Сущность стратегического маркетинга выражается через следующие основные признаки:
- ориентация на долгосрочную перспективу. Долгосрочные прогнозы - отличительная черта стратегического маркетинга
- постоянный систематический анализ потребностей рынка. (Ориентация на рынок является основным признаком маркетинговой стратегии управления фирмой и выражается, прежде всего, в перенесении центра управленческих решений в сбытовые звенья корпорации).
- разработка качественно новых товаров, по своим свойствам, отличающихся от товаров конкурентов,
- товары предназначаются конкретному потребителю.
Стратегический маркетинг – это система постоянного, системного анализа потребностей рынка, необходимого для разработки эффективных товаров, предназначенных для конкретных групп потребителей и обладающих особыми свойствами и отличиями от товаров – конкурентов.
Здесь имеют место 3 ключевых компонента:
1) новый конкурентоспособный товар,
2) потребности целевой группы потребителей,
|
|
3) конкуренты
Задачей является гибкое и постоянное реагирование на изменения условий сбыта/.
Стратегический маркетинг предполагает постоянное слежение за нуждами потребителей. (С точки зрения СМ покупатель не столько нуждается в товаре, сколько желает решение проблемы, которое может обеспечить товар).
Роль СМ
- прослеживать эволюцию рынка;
- выявлять существующие и потенциальные рынки, повышающие возможности фирмы, потенциал рынка.
- оценивать привлекательность выбранных рынков.
(привлекательность товарного рынка зависит от способностей фирмы удовлетворять потребности покупателей лучше, чем конкуренты, т.е. от её конкурентоспособности);
- выявление жизненного цикла товара и ориентация на эффективные ресурсы и ноу-хау.
Главная задача стратегического маркетинга – разработка долгосрочного плана и доходов (происходит уточнение миссии фирмы, определение целей, разработка стратегии развития, обеспечение сбалансированной структуры товарного портфеля и координация всей деятельности). План осуществляется в процессе решения проблемы удовлетворения потребностей.
Долгосрочные цели, в условиях не стабильной среды, могут меняться, не изменяя общей ориентации фирмы, являясь, своего рода, маяком.
Осуществление стратегического планирования предлагает следующие действия:
1. Выбор рынка, на котором фирма будет иметь конкурентные преимущества.
2. Прогноз общего спроса на каждом из целевых рынков. При этом действия должны быть направлены на повышение рентабельности.