Сравнительный анализ систем интернет-торговли

С точки зрения покупателя все три решения (веб-витрина, интернет-магазин и ТИС) выглядят одинаково. Это связано с тем, что покупатель имеет дело с внешним оформлением любой из этих систем, которое сводится к каталогу, системе навигации и системе оформления заказов. Предпочтения покупателя главным образом будут зависеть от удобства пользования сайтом.

Зайдя на сайт, пользователь (покупатель) видит список товаров, обычно представленный в виде иерархи­ческой древовидной структуры, базовыми элементами которой являются группы товаров. Если щелкнуть мышью на группе, то она разворачивается, открывая список подгрупп или конкретных изделий определенного типа. Иногда покупатель может посмотреть картинку с изображением товара и его характеристиками, а также добавить его в свою «корзину». «Корзина» представляет собой подобие корзины в реаль­ном универсаме, т.е. спи­сок товаров, которые оплачиваются и достав­ляются вместе, одним пакетом (что позво­ляет снизить затраты на достав­ку). В любой момент до окончательного оформления заказа покупатель может отредактировать содержимое корзины и количество товаров каж­дого вида. Наполнив «корзину», клиент отдает команду «Оформить заказ» и выбирает удоб­ную для него форму оплаты.

Преимущества интернет-магазинов и ТИС проявляются для покупателя именно на стадии оформления заказа. Они проявляются в том, что покупателю могут предложить более гибкую систему скидок, сразу выписать счет с учетом стоимости доставки и страховки. Кроме того, он сможет увидеть реальное состояние склада, что является абсолютно необходимым условием работы с этими системами со стороны оптовых и корпоративных покупа­телей. ТИС также имеет возможность предоставления покупателям информации о прохождении заказа (принятие его к исполнению, по­лучение платежа за заказ, отгрузка товаров в адрес покупателя), что также важно для оптовых и корпоративных покупателей и технически нереализуемо в веб-витрине.

При этом, безусловно, в первую очередь покупатель будет приобретать товары на сайтах тех компаний, которые предоста­вят лучшие цены и полные гарантии поставки.

С точки зрения продавцов решения различаются весьма значительно.

Веб-витрина обходится торговым компаниям недорого, но, во-первых, веб-витрина позволяет организовать только торговлю на заказ, организовать торговлю с реального склада практически невозможно; во-вторых, ее использование не уменьшает затраты на содержание штата и операционные расходы; в-третьих, веб-витрина представляет собой очень неповоротливое решение с точки зрения управления и недо­статочно гибкое с точки зрения организации маркетинговых акций (например, распродаж, лотерей, призов для покупателей и т.д.). Организация интернет-торговли при помощи веб-витрины оказывается для торговой компании малоэффективным и даже часто не­рентабельным делом.

Интернет-магазин существенно более выгоден торговой компании, которая хочет реально управ­лять всем процессом интернет-торговли и различными маркетинговыми акциями, торговать и на за­каз и со склада, уменьшить число менеджеров по продажам и т.д. Для компании среднего бизнеса разработка и сопровождение полнофункционального интернет-магазина будет рентабельна и стра­тегически выгодна, так как положительно скажется на общем имидже компании. На создание ин­тернет-магазина потребуется больше разовых затрат, и окупаться он будет несколько дольше, но эти затраты будут более эффективными.

Главное отличие ТИС от интернет-магазина заключается в том, что ее back-офис должен быть полностью интегрирован в систему автоматизации торгово-учетной схемы компании-владельца ТИС. Подобного рода интеграция потребует затрат не только на создание ТИС, но и на решение проблем стыковки интернет-торговли и бизнес-процессов внутри компании, а также на внедрение процессов интернет-торговли, включая организацию обучения своих сотрудников. Но при этом полная интеграция ТИС с внутренним бизнес-про­цессом компании обеспечивает минимальный уровень операционных издержек торгово-фи­нансовых транзакций. Поэтому даже при больших начальных затратах, со­здание и внедрение ТИС для крупной компании оказывается выгодным и с точки зрения сокраще­ния издержек и с точки зрения повышения рентабельности оборота.

С точки зрения провайдера электронной коммерции важно то, что предоставление услуг по аренде веб-витрин будет востребовано в первую очередь компаниями малого биз­неса, для которых самое главное в выборе решений по электронной коммерции — минимальные цены на открытие и аренду веб-витрины. Общее количество таких потенциальных клиентов достаточно велико, но доход от продажи одной услуги и от аренды минимален, а кроме того необходим и внушительный штат менеджеров по продажам таких услуг (что естественно обуславливается большой клиентской базой).

Услуги по аренде интернет-магазинов могут быть востребованы во-первых, компаниями среднего бизнеса, а во-вторых, компаниями крупного бизнеса в качестве пилотных проектов первых этапов создания собственных интернет-магазинов или ТИС. Это наиболее предпочтительные клиенты для провайдера электронной коммерции.

Аренда торговых интернет-систем в мировой практике не практикуется, поскольку основная идея ТИС — полная интеграция интернет-торговли и внутреннего бизнес-процесса компании — реализуема в полной мере только когда весь аппаратно-программный комплекс для ТИС расположен в локальной вычислительной сети компании, там же, где располагаются и другие средства автоматизации управления компании. Однако у провайдеров электронной коммерции могут устанавливаться системы для поддержки бизнес-транзакций типа B2B. Эти системы представляют собой своеобразные торговые площадки для совершения сделок, где в едином месте размещены и предложе­ния на продажу и запросы на покупку. Провайдер электронной коммерции, предоставляющий организациям место на такой «тор­говой площадке», взимает с них не только плату за аренду места, но и плату за проведение каждой транзак­ции.

Сравнительный анализ традиционного и интернет-магазина

Следующий анализ проведен на основе комплекса 5p, который иногда используется в маркетинге для анализа конкурентных преимуществ конкретных магазинов.

Традиционный магазин Интернет-магазин
Товары (product)
Может торговать любыми товарами, однако ассортимент товаров ограничен площадью торгового зала и возможностями склада (не считая работу на заказ). Редко может торговать продуктами, одеждой или любым другим товаром, который обычно покупатели примеряют или пробуют. Это связано с необходимостью формирования чёткого представления о товаре у покупателя и необходимостью удовлетворения ожиданий покупателя. Ассортимент товаров неограничен ни торговой площадью (пространство сайта практически неограниченно), ни складом -даже если товара нет на складе у магазина, возможен перезаказ у поставщика или другого магазина.
Размещение (place)
Торговые площади размещаются в выгодном месте для привлечения случайных покупателей и удобства доступа к магазину (время в пути до магазина, стоянка для машин, общественный транспорт). Помещения магазина могут располагаться на окраине города (для минимизации арендной платы). Это является основным конкурентным преимуществом интернет-магазинов перед обычными. Случайных покупателей привлечь невозможно – т.к. с точки зрения покупателей все интернет-магазины примерно одинаково доступны (достаточно набрать адрес) это т.н. закон уличного тупика, который гласит: «каждый интернет-магазин открываясь оказывается в уличном тупике в который не заходят случайные покупатели». Лишь с помощью продвижения магазина в сети интернет его можно сделать заметным и вывести из тупика.
Цена (price)
Цена обычно выше чем в интернет-магазине, за исключением оптовых компаний. Цена обычно ниже чем в обычном магазине из-за снижения издержек на хранение товара. Стоимость доставки чаще всего компенсируется экономией времени на заказ и отсутствием необходимости добираться до магазина. Иногда, при небольшой стоимости заказа, такой компенсации не происходит и некоторые покупатели отказываются от покупки.
Продвижение (promotion)
Обычная реклама, случайные покупатели, редко – интернет-реклама. Интернет-реклама (обязательно), иногда обычная реклама.
Люди (people)
Являются одним из ключевых факторов успеха торговли. При достаточном уровне автоматизации бизнес-процесса торговли люди почти целиком исключаются, как фактор успешности торговли. Однако служба поддержки интернет магазина и её менеджеры часто являются единственным способом узнать необходимую информацию или решить спорный вопрос, в этих случаях их ключевая роль сохраняется (так же как в традиционном магазине) и часто это говорит о недостаточно проработанных и автоматизированных бизнес процессах данного интернет-магазина. Некоторые интернет-магазины делают людей ключевым фактором, как и в обычных магазинах, предоставляя возможность задать вопрос профессиональному консультанту, это является попыткой компенсировать невозможность подержать товар в руках и сделать выбор на основе своих ощущений от товара, а не на основе его технических характеристик.

Деловые процессы в сетевой экономике

1. Процесс информационного обмена

Продавец представляет информацию в виде таблиц, реклам, электронных каталогов корпоративная база данных на web-сервер, ищет клиентов. Вся информация о товарах и услугах доступна клиенту. Клиент определяет свои потребности, по телефону, факсу, выходу в Интернет, электронной почте, выбирает товар или услугу.

2. Процесс формирования заказа

Клиент, выбрав товар или услугу, формирует заказ через интернет, web-сервер, группа новостей.

3. Оплата

Клиент оплачивает заказ через электронную систему платежей или иным способом.

4. Выполнение заказа

Продавец выполняет заказ по почте или через Интернет.

5. Сопровождение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: