казать наблюдение, увиденное в жизни, то костюм, а лучше — элемент костюма (сапоги, рабочая одежда, старомодный пиджак, шуба, кепка и т, п.) в этом несомненно помогут. Особенно важно, с нашей точки зрения, верно обуться. В своих обычных туфлях или полуботинках трудно увидеть себя, скажем, работающим в поле или пришедшим на бал. Привычный, ежедневно надеваемый костюм будет толкать студентов к своим личным привычкам, к своей личной характерности, а ведь К. С. Станиславский советовал, прежде чем приступать к репетиции, освободиться от привычной для актера характерности.
Итак, театральный костюм помогает актерам и студентам в их приближении к перевоплощению. Это его свойство и используется в упражнении «Маскарад» (взято у К. С. Станиславского, см. том 3, стр. 201). За несколько дней до показа мы объясняем студентам, в чем заключается упражнение. Договариваемся с костюмершей и с педагогами по истории костюма и грима. Они помогают студентам подобрать нужные костюмы и сделать грим. Затем мы все вместе смотрим показ.
Почти не обращая друг на друга внимания, по залу движутся одетые в различные костюмы студенты. Педагоги наблюдают за ними, стараясь увидеть, насколько костюм повлиял на изменение внутренней их сущности. В этом упражнении для каждого студента важен не сам праздник маскарада с его весельем и шутками, а возникающее ощущение: «нет, теперь это не я!»
Опасности и неудачи этого упражнения совпадали чаще всего с предупреждениями К. С. Станиславского. Были студенты, на которых костюм не оказал никакого влияния: они остались такими же, какими были в жизни, в надетых на них иных костюмах. Одна студентка "в длинном платье ходила так же, как в коротком: шаги ее были широкими, длинная юбка ей только мешала. Костюм военного (не современный) тоже не оказал на одного из студентов никакого воздействия: не было ни подтянутости, ни строгости в движениях. Некоторые девушки, надев на себя красивые бальные платья, увлеклись «жизненным» гримом, подводили глаза и делали модную прическу, но все-таки остались вполне «самими собой». Студент П., надев фрак, стал кривляться, изображая «светского» человека...
Но было несколько случаев просто- поразительных. Студентка Таня М. надела простенькое платье, какое обычно носили героини Островского; оно было синевато-серого цвета, длинное, без всяких украшений. Она долго стояла молча у окна, опустив руки и о чем-то думая. Но вот она двинулась, и мы увидели бледное лицо. Она вынула из рукава носовой платок и все так же задумчиво прижала его ко рту. Все в ней было органично и слитно: плавные и мягкие движения, платье, сидевшее необыкновенно складно, бесхитростная прическа — коса вокруг головы. Кто-то ее окликнул. Она, не выбиваясь из предполагаемых обстоятельств, остановилась, медленно повернула голову и посмотрела на спрашивающего. Постояла, глядя, казалось, сквозь него, и медленно пошла дальше,