Практическое занятие 5 «Стратегический маркетинг транспортного предприятия»
1. Решить задачи 1-2 с использованием методических указаний
2. На основе дополнительного самостоятельного изучения используемых матриц дать расширенную характеристику предлагаемых стратегий
Задача № 1
В состав многоотраслевого транспортного предприятия входят три стратегические хозяйственных подразделения (СХП) - А, В, С. По приведенным ниже данным построить матрицу Мак-Кинзи иохарактеризовать рыночные стратегии СХП - А, В, С.
Задача № 2
Составить матрицу БКГ из текущего состояния транспортной компании и разработать прогноз о позиции на рынке и по принятию решений распределения стратегических средств между различными зонами хозяйствования в будущем, если они имеют следующие характеристики.
Зоны хозяйствования | Часть в продажах компании, % | Частка основных конкурентов | Темп прироста рынка услуг, % | ||
городские перевозки | 1,5 | ||||
межобластные перевозки | 5,5 | 6,0 | 6,2 | 5,9 | 0,5 |
услуги такси | 4,0 | ||||
международные перевозки | 17,5 | 2,5 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
|
|
Матрица BCG (БКГ)
Матрица БКГ (от англ. Boston Consulting Group, BCG) — инструмент для стратегического анализа и планирования в маркетинге. Создана основателем Бостонской консалтинговой группы Брюсом Д. Хендерсоном для анализа актуальности продуктов компании, исходя из их положения на рынке относительно роста рынка данной продукции и занимаемой выбранной для анализа компанией доли на рынке. Данный инструмент теоретически обоснован. В его основу заложены две концепции: жизненного цикла товара (вертикальная ось) и эффекта масштаба производства или кривой обучения (горизонтальная ось). О стадия жизненного цикла товара мы поговорим несколько позже, так как эта тема заслуживает отдельного внимания.
В основе матрицы БКГ лежат два предположения:
-Бизнес, имеющий существенную долю рынка, приобретает в результате действия эффекта опыта конкурентное стратегическое преимущество в отношении издержек производства. Отсюда следует, что самый крупный конкурент имеет наибольшую рентабельность при продаже по рыночным ценам и для него финансовые потоки максимальны.
-Присутствие на растущем рынке означает повышенную потребность в финансовых средствах для своего развития, т.е. обновления и расширения производства, проведения интенсивной рекламы и т.д. Если темп роста рынка невелик, например зрелый рынок, то товар не нуждается в значительном финансировании.