Представление о взрослости

В истории возрастной психологии взрослость рассматривалась как относительно стабильный период. Так, например, Э.Клапаред, характеризовал зрелость как состояние психической «окаменелости», когда прекращается процесс развития. Э.Эббингауз определял возраст 25-50 лет как неизменяемый в отношении развития памяти. В.Джемс писал, что после 25 лет взрослые не могут приобрести новые идеи. Бескорыстная любознательность проходит, умственные связи установлены, способность к ассимиляции исчерпана. Пиаже также определяя стадии становления интеллекта, ограничивает их рамками от рождения до юношеского периода включительно.

Обобщая накопленные научные данные о классификациях взрослого периода жизни, Б.Г.Ананьев показал разнообразие подходов к возрастной периодизации развития взрослого человека. Возрастные пределы взрослости определяются комплексом социальных и биологических причин зависят от конкретных социально-экономических условий индивидуального развития человека. Поэтому в настоящее время границы этого периода в условиях нашего общества составляют 17-18 лет – нижняя и 55 – для женщин, 60 лет – для мужчин – верхняя. Нижняя граница – это окончание средней школы и начало самостоятельной жизни, а верхняя граница взрослости определяется выходом на пенсию.

В развитых странах на период взрослости приходится три четверти человеческой жизни. Обычно этот период делят на три возрастных подпериода: ранняя взрослость (20-40 лет), средняя взрослость (40-60 лет) и поздняя взрослость (от 60 и более). Но даже эти возрастные ориентиры далеко не всегда точно соответствуют сложившемуся в ходе жизни субъективному представлению человека о должном поведении. Социоэкономический статус, городская или сельская среда, этническая принадлежность, исторические периоды, войны, экономическая депрессия и другие жизненные факторы, как правило, сильно влияют решения, ожидания, поведение взрослого человека. Взрослые, зарабатывающие на жизнь физическим трудом, к 30 годам могут ощущать себя в расцвете сил, а к 50 – стариками. В противоположность им, люди умственного труда могут судить о себе и обычно так о них судят другие, по тому, каков их жизненный опыт, способность к зрелому аналитическому мышлению, насколько они уверены в себе; призвание и благосостояние могут прийти к ним лишь после 40-50 лет, а продолжать продуктивно работать они могут и после 60 лет. Границы подпериодов определяются, отчасти, социальным классом: чем он выше, тем больше вероятность, что человеку доставляет удовольствие «задержаться» с переходом от одной стадии к другой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: