Само понятие риска связано с вероятностным представлением о влиянии факторов окружающей среды на здоровье человека. Величину риска нельзя непосредственно измерить, а можно лишь с некоторой степенью надежности оценить, используя количественные характеристики факторов риска и показатели здоровья населения, находящегося под воздействием этих факторов. Факторами риска называются факторы любой природы (физические, метеорологические, генетические, социальные, поведенческие и другие), имеющие достоверную связь с нарушениями здоровья. Количественная оценка достоверности эмпирически установленных связей осуществляется с помощью методов математической статистики, которые позволяют учесть неопределенности, связанные как с измерением воздействий, вызывающих неблагоприятные для здоровья последствия, так и с определением характера взаимосвязей между воздействиями и их эффектами. В основе статистических методов лежит математический аппарат теории вероятностей. При оценивании медицинских рисков статистические методы используются для решения следующих классов задач:
|
|
— проверка предположения о том, что данный фактор (непосредственно или в комбинации с другими факторами) является фактором риска;
— исследование вопроса о том, какие уровни фактора риска со- ответствуют различным рискам (т. е. имеют различное влияние на здоровье);
— получение зависимостей «доза—эффект».
Роль статистических методов в социально-гигиеническом мониторинге определяется возможностями использовать эти методы в целях: сжатия и увеличения наглядности информации, регистрируемой и процессе мониторинга;
*При написании данной главы использованы материалы, любезно предоставленные ст. н. с. Института системного анализа РАН Т. М.Смирновой.
— анализа взаимосвязей между факторами внешней среды и показателями здоровья (в частности, установления зависимостей «доза—эффект»);
— анализа эффективности действий по управлению здоровьем населения.
Следует иметь в виду, что связи, определяемые с помощью статистических методов как достоверные, не обязательно носят причинно-следственный характер. Подтверждение или опровержение наличия причинно-следственной связи между статистически достоверно связанными показателями может быть обеспечено только за счет дополнительных исследований в соответствующей предметной области, но никак не за счет математического аппарата. Однако для оценки влияния факторов риска определение причинно-следственных связей не является необходимым, поскольку в качестве факторов риска рассматриваются не только непосредственные причины изменений здоровья (как, например, наличие токсичных веществ в воздухе, воде или почве), но и так называемые маркеры, которые являются лишь индикаторами различной резистентности по отношению к непосредственным причинам изменений здоровья (например, наличие положительной реакции на тесты, определяющие чувствительность к аллергенам).
|
|
При выборе показателей здоровья, по которым оценивается влияние отдельных факторов, следует учитывать, что различные показатели заболеваемости неравноценны с точки зрения эффективности их использования для оценки риска. Показатель первичной заболеваемости (по терминологии, рекомендованной ВОЗ, incidence) является наилучшей характеристикой риска заболеть для здорового человека, тогда как показатель общей заболеваемости (prevalence), определяемый как отношение числа лиц, имеющих определенное заболевание, к общей численности популяции, в большей степени характеризует нагрузку на общество (в том числе и на систему здравоохранения), которую создает данное заболевание. Поэтому показатель общей заболеваемости пригоден скорее для планирования ресурсного обеспечения управления здоровьем населения, чем для оценки рисков здоровью.
Для специалистов, работающих в области профилактической медицины, нет необходимости (а как правило, и возможности) глубоко вникать в такие специфические разделы математики, как теория вероятностей и математическая статистика. Однако понимание сути основных понятий теории вероятностей и представление о возможностях и ограничениях наиболее распространенных статистических методов в настоящее время является обязательным. Это требование становится все более актуальным в связи с распространением компьютерных средств анализа данных, доступных для пользователя – нематематика. В настоящее время, помимо развития специализированных пакетов программ, предназначенных для статистического анализа (среди которых наибольшее распространение в области медико-биологических исследований получили пакеты STATGRAPHICS, BMDP, SPSS, STATISTICA), имеется тенденция к включению все большего числа статистических функций в стандартные программные средства: электронные таблицы (в том числе в такие распространенные, как в входящая в комплект Microsoft Office электронная таблица ЕХСЕL) и базы данных. С одной стороны, наличие компьютерных средств анализа данных избавляет пользователя от необходимости разбираться и в технологии статистических расчетов, но с другой стороны, их применение без достаточных знаний о сущности статистических методов на практике не только препятствует полномерному использованию преимуществ, предоставляемым мощным магматическим аппаратом, по иногда и приводит к ошибочным выводам. Выявление и устранение подобных ошибок также невозможно без достаточной статистической грамотности.
В целях максимально эффективного использования возможностей компьютера как средства поддержки принимаемых решений современный врач (и в особенности организатор здравоохранения) должен уметь грамотно организовать взаимодействие с поставщиками программного обеспечения и специалистами по его эксплуатации. Для этого, в частности, необходимо уметь сформулировать свои требования (как на текущий момент, так и на перспективу) к компьютерным средствам накопления данных и их статистического анализа, а при совместной (программистами работе по развитию компьютерных средств социально гигиенического мониторинга — добиваться соответствия предлагаемых разработок заданным требованиям.
Таким образом, уровень математической подготовки специалиста и области управления здоровьем населения Должен обеспечивать:
|
|
— грамотное использование основных статистических методов для анализа собственных данных;
— критическую оценку статистических выкладок, выполненных другими специалистами;
— способность правильно формулировать свои требования к компьютерным средствам анализа данных и ставить соответствующие задачи перед специалистами по вычислительной технике и математическим методам.
В § 1 излагаются основные понятия теории вероятностей и математической статистики, понимание которых определяет минимально необходимый уровень, необходимый для освоения статистических методов оценки медицинских рисков и анализа данных социально-гигиенического мониторинга. Параграф 2 посвящен описанию статистических методов в задачах управления рисками, в § 3 представлены методы сравнения выборок показателей, характеризующих состояние здоровья людей, подверженных и не подверженных Действию факторов риска.