита интересов предпринима­телей и потребителей от его нарушений осуществляются Ан­тимонопольным комитетом Украины в соответствии с его компетенцией, определенной законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: