double arrow

Понятие и признаки государства (Г)

Аристотель опр-л Г как соединение многих родов ради лучшей, совершенной жизни. Т. Гоббс: Г-во — это «единое лицо, верховный владыка, су­верен, воля кот. вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно м-т употреблять силы и спос-ти всякого для общего мира и защи­ты». Г. Ф. Шершеневич Г-во- соединение людей под одной властью и в пределах одной тер-рии.

Долгое время в нашей науке господство­вал марксистский подход к опр-нию Г-ва. Абсолютизация насилия как его сущности при­вела К. Маркса, В. И. Ленина к утв-нию, что Г-во есть машина для угне­тения одного класса другим, особый аппарат, исполь­зующий возмож-ти полит. власти для под­держания господства класса, владею-щего основ-ми средствами производства. Эта теория возникла в пе­риод становления индустр-го общ-ва, когда соц-ная структура имела ярко выраженный клас­совый характер, а классовые противоречия порождали революционные выступления. В этих условиях Г-во, выражая интересы экономически господ­ствующего класса, осуществляло организованное насилие и защищало существующий способ произ­в-ва. Но после революции1917г. в Рос. и Ве­ликой депрессии 1929—33гг. в странах Зап. Европы и США, поставивших вопрос о судьбе капи­тализма, изменились роль и назначение гос-ва в общ-ве: из орудия классового господства оно пре­вратилось в сред-во соц-ого компромисса в ус­ловиях верховенства права. Гос-во стало инст­рументом примирения соц-х противо-речий, представляющим интересы всего общ-ва. Функции насилия у гос-ва все более отходят на задний план, на передний же выдвигается общесоц-ная деят-ть. Это можно проследить на примере конституций больш-ва современных г-в, в т.ч. и России. Так согласно К РФ (12.12.93) Р – демокр., прав.,соц. гос-во. Чел-к, его права и своб. яв-ся высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод чел –ка – обяз-ть гос-ва.

Гос-во обладает признаками, кот. отличают его от других орг-ций и институтов.Эти признаки можно выявить в законах и иных нормат актах.

Основные признаки гос-ва:

1. Тер-рия—это пространств-ная основа Г-ва. Без него Г-во не сущ. (З РФ «О гос. границе РФ» от1.04.93 №4730-1)

2. Население.

3. Публичная власть-способность бюрократии, полит. элиты, чиновников влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, осуществлять господство над местным населением. Власть полит. элиты имеет институализированный характер, т. е. осущ-ся посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему.(ФКЗ «О прав-ве РФ»от 17.12.97 №2-ФКЗ, Указ През РФ от 12.05.08 №724 «Вопросы сис-мы и струк-ры федер. органов испол. власти» ит.д.).

4. Право как система обязательных правил поведения является мощным средством управления.

5. Правоохранительные органы. Эта часть гос. аппарата достаточно разветвленная и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются предусмотренные правовой системой санкции. (ФКЗ «О судеб сис-ме РФ»от 31.12.96 №1-ФКЗ; З РФ «О милиции» от 18.04.1991№1026-1, ФЗ «О прокуратуре РФ от 17.01.1992 №2202-1» и др.)

6.Армия.Одна из глав. целей правящей элиты заключ-ся в гарантировании тер-ной целостности Г-ва.(ФЗ «О воинской обяз-ти и воинской службе» от 28.03.98 №53-ФЗ)

7. Налоги. Необходимы для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки соц. сферы, для выполнения других общих дел.(НК РФ, часть 1 от 31.07.98 №146-ФЗ,часть 2 от 5.08.2000 №117-ФЗ)

8. Гос. суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе—как самостоятельная.

Кроме основ признаков гос-ва м-о выделить и доп-ные: единый гос. язык, един. транспортная сис-ма, един. денежная единица, единая инфор-ная сис-ма.

На основании вышеуказанных признаков можно дать опр-е гос-ва. Гос-во — это организация суверенной полит. власти, действующая в отношении всего насел-я на закрепленной за ним тер-рии, использующая право и спец-ный аппарат принуждения.

2 Формы гос-ва: понятие, осн. элементы Ф-ма Г-ва –совок-ть основ. способов орган-ции, устр-ва и осуществ-я гос. власти, выражающих его сущность. Элем-ты: 1 Ф-ма прав-я(ФП) –оран-ция высших орг-в власти в том или ином гос-ве и порядок их образования. 2 Ф-ма гос. устр-ва(ФГУ) -способ национал. и админ-но-тер-ного устр-ва гос-ва, отражающий хар-р взаимоотнош-й м-у его состав. частями. 3Политико-прав.режим –сов-ть политико прав-х средств и способов осущ-ния гос-власти, выражающих ее содержание,хар-р.

Прав.базой данного вопроса явл-ся К РФ, ФКЗ«О Правительстве РФ» от17.12.97№2, ФКЗ«О суд.сис-ме РФ»от31.12.96 №1,Указ През РФ от 12.05.08 №724 «Вопросы сис-мы и струк-ры ФОИВ», и др.нпа, Конст-ции, уставы, закон-во S-тов РФ.

По ФП г-ва дел-ся на монархии и респ-ки. М-я—верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единолич-ного главы г-ва и передается им по наследству. Р азновид-ти: абсолют., дуали-стическая и парламент-ная. Абсолют. —власть монарха юрид-ки и фактически никем и ничем не ограничена.(султанат Оман). Дуалистич-я —власть мон-ха огра-ничена парламентом в законод. обл-ти. (Росс-кая империя в1906—1917).Парлам-я м.—власть мон-ха ограничена в законод. сфере парламен-том, а в исп. — прав-вом.

Рес-ка –ФП, при кот. верховная власть осущ-ся выборными органами, избираемы-ми насел-ем на опред. срок. Виды: презид, парламент. и смешанная. Презид.р. —во главе гос-ва стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и соединяющий в одном лице полномочия главы гос-ва и главы исп. власти.(США) Парлам. р. - во главе г-ва стоит выборное должн. лицо, а прав-во формир-ся парламентом и отчитывается за свою дея-ть перед ним, а не п-д главой г-ва. (Италии, ФРГ, Индии)

Смеш-я — гл. г-ва избир-ся всенарод-ным голосованием. Прав-во форм-ся през-м и д-о получить вотум доверия представ. органа.Возглав-т прав-во премьер-министр Конст-цией уст-ся двойная ответ-ть прав-ва: п-д парлам-м и п-д през-м.През-т имеет право роспуска парл-та.През-т яв-ся главой г-ва, но его полномочия в осущ-нии исп.вл. ограничены прав-вом.(Франция). Согл.ст.1 К РФ–рес-ка, но нет един.т.зр.-през. или смешанная.

По ФГУ г-ва подраз-ся на унитарные и федерат-е. Унит.г -единое г-во,не имеющее в своем составе иных гос-х образований. Один уровень госвласти, единая сис-ма права, суб сис-ма. Налог-я сис-ма— одноканальная: налоги поступают в центр, а оттуда распред-ся по регионам (Франция, Швеция, Турция) Федерация- союзное гос-во, возникшее в рез-те объединения ряда гос-в или гос. образо-ваний, обладающих относит-ной полит. самостоятел-тью. 2 ур. госаппарата: федер-й и S-та фед. Парламент имеет 2-хпалатную струк-ру, одна палата отражает интересы S-тов фед. Сущ-ют 2 прав-е сис-мы: федер-ная и S-тов фед.; Фед. конст-ция устанав-ет общие принципы судоустр-ва и судопроизв-ва.Налог. сис-ма —2-хканальная.(США,ФРГ,Россия,Индия)

Конфед-я — это постоянный союз сувере-нных гос-в, созданный для достижения об-щих целей(формально не явл-ся гос-вом). S-ты конфед. обладают правом свобод. выхода из ее состава. Образ-ся централ. органы. Решения приним-ся по принципу единогласия. Акты, принятые конфед. орг-ми, нужд-ся в ратификации парламентами членов конф.Каждый член конф. имеет свое гражд-во. Отсут-ет един. суд. сис-ма. Бюджет формир-ся из добровол-х взносов, налоги отсут-ют. (ЕС, СНГ)

Политико-правовые режимы(ППР) дел-ся на демократ. и антидемокр-кие. Демок-я - ППР, основанный на признании народа источником и S-том власти. Черты: формирование органов власти выборным путем, свобода дея-ти различных S-тов полит. жизни, признание и гарантирование гос-вом полит. прав и свобод личности. Антидемократ.р. - ППР, основанный на попрании прав и свобод личности и установлении диктатуры одного чел-ка или группы лиц. Виды: тоталитар., авторитар. и военные. Тоталит.р. — р, претендующий на пол-ный контроль над личностью со стороны гос-ва. 3. Бжезинский, К. Фридрих выдел-т след. признаки тотал. р: 1) наличие единств. массовой партии, фактически сросшейся с гос.аппаратом, 2) наличие офиц. тоталитарной идеологии 3) монополия власти на инфор-ю, полный контроль над СМИ; 4) наличие мощного аппарата контроля и принуждения; 5) подчинение экономики гос-ву. Авторит.р.- р, сохраня-ющий монополию на власть и контроль над пол. жизнью гос-ва, но не претендую-щий на тотальный контроль над общ-вом.Носителем власти явл-ся один чел-к или группа лиц (правящая элита). Народ отчужден от власти, и она не подконтрольна гражд-м. Гос-во не вмешивается во внеполитические сферы жизни. Авторит.р. носит хар-р, переходный от тоталитарного к демократическому. В России прослежива-ются черты авторит р. Военный р. — это полит. режим, при кот. во главе гос-ва стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате гос. переворота.

3 Механизм гос-ва: понятие, признаки, сост.элементы Гос. аппарат (механизм гос-ва) —это иерархическая сис-ма гос. орг-в, осущ-х практическую работу по реализации ф-ций г-ва. Основы закреплены в К РФ от 12.12.93(гл. 4,5,6,7), ФКЗ, ФЗ, закон-ве S-тов РФ, подзаконных актах. Клеточкой гос. аппарата яв-ся гос. орган. Отличия от др. учреж-й.1)призван выполнять гос.задачи, отвечающие инте-ресам многих граж-н. Для этого он наделя-ется компетенцией.2) имеет властные пол-номочия, т. е. право давать указания, име-ющие обязат. хар-р. 3) за нарушения распоряжений компет-х гос. орг-в м-т применяться санкции.

Деят-ть гос. аппарата протекает в основ. в правовых формах: правотвор-я —дея-ть по подготовке проектов нормат. юрид. актов, их принятию и изданию, право-испол. —дея-ть по реализации юрид. норм, правоохранит. —дея-ть по надзору и кон-тролю за соблюдением зак-в, привлечению виновных лиц к юр. ответ-ти, проведению в жизнь карател-х и правовосстанов-х мер.

Каждый гос. орган состоит из госслу-жащих-работ-ков, выполняющих работу и получающих зар.плату в гос. органе сог-ласно занимаемой должн-ти и подчинен-ных служ-ной дисциплине. Их правовой статус зафиксирован в законах (ФЗ«О сис-ме гос. службы в РФ» от 27.05.2003г №58-фз, ФЗ «О службе в тамож-х органах РФ» от 21.07.97№114-ФЗ и др.) а объем и порядок использ-я ими властных полномочий — в должн. инструкции.

По хар-ру выполняемых ГО задач их м-о разделить на 3 основ. группы: законод., исп. и правоохр. Законод. власть представительная. Высшим представ. органом в РФ явл-ся Фед. Собрание. Оно сост-т из 2-х палат: СФ и ГД. (ФЗ от 5.08.2000«О порядке формирования Сове-та Федерации Фед. Собрания РФ» №113-Фз) Им-ся представ. органы и в S-тах федерации. Задачи предст. органа РФ: 1) создавать законы; 2) рассм-ть вопросы гос. финансов (госбюджет); 3) назначать высших долж-х лиц (констит-х судей, главу ЦБ, Генер. прокурора и др.);

4) осущ-ть контроль за дея-тью прав-ва.

Особен-ть законодат. власти -законодат. органы не нах-ся в состоянии иерархии и напрямую друг другу не подчин-ся. Их подчиненность выражается только ч-з за-конодат. акты, кот. не д-ы противоречить актам,имеющим более высокую юрид.силу

Исп. власть носит подзакон. хар-р. Все действия и акты соответ-х орг-в основ-ся на законе, направлены на его исполнение и не д-ы ему противоречить. Носителем высшей исп. вл. явл-ся президент,он же явл-ся главой гос-ва. Ему подчинено прав-во, кот. осущ-ет управление страной во главе с премьер-министром. Централ. исп. орг-ми явл-ся министерства, фед. агентс-тва и службы (Указ През-та РФ от12.05.08 №724 «Вопросы сис-мы и струк-ры органов исп. власти»). Исп. вл. среднего уровня осущ-ся прав-вами S-тов фед-ции, а на местах – админ-циями или ОМСУ.

Особен-ть ИО- они объединены в строго иерархичную сис-му. Задачи исп. орг: осуществление экон-х, соц-х ф-ций гос-ва, защита констит-ного строя, правопорядка, охрана границ.

ИО имеют право закон. инициативы и польз-ся им довольно широко. В парлам-те 80% рассмат-х законопроектов предложены Прав-вом. Кроме того ИО издают подзаконные акты.

Правоохран. сис-ма —это сис-ма гос. органов, обеспечивающих защищенность граж-н и организ-й от противоправных действий. Особую группу органов в этой сис-ме составляют судеб. органы. К ним отн-ся Конституционный Суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Суды только в той части, когда они защищают права человека от противоправных посягательств, выполняют правоохран. ф-ции. Вообще же их задачи куда более широкие: они рассм. любые споры о праве и выступают органами правосудия. Суды контролируют исп. власть, когда рассм. незаконные действия гос. органов, а Конституционный Суд — высшую законод. и исп. власть. Суд. власть рассм-ет угол, админ, гражд. и др. дела.

Сущ-ет множ-во и др. правоохр. ор-в – прокуратура, милиция, Нотариат,Тамож. органы и др. (ФЗ от 17.01.92«О прокуратуре РФ» №2202-1, З РФ «О милиции» от 18.04.91№1026-1 и др.)

Должн. лица и работ-ки гос.аппарата, кот., хотя непосредственно матер-х благ и не производят, выполняют весьма важные социально-полезные ф-ции. Осуществляя управленческую дея-ть, госслужащие на свое содержание требуют немалых финан-х сред-в. Неуемное расширение бюрократ. слоя создает для общ-ва опасность «самопоедания». Но есть еще более серьезная опасность. Бюрокр-я м-т существенно ограничить участие народных масс в полит. жизни. Бюрократия справедливо рассм-ся как «необходимое зло». Да, без нее невозможно сколько-нибудь эффективно управлять повседневными делами общ-ва, однако при ее содействии народ отдаляется от принятия решений, кот. существенно затрагивают его положение. Мера нужна во всем и в деле определения объема госаппарата в т. числе.

4 Функции государства — это основ. направления его дея-ти, выражающие сущность и назначение гос-ва в общ-ве.

Различают внутр. и внеш. ф-ции гос-ва.

Внутр. ф-ции — основ. направ-я дея-ти гос-ва по управ-ю внутр. жизнью страны.

1. Экон-я ф. - выработка и координации гос-вом стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме. Экон. дея-ть – выработка экон.политики, формир-ние гос.бюджета и контроль за его расходованием, установ-ние сис-мы налогообложения и т.д. Гос-во д-о создать правовые основы рынка,т. е. как бы разработать «правила игры» для хозяйст-х S-тов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предприним. дея-ть и др.

2. Полит. ф. - гармонизации интересов различных соц. групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, выборов, гос-во способно выявить действительную расстановку соц. сил, учесть в своей политике интересы различных соц.групп и не допустить их открытого столкновения.

3.Соц. ф. (создание сис-мы соц.защиты населения, сис-м здравоохранения, образования, пенсион. обеспечения и т.д.)

4. Правоохранит. ф —дея-ть гос-ва по обеспечению точного и полного выполнения положений законод-тва всеми гражд-ми, организац-ми, госорганами.

5. Эколог. ф. –деят-ть. направл-ная на охрану, восстановление и улучшение природ-х усл. жизни людей.

Некот. ученые выделяют дополн. ф-ции гос-ва: обеспечения национальной безопасности, строительство дорог, ирригационных, мелиорационных и иных обществ-х сис-м, транспортная, информационная, борьба с последствиями стихийных бедствий и др.

Внеш. ф-ции — это основ. направ-я его дея-ти на междунар-й арене.

1. Ф-ция обороны Хотя Т.В. Кашанина считает, что эта ф-ция имела первостепенное значение в прежние времена тем не менее я считаю, что события последних лет показывают что эта ф-ция не утрачивает своей актуальности и по сей день.

2. Дипломатич. ф. способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют.

3. Поддержка мирового правопорядка (внешнеполит. ф.) заключ-ся в полит. сотрудничестве гос-тв с тем, чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. Основ. м-ународ. органом, координирующим полит. интересы соврем-х гос-тв, явл-ся ООН, вопросами полит. урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности —постоянный орган ООН. Содействуют поддержанию полит. стабильности и безопасности в мире и региональные международ. организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация стран тихоокеанского региона и др.).

4. Внешнеэконом. ф. связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества гос-тв, кот. проявл-ся в международ. разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей. Эконом. сотрудничество наиболее эффективно м-у странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.).

5. Культурное сотрудничество м-у странами осущ-ся на основе двусторонних и многосторонних договоров м-у гос-ми, неправительств. организ-ми (Междунар. шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.). В рамках ООН культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.

6. сотрудничество гос-в в решении глобальных проблем современности (рацион. использование природ. ресурсов, охрана окруж. среды, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демограф. политики и др.).

Внеш. Дея-ть гос-тв в соврем. мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национал., экон., культур. и иные особен-ти и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.

Основные ф-ции гос-ва закреплены в К РФ от12.12.93: ст.2 Признание, соблюдение и защита прав чел-ка и граж-на- обяз-ть гос-ва, ст. 4 РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей тер-рии. Ст7 РФ-соц.гос-во, поли-ка кот. направлена на создание условий, обеспеч. достойную жизнь и свобод. развитие чел-ка. Ст.42 каждый имеет право на благоприят окруж среду. и др. Свои ф-ции гос-во реализует через механизм гос-ва (гос.аппарат), «клеткой» которого является госуд. орган. Все госуд. органы наделяются компетенцией на выполнение каких – либо гос.ф-ций. Напр, полномочия прав-во РФ опред-ся главой 6 К РФ и ст.13-22 ФКЗ «О прав-ве РФ» от17.12.97 №2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: