Глоссарий по теме

ГОМЕОСТАЗ – подвижное равновесное состояние некоей системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим равновесие внешним и внутренним факторам. Поддержание постоянства различных физиологических параметров организма. Понятие гомеостаза сложилось первоначально в физиологии для объяснения постоянства внутренней среды организма и устойчивости его основных физиологических функций. Эта идея была развита американским физиологом У. Кенноном в учении о мудрости тела как открытой системы, непрерывно поддерживающей стабильность. Получая сигналы об изменениях, угрожающих системе, организм включает устройства, продолжающие работать, пока не удастся возвратить ее в равновесное состояние, к прежним значениям параметров. Принцип гомеостаза перешел из физиологии в кибернетику и другие науки, в том числе психологию, обретя более общее значение принципа системного подхода и саморегуляции на основе связи обратной. Представление о том, что каждая система стремится к сохранению стабильности, было перенесено на взаимодействие организма с окружением. Такой перенос характерен, в частности: 1) для необихевиоризма, считающего, что новая двигательная реакция закрепляется благодаря освобождению организма от потребности, нарушившей его гомеостаз; 2) для концепции Ж. Пиаже, полагающей, что умственное развитие происходит в процессе уравновешения организма со средой; 3) для теории поля К. Левина, согласно коей мотивация возникает в неравновесной «системе напряжений»; 4) для гештальт-психологии, отмечающей, что при нарушении баланса компонент психической системы она стремится к его восстановлению. Однако принцип гомеостаза, объясняя явление саморегуляции, не может раскрыть источник изменений психики и ее активности.

МЕХАНИЗМ ИДЕНТИФИКАЦИИ – обеспечивает передачу «личностного» опыта косвенно – через личный пример, «заражение», подражание.
Характерная особенность процесса идентификации – в том, что он проходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка, а также не контролируется в полной мере родителями. На более поздних возрастных стадиях чрезвычайно расширяется круг лиц, из коих выбирается образец-объект идентификации. Среди таковых могут быть не только реальные люди, знакомые или незнакомые, но и литературные герои. Но обычно раньше или позже наступает время, когда «образец» теряет притягательность и субъективную значимость, и это естественно: личность восприняла от образца нечто важное и нужное, но у нее – свой путь. Дезактуализация образца знаменует завершение определенного этапа в развитии личности, ее подъем на новую ступень: оказывается, что сложились новые отношения, появились новые мотивы, и это заставляет ставить новые цели и искать новые идеалы.

ПОТРЕБНОСТЬ – исходная форма активности живых существ – форма проявления интенциональной природы психики, соответственно коей живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Динамическое образование, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение. Основная движущая сила развития человека. Раздражение влечения. Благодаря потребностям жизнь обретает целенаправленность, и либо достигается удовлетворение потребности, либо предотвращается неприятное столкновение со средой.

Первично биологической формой потребности является нужда. В организме периодически возникают определенные состояния напряженности; они связаны с нехваткой веществ (предмета), требуемых для продолжения жизнедеятельности. Эти состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называются потребностями. Это – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, нужных для его существования и развития, и выступающее источником его активности. На восполнение нужды направлены инстинкты, в коих заданы и свойства предметов, релевантных потребности, и основные поведенческие акты, нужные для их достижения.

Потребность – это динамическая сила, исходящая от организма. Ни давление, ни потребность не существуют изолированно: удовлетворение потребности предполагает взаимодействие с социальными ситуациями и их преобразование в целях достижения адаптации; в то же время и сами ситуации, и потребности других людей могут выступать и как побуждение (потребность), и как препятствие (давление).

Потребности не остаются неизменными, но меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней. Анализ потребностей лучше начинать с их органических форм.
К набору элементарных биологических потребностей, врожденных человеку и высшим животным, нужно добавить еще потребность общения – потребность в контактах с себе подобными, в первую очередь со взрослыми индивидами, и потребность познавательную. В отношении этих двух потребностей нужно отметить два важных момента: на первых поpax они тесно переплетены друг с другом, и обе составляют необходимое условие формирования личности на всех ступенях развития. Они необходимы так же, как и потребности органические, но если последние только обеспечивают биологическое существование, то контакт с людьми и познание нужны для становления субъекта как личности.
Потребности подразделяются по характеру деятельности (деятельность оборонительная, пищевая, половая, познавательная, коммуникативная, игровая). При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи.
На первом этапе потребность, как правило, не явлена субъекту: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это вызвано. Со стороны поведения потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисков обычно происходит встреча потребности с ее предметом, чем и завершается первый этап жизни потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечением потребности (потребность: опредмечение). Самим актом опредмечения потребность преобразуется – становится определенной, потребностью именно в данном предмете.

Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.
Согласно Х. Меррею, список потребностей таков:

1) доминантность – стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;

2) агрессия – стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;

3) поиск дружеских связей – стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;

4) отвержение других – стремление отвергнуть попытки сближения;

5) автономия – стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр.;

6) пассивное повиновение – подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности;

7) потребность в уважении и поддержке;

8) потребность достижения – стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;

9) потребность быть в центре внимания;

10) потребность игры – предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;

11) эгоизм (нарциссизм) – стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;

12) социальность (социофилия) – забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;

13) потребность поиска покровителя – ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;

14) потребность оказания помощи;

15) потребность избегания наказания – сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;

16) потребность самозащиты – трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;

17) потребность преодоления поражения, неудачи – отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;

18) потребность избегания опасности;

19) потребность порядка – стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;

20) потребность суждения – стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», и пр.

Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.
Для человека характерно то, что даже те потребности, кои связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов.

Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение – в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей – одна из центральных задач формирования личности.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ — свойство живых систем воспроизводить свою ор­ганизацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений. Совре­менный этап изучения Н. характеризуется раскрытием молекулярной структуры генетического материала и выявлением важных особенностей его функциональной организации. Установлено, что хранение, воспроизведение и передача наследственной информации обес­печиваются посредством дезоксирибо-нуклеиновой(ДНК) и рибонуклеиновой (РНК) кислот.

Совокупность генов — генотип — образует целостную, исключительно слаженно и эффективно работающую систему, постоянно совершенствующуюся в процессе эволюции. Под контро­лем генотипа находятся все признаки организма — морфологические, биохимические, физиологические, вплоть до параметров В.Н.Д. уживотных и человека. Однако становление признаков и их индивидуальное выражение зависят в пределах возможностей, заданных генотипом, от конкретных условий, которые складываются для каждой особи в процессе индивидуального развития.

ОСОБЕННОСТЬ ВОЗРАСТНАЯ – в психологии – специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в ходе смены возрастных стадий развития. Характеристика их основана на выявлении психологического содержания процесса развития познавательных способностей и формирования личности на последовательных возрастных этапах онтогенеза.

Особенности возрастные образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая познавательные мотивационные, эмоциональные, перцептивные и другие характеристики индивида.

В отличие от широко варьирующихся индивидуальных особенностей, возрастные изменения отражают такие преобразования, что происходят в психике большинства представителей данной культуры или субкультуры при сравнительно одинаковых социально-экономических условиях. Особенности возрастные не проявляются в чистом виде и не имеют абсолютного и неизменного характера; на них влияют культурно-исторические, этнические и социально-экономических факторы.

Примером влияния конкретной исторической ситуации на особенности возрастные служат различия психологических, личностных качеств у людей разных, даже близких поколений. Индивидуально-психологические свойства, включая темп развития личности, также могут накладывать существенный отпечаток на особенности возрастные.

Особое значение имеет учет особенностей возрастных при обучении и воспитании. Развивающий эффект обучения прямо зависит от степени его соответствия психологическим особенностям учащихся. С другой стороны, сами возрастные возможности усвоения знаний существенно расширяются при оптимизации содержания и методов учебно-воспитательного процесса.

Выводы

Понимание проблем, возникающих у людей разного возраста, предполагает знание специфических особенностей возраста, его потребностей и условий, в которых эти потребности могут (или не могут) реализоваться. Игнорирование или недостаточный учет всех (биологических и социальных условий), непонимание механизмов возникновения проблем, ограничивает возможности помощи человеку в достижении психического здоровья.

Список литературы по теме

1. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. Под ред. М.В. Гамезо и др.- М.: Просвещение, 1984. - С. 10-13.

2. Газман О.С. От авторитарного развития к педагогике свободы. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Москва, 1995. С.16-45.

3. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. Хрестоматия по детской психологии. Учеб. пособие для студентов: Сост. и ред. Г.В. Бурменская. – М.: Институт практической психологии, 1996. - С. 49-60

4. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. В кн. «Проблемы развития психики». 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - С.509-538.

5. Мид М. Мир ребенка. /Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов /Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр Академия», 2001. – 182-187.

6. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб.: Питер, 2001. С.14-34, 35-60.

7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агенство. 1996. С.7-22.

8. Дневники развития ребенка: наблюдения и рефлексия родителей и других заинтересованных взрослых. /Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов /Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр Академия», 2001. – 106-172.

Дополнительная литература

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960, о. 438—453.

3. Давыдов В. В. Основные проблемы возрастной и педагогической пси­хологии на современном этапе развития образования. — Вопр. психологии, 1976, № 4..

4. Менчинская Н. А. Развитие психики ребенка: Дневник матери. 2-е изд. М., 1957.

Вопросы для самостоятельного повторения по теме

1. Цели личности, перспективы развития. Личность как сознательный субъект деятельности.

2. Превращение внешнего во внутреннее в процессе психического развития. Интериоризация и интеллектуализация осваиваемых предметных знаний, умений, навыков в процессе познания и деятельности.

3. Неравномерность психического развития ребенка и ее причины; развития психики в условиях сенсорных дефектов. Основные формы депривации (сенсорная, когнитивная, депривация идентичности, депривация эмоциональных отношений).

4. Причины задержки в психическом развитии. Проблема акселерации (ускорения) психического развития.

5. Какая связь существует между научением и социализацией?

6. Что означает термин «развитие»? Какую роль играют в развитии биологические процессы и окружающая среда?

7. Какая связь существует между биологическими процессами развития и процессами развития, определяемыми влиянием среды?

8. Может ли среда полностью компенсировать проблемы, обусловленные физическим развитием?

9. Какова роль активности в развитии психики?

Вопросы для форума

1. Можете ли Вы назвать основные потребности и противоречия, возникающие у Ваших близких людей (разных по возрасту: дети, родители, друзья)?

2. Каковы причины нарушения психического здоровья? Как вы можете охарактеризовать свое психическое здоровье?

Задания для контрольной работы:

1. Анализ жизненных ситуаций с целью определения факторов, влияющих на развитие личности и механизмов возникновения психологических качеств, особенностей поведения и проблем человека.

2. Выделить группы потребностей и определить их специфику, характер разрешения в зависимости от разных условий (в т.ч. возраста).

3. Пронаблюдать за поведением 2-х людей и определить мотивы их поведения (через анализ потребностей и противоречий).

4. Сравнительный анализ методов и методик исследования психики ребенка и взрослого человека (наблюдение, эксперимент, беседа, анкета и др.). Подготовка программы исследования и определение методов и методик изучения личности.

5. Составление схему наблюдения, выделить поведенческие критерии для изучения различных сторон личности ребенка (отношения к школе, самооценки, отношения к учителю и др.)

Тесты для самопроверки:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: