Глоссарий по теме

АФФИЛИАЦИЯ – стремление быть в обществе других людей, потребность в общении, в осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви. Формирование этой потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, а также со сверстниками. Тенденции к аффилиации возрастают при вовлечении субъекта в потенциально опасную стрессовую ситуацию, сопряженную с тревогой и неуверенностью в себе и вызывающую чувство одиночества, беспомощности. При этом общество других людей позволяет проверить, избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. В известной мере близость других приводит и к прямому снижению тревожности, смягчая последствия физиологического и психологического стресса. Блокирование аффилиации вызывает чувство одиночества, отчужденности, порождает фрустрацию.

ДЕПРЕССИЯ – в психологии – аффективное состояние, характерное отрицательным эмоциональным фоном, изменениями сферы мотивационной, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек испытывает прежде всего тяжелые, мучительные эмоции и переживания – подавленность, тоску, отчаяние. Влечения, мотивы, волевая активность резко снижены. Характерны мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные, тяжелые события, происшедшие в жизни человека или его близких. Чувство вины за события прошлого и ощущение беспомощности перед жизненными трудностями сочетаются с чувством бесперспективности. Самооценка резко снижена. Изменяется восприятие времени, кое течет мучительно долго. В состоянии депрессии характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость; это приводит к резкому падению продуктивности. В тяжелых, длительных состояниях депрессии возможны попытки самоубийства.

ИМПУНИТИВНОСТЬ – склонность приписывать ответственность за неудачи преимущественно внешним обстоятельствам и условиям.

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ – процесс, в результате коего субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность. Сущность персонализации – в действенных преобразованиях сферы интеллектуальной и аффективно-потребностной другого человека, происходящих в результате деятельности индивида. Понятие в этом значении введено В. А. Петровским.
Поскольку единство понятий «индивид» и «личность» не означает их тождественности, возникают различные парадоксы персонализации:
1) теоретически возможно существование индивида, не реализовавшего себя как личность (например, человек, который в силу каких-то обстоятельств оказался исключенным из социального взаимодействия); с другой стороны, возможно существование «личности» (в этом случае квазиличности) вне (без) индивида (например, некие мифические или литературные персонажи), причем преобразующее влияние исторической квазиличности может оказаться не менее действенным, чем влияние иного реально жившего человека;
2) возможна как деперсонализация творца (архитектора, изобретателя и пр.) в результате отчуждения продукта труда от его создателя, так и персонализация посредством присвоения плодов чужого труда; персонализация возможна не только как следствие приписывания себе чужих заслуг, но и как «трансляция» своих недостатков и ошибок кому-то другому; 3) третий парадокс связан с проблемой бессмертия личного (с позиций материализма): если личность не сводится к ее представленности в конкретном индивиде и продолжается в других людях, то со смертью индивида она не исчезает полностью.
С помощью феномена персонализации можно объяснить многие переживания людей, вызванные трагичностью разрыва между сохраняющейся у них персонализацией индивида и его материальным несуществованием. В подобной ситуации целостная структура личности оказывается разрушенной, сохраняется лишь одно звено – отраженная субъектность индивида как результат его персонализации.

Человека характеризует разная степень выраженности потребности и способности к персонализации. Потребность в персонализации – потребность быть личностью – это не всегда осознаваемая глубинная основа многих форм общения между людьми (альтруизма, аффилиации, стремления к самоопределению и признанию, и пр.). Единственный эффективный путь удовлетворения потребности в персонализации – деятельность, ибо именно посредством деятельности человек продолжает себя, «транслирует» другим свою индивидуальность.

Способность к персонализации – это совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, кои позволяют ему выполнять социально значимые деяния, преобразующие других людей. Она обеспечивается богатством индивидуальности субъекта, разнообразием средств, посредством коих он может в общении и деятельности выполнять персонализирующее воздействие. Во многих экспериментах выявлено, что персонализация субъекта происходит при условии его значимости для другого, референтности и эмоциональной привлекательности. В иных условиях персонализация отсутствует.

Экспериментально показано, что полноценное и социально-позитивное проявление способности к персонализации обнаруживается в общностях такого типа, как коллектив; в группах низкого уровня развития персонализация одного человека (лидера) может стать причиной деперсонализации остальных.

Выводы

Средний возраст – это время максимальных возможностей личности, время максимального влияния в политике, системе образования, банковском деле. Это возраст, когда человек достигает что позволяют ему его способности, энергия, обстоятельства. Кажется, дальше двигаться некуда. Это время кризиса 30-и лет, середины жизни, время активной переоценки собственной личности, время сомнений в себе и утраты иллюзий.И от того, как взрослый человек пройдет этот путь и преодолеет кризисы, зависит, приобрете ли он в двльнейшем черты зрелой личности.

Список литературы по теме

1. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001. – С.192-204.

2. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб.: Питер, 2001.- С. 557-638.

3. Подобина О.Б. Совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери: Дис., канд. психол.н.,: 19.00.13.М., 2005.

4. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001. –С.192-219.

5. Степанова Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых. – Л.:, 1981. – 237 с.

6. Стюарт-Гамильтон Ян. Психология старения. – СПб.: Питер, 202. – 256 с.

7. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности / Пер. с англ. – М.: Академия, 1996.

8. Сабельникова Н.В., Каширский Д.В., Чиркова И.В. Эмоциональная привязанность и удовлетворенность жизнью в среднем возрасте. Психология зрелости и старения. №1 (33), 2006 г. С.20-38.

9. Белугина Е.В. Отношение к своему внешнему облику в период середины жизни: Дис. канд. психолог.н.,19.00.05, Ростов н\Д, 2003. 199 с.

10. Леус Т.В. Представление женщины о себе как матери до и после родов: Дис. канд. психолог.н.,19.00.13, Москва, 2003. 188 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: