Задачи развития в ранней взрослости

Многие теоретики при определении главных задач развития в этот период обращаются к теории психосоциальных стадий Эриксона. Теория Эриксона является эпигенетической, то есть в ней каждый последующий период основывается на предыдущем. Развитие во взрослости зависит от разрешения проблем предшествующих периодов — обретения доверия и автономии, инициативы и трудолюбия. Главные проблемы, требующие своего разрешения в ранней взрослости, — это достижение идентичности в противоположность смешению ролей и близости в противоположность изоляции.

Достижение идентичности является центральной проблемой и для юношеского возраста. Тем не менее, многие теоретики, включая и самого Эриксона, считают, что вопросы идентичности остаются актуальными на протяжении всего периода взрослости. Процессы достижения идентичности обеспечивают чувство непрерывности опыта взрослой жизни. В связи с поисками идентичности людям приходится определять и переопределять себя, свои приоритеты и свое место в социальном мире.

Противоречие между близостью и изоляцией — другая, наиболее характерная для ранней взрослости проблема. Близость требует установления приносящих взаимное удовлетворение тесных отношений с другим человеком. Близость представляет собой единение двух идентичностей, но без утраты каждым индивидуумом своих неповторимых особенностей. Изоляция же наступает в результате невозможности или неспособности достичь взаимности, иногда вследствие того, что идентичность индивидуума настолько слаба, что возникает риск потерять себя при единении с другим.

На первый взгляд, теория Эриксона представляется еще одной стадиальной теорией развития, распространяющейся на период взрослости. Но в действительности сам Эриксон применяет ее более гибко, и потому ее можно считать моделью нормативных кризисов жизни. Полагают, что проблемы достижения идентичности и близости существуют на протяжении всей жизни. Значительные события, такие как смерть в семье, могут одновременно приводить к кризисам идентичности и близости, так как человек борется с утратой и пытается вновь найти себя при отсутствии близкого партнера. Переезд в новый город, новая работа, возвращение к учебе — это те важные перемены, которые требуют психологической и социальной адаптации. Можно посмотреть на теорию Эриксона как на руководство по решению проблем, возникающих в новых ситуациях. В новом окружении человеку может потребоваться восстановить доверие, обрести независимость, завести новых друзей и доказать свою компетентность и трудолюбие, прежде чем он действительно сможет снова почувствовать себя взрослым.

Вайллент ввел еще одну стадию, наступающую позднее в среднем возрасте между предложенными Эриксоном стадиями генеративности и целостности эго. Эта промежуточная стадия отмечена конфликтом между «сохранением смысла» и «негибкостью». Внутренние колебания и признание социокультурных ценностей, их роли и тех способов, какими их можно (или должно) сохранить до конца жизни, идут на убыль. Человек продвигается к терпимому отношению, характеризующему целостность эго, но еще не достиг его. Таким образом, на основании анализа результатов Grant Study Вайллент приходит к делению жизненного пути на 10 стадий развития вместо 8, предложенных Эриксоном.

Периодизация жизни мужчины по Левинсону

Левинсон провел углубленное исследование развития в период взрослости. Он отобрал группу из 40 мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, различной расовой, этнической и профессиональной принадлежности, у которых через определенные промежутки времени (в несколько месяцев) брал интервью. Поэтому его данные, основанные на воспоминаниях и самоанализе респондентов, более субъективны, чем результаты измерений, полученные другими исследовате­лями с помощью шкал и «оценок по слепому методу». Наряду с реконструированными биографиями этих 40 мужчин Левинсон и его ассистенты изучали биографии великих людей, таких как Данте и Ганди, в поисках устойчивых, закономерных характеристик развития во взрослости.

В жизненном цикле мужчины они выделили 3 главные эры, каждая продолжительностью около 20 лет. В течение каждой эры индивидуум выстраивает структуру жизни. Эта структура образует основу образа жизни, служа одновременно границей и связующим звеном между личностью и обществом. Структура жизни образуется преимущественно из отношений индивидуума с внешним миром, включая то, что индивидуум получает от каждого такого отношения и привносит в него. Это могут быть отношения с отдельными людьми, группами, системами и даже предметами. Для большинства мужчин центральное место занимают отношения на работе и в семье. В определенные возрастные периоды люди начинают испытывать сомнения и разрушать существующую структуру жизни. Затем они создают новую структуру, соответствующую текущим потребностям. Эта структура является доминирующей в течение устойчивого периода деятельности, пока человек не «перерастает» ее, — и весь процесс начинается заново.

Хотя первоначально Левинсона интересовал период от 35 до 45 лет — десятилетие, приходящееся на середину жизни, — он обнаружил, что полноценное развитие и адаптация на этой стадии зависят в значительной степени от роста индивидуума в период начинаний, приходящегося на возраст от 17 до 33 лет. Это время, когда молодые американцы разрешают конфликты юношеского периода, ищут себе место в обществе взрослых и связывают себя обязательствами, предполагающими стабиль­ное, предсказуемое течение жизни. Период начинаний Левинсон подразделил на 3 отдельных подпериода: переход к ранней взрослости, длящийся примерно от 17 до 22 лет; вхождение в мир взрослых — от 22 до 28 и переход тридцатилетия — от 28 до 33 лет.

Согласно Левинсону, чтобы полностью стать взрослым, молодой мужчина должен справиться с 4 задачами, возникающими в процессе развития: 1) увязать мечты с реальностью, 2) найти наставника, 3) обеспечить себе карьеру, 4) наладить нтимные отношения.

Мечты и реальность. На первом этапе периода начинаний мечты о взрослых достижениях слабо связаны с реальностью. Мечтой может быть конкретная цель, например, получить Нобелевскую премию, или ролевое притязание — стать кинопродюсером, магнатом или великим поэтом. Мужчины могут быть и более умеренными в своих мечтах, например, стать искусным мастером, деревенским философом или создать счастливую семью. Самый важный аспект мечты — ее способность вдохновлять мужчину в его нынешней деятельности. В идеальном случае молодой человек начинает выстраивать структуру своей молодой жизни, учитывая реальность, относясь ко всему с разумным оптимизмом, что помогает реализовать его мечту. Беспочвенные фантазии и совершенно недостижимые цели не способствуют росту.

Кроме тех случаев, когда мечты никак не связаны с реальностью, мечта о взрослых достижениях может остаться нереализованной из-за отсутствия благоприятных возможностей или специальных способностей, чрезмерного давления со стороны родителей или влияния таких личных черт, как чувство вины или пассивность.

В результате молодой человек может выбрать и освоить профессию, которая лишена для него привлекательности. По Левинсону, такие решения становятся источниками постоянных профессиональных конфликтов во взрослости и ответственны за отсутствие трудового энтузиазма и низкую самоотдачу. Левинсон считает, что у людей, борющихся за какую бы то ни было мечту, вероятность испытать чувство ее осуществления выше. Важно отметить, что и сама по себе мечта меняется. Молодой человек, надеющийся на пороге взрослости стать мировой звездой баскетбола, позже может найти удовлетворение в тренерской работе, воплотив этим в жизнь хотя бы часть своей юношеской мечты.

Обретение наставника. В осуществлении мечты огромную помощь молодому человеку может оказать наставник. Он способен вселить в него уверенность, разделяя или одобряя мечту и передавая мастерство и жизненный опыт. В качестве покровителя, он может повлиять на продвижение по службе своего протеже. Однако основная функция наставника состоит в том, чтобы обеспечить переход от отношений родитель—ребенок к отношениям в мире взрослых сверстников. Наставник должен в достаточной степени обладать родительскими качествами, олицетворяя высокий уровень достижений, но в то же время проявлять к ученику сочувствие и симпатию, чтобы суметь преодолеть разрыв между поколениями и установить отношения «на равных». Постепенно ученик приобретет чувство независимости и компетентности — и со временем может превзойти наставника. Нередко случается, что наставник и молодой человек внезапно прекращают отношения и расходятся.

Построение карьеры. Помимо становления мечты и приобретения наставника, молодой человек сталкивается со сложным социопсихологическим процессом построения карьеры. Он выходит далеко за рамки простого выбора профессии. Левинсон считал это задачей развития на протяжении всего периода начинаний. Подобно Эриксону, он смотрел на многочисленные компоненты формирования карьеры как на средство к достижению самоопределения в период взрослости.

Профессиональный цикл начинается в тот момент, когда мы еще очень молоды, и часто завершается уже в преклонном возрасте. Два исследователя — Доналд Супер и Роберт Хейвигхерст — разбили этот цикл на ряд этапов профессионального пути, исходя из того, какое место работа занимает в нашей жизни на том или ином ее отрезке.

Этапы профессионального пути по Суперу. Супер (Super, 1957) разделил профессиональный путь человека на 5 характерных этапов. В первую очередь его интересовали выяснение индивидуумом своих склонностей и способностей и поиск им подходящей профессии. Во время этого поиска человек развивает и уточняет профессиональную Я-концепцию.

1. Этап роста (от рождения до 14 лет). В детстве начинает развиваться Я-концепция. В своих играх дети проигрывают различные роли, затем пробуют себя в разных занятиях, выясняя, что им нравится и что у них хорошо получается. У них появляются какие-то интересы, которые могут повлиять на будущую профессиональную карьеру.

2. Этап исследования (от 15 до 24 лет). Юноши и девушки пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях. Основываясь на результатах такого самоанализа, они прикидывают возможные варианты профессиональной карьеры. К концу этого этапа молодые люди обычно уже подбирают подходящую профессию и начинают ее осваивать.

3. Этап упрочения карьеры (от 25 до 44 лет). Теперь работники стараются занять прочное положение в выбранной ими сфере деятельности. В первые годы своей трудовой жизни они еще могут менять место работы или специальность, но во второй половине этого этапа наблюдается тенденция к сохранению выбранного рода занятий. В трудовой биографии человека эти годы часто оказываются наиболее творческими.

Этапы профессионального пути по Хейвигхерсту. Хейвигхерст (Havighurst, 1964) предлагает альтернативное видение этапов профессионального пути. Его интересуют не столько потребности и способности индивидуума, сколько приобретение установок и трудовых навыков, которые позволяют людям стать полноценными работниками.

Приобретение конкретной профессиональной идентичности (от 15 до 25 лет). Человек выбирает профессию и начинает себя к ней подготавливать. Он приобретает определенный трудовой опыт, который помогает ему сделать выбор и начать карьеру.

Становление профессионала (от 25 до 40лет). Взрослые совершенствуют свое профессиональное мастерство в рамках возможностей, предоставляемых работой, и начинают продвигаться вверх по служебной лестнице.

Установление близких отношений. Процесс образования пары — обычное явление в развитии взрослого человека. Идентичность индивидуума складывается, в том числе, и из его представлений о себе как стороне относительно устойчивой пары. В силу важности этого момента в развитии взрослого человека необходимо понять, как люди выбирают своих партнеров и почему одни решают вступить в брак, а другие предпочитают сожительство.

Выбор брачного партнера. Фрейд одним из первых стал размышлять над теми причинами, по которым люди вступают в брак. Одним из краеугольных камней его психоаналитической теории является предположение о влечении, которое дети испытывают к родителю противоположного пола. Благодаря сложному бессознательному процессу, они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю, на другие, общественно одобряемые объекты — своих потенциальных супругов. Теория кюмплементарных потребностей Уинча основывается на старом как мир принципе, гласящем, что противоположности притягиваются. Это означает, что властного мужчину может привлекать кроткая женщина, а спокойного и мягкого мужчину может влечь к энергичной и прямой женщине.

Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Сентерсом, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности (например, половая и потребность в принадлежности) более важны, чем другие, и что некоторые потребности более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их.

Теория «стимул—ценность—роль», разработанная Мурштейном, гласит, что подбор супругов мотивирован стремлением каждого партнера сделать наилучшее из всех возможных приобретений. Достоинства и недостатки другого человека исследуются в процессе развития отношений с ним, когда различные факторы пропускаются через систему фильтров для определения того, стоит ли продолжать эти отношения. Такое исследование происходит на каждой из трех стадий ухаживания. На стадии стимула, когда мужчина и женщина встречаются или видят друг друга впервые, складывается первоначальное мнение по поводу внешности другого человека, его ума и умения держаться в обществе. Если первое впечатление благоприятно, пара переходит ко второй стадии ухаживания, или стадии сравнения ценностей, — времени, когда из совместных бесед мужчина и женщина должны понять, согласуются ли их интересы, установки, взгляды и потребности. В течение заключительной ролевой стадии возможные партнеры выясняют, насколько совместимо выполнение ими своих ролей в браке или другом типе отношений.

Точно так же формирование близких отношений в семье не ограничивается памятными событиями бракосочетания и рождения первого ребенка. И до, и после этих событий молодой мужчина пополняет свой опыт о себе и об отношениях с женщинами. Он должен выяснить для себя, чем он нравится женщинам и что в женщинах нравится ему; он должен понять свои сильные и слабые — психологические — стороны в сексуальной близости. Хотя некоторое представление о самом себе он получает уже в юности, в ранней взросло­сти эти вопросы все еще приводят его в замешательство и вызывают чувство вины. Только перешагнув 30-летие, мужчина развивает способность к серьезным равноправным отношениям партнерства с женщиной. Кроме того, отношения к феминным сторонам себя и других остается задачей развития на протяжении всей жизни. Первая связь с особенной женщиной (термин Левинсона) служит тем же потребностям, что и отношение наставник — ученик. Особенная женщина может способствовать осуществлению мечты, возвышая ее и заставляя партнера почувствовать себя героем. Она помогает ему при вступлении во взрослый мир, поощряя его надежды и терпя его зависимое поведение и другие недостатки. Согласно Левинсону, потребность мужчины в особенной женщине снижается со временем, при прохождении середины жизни, когда большинство мужчин достигают высокой сте­пени независимости и компетентности.

Современные исследователи семьи, как отечественные, так и зарубежные, давно и с тревогой пишут о ее кризисе. Особенно остро он проявляется в тех конкретных случаях, когда возрастной личностный кризис членов семьи приходится на кризис межличностных семейных отношений. Исследователи семьи давно заметили, что межличностные отношения в семье подвержены закономерной динамике, которая отражает естественное изменение в содержании отношений. Существует множество периодизаций с указа­нием более-менее точных возрастных границ разных периодов, но большинство исследователей сходится во мнении, что семейное счастье наиболее хрупким бывает в первые пять лет супружеской жизни и на рубеже пятнадцатилетнего совместного проживания, когда, партнерам по браку 45-60 лет. Итак, молодых людей, создавших семью (средний возраст их примерно 24 года), ждёт не только начало семейной жизни, но и критический период ее становления.

Решение жизненных задач создания, семьи требует особого опыта жизни собственного «Я» и знаний, да просто информации о человеке, который рядом. Далеко не всегда любовь дает опыт, необходимый для создания семьи, она слишком сложна для этого. Создание семьи требует опыта устройства собственного «Я» в его психологическом пространстве, то есть опыта осознания собственной концепции жизни, собственной же «Я»-концепции и концепции другого человека.

Период взросления - это и начало освоения экзистенциальных социальных ролей - роли Матери и роли Отца. Недаром в культуре существует противоречие, обладающее огромным потенциалом для проявления творческих возможностей «Я» каждого человека - противоречие между юридическими (правильными для всех) нормами осуществления семейных ролей и нравственными, даже шире - нравственно-этическими. Если юридические нормы основаны на долженствовании как ограничении, как обязательном и необходимом ограничении спонтанных проявлений человека, то нравственно-этические требования поражают своей безусловностью и неограниченностью.

В то же время существует и поддерживается (в каждой культуре) образ Настоящей Матери и образ Настоящего Отца. Это уже не роли, о которых можно достаточно конкретно сказать, как они осуществляются, это идеи, идеалы, которым можно следовать, но они труднодостижимы, так как не обладают выраженностью в конкретных действиях.

Освоение родительской роли - жизненная задача развития человека в период взросления.

Роль отца в семье - это роль кормильца. Для мужчины ощущение своей социальной силы, своей возможности организовать жизнь естественно и необходимо как дыхание, как пища. Причем не так уж порой и важно, в каком проявлении жизни он может почувствовать свою силу.

Вот здесь и начинается путь развития противоречий в освоении роли отца. Она оказывается далеко не тождественна роли мужчины. Мужчина - сила, энергия преобразования, он - деятель, он - творец, его материал - любое проявление жизни. А отец? Образ папы, лежащего на тахте или сидящего у телевизора, наиболее распространен в рисунках современных детей.

Психологическое содержание освоения роли отца о том, что в ней человек сталкивается с существованием того, что называют прав­дой жизни или реализмом, или неумолимыми закономерностями, или истиной. Становиться отцом - это значит становиться носителем этой истины - моделью правильной (для своей семьи) жизни. Тогда он приобретает то качество, которое связано с чувством опоры, надежды, уверенности у других членов семьи. Научиться быть кормильцем и опорой можно. Начать это, как считает В. Сатир, можно на любом этапе личностного развития. Вопрос только в том, во что это обойдется другим членам семьи?

Социальная роль отца трудна тем, что, на первый взгляд, кажется очевидной. Именно эта очевид­ность создает множество психологических ловушек при ее освоении. Остановимся на перечислении некоторых из них:

1)«ловушка простой цели» - отказ от наличия экзистенциальной цели в роли отца («Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»);

2)«ловушка ожидаемого долженствования», например, «Я тебе отец, поэтому ты меня должен, любить и уважать». Напомним, что уже в середине детства дети способны оценить отца и мать не только положительно;

3)«ловушка нормальности», или «все, как у людей» - потенциальный отказ от понимания и принятия уникальности своей жизни и жизней, членов своей семьи;

4)«ловушка правоты силы» или «Против лома нет приема» - отказ от всех возможных способов разрешения конфликтов, кроме силовых или связанных с демонстрацией силы;

5)«ловушка возраста» («Я еще молодой, погулять хочется», «Он - еще ничего не понимает, пусть мать с ним возится»). Ориентация на физический возраст как критерийразвитости человека;

6)«ловушка подарка» («Я ему все покупаю, что захочет...»). Подмена экзистенциальности в отношениях с предметами, игнорирование ценности личностного общения;

7)«ловушка потребительства», или «в семье можно расслабиться». Чувства других членов семьи не учитываются;

8)«ловушка превосходства пола» - заведомый отказ от способов решения жизненных задач (женским) неизвестным способом;

9)«ловушка социальной ценности пола» («Мальчик себе всегда дорогу пробьет», «Мужчину везде на работу возьмут», «Меня любая подберет»). Отказ от экзистенциальных переживаний как бессмысленных, трудных, ненужных и тому подобное;

9) «ловушка ревности к детям», необходимость считаться с тем, что внимание жены принадлежит (иногда достаточно большое время) маленьким детям, старикам и вообще другим людям.

Периодизация жизни женщины

Исследования жизненного пути взрослых женщин отчасти подтвердили теоретическую гипотезу Левинсона о том, что вхождение во взрослость состоит из выполнения 4 связанных с развитием задач — определения мечты, приобретения наставника, формирования карьеры, установления отношений с особенным человеком — и перехода 30-летия. Переход 30-летия, по Левинсону, является периодом стресса, так как в это время цели карьеры и образ жизни подвергаются переоценке. И хотя этими исследованиями установлено, что женщины решают те же задачи развития и сталкиваются с тем же кризисом 30 лет, опыт женщин довольно существенно отличается от мужского опыта. Кроме того, хотя Левинсон утверждает, что переходные периоды как у женщин, так и у мужчин тесно связаны с возрастом, другие исследователи установили, что для женщин стадии семейного цикла, по-видимому, являются лучшим индикатором переходов, чем возраст. А потому для женщин может и не быть переходов 30 (40 и 50)-летия. Скорее, переходами могут стать рождение ребенка или оставление выросшими детьми родительской семьи.

Различия в мечтах. Возможно, самым поразительным различием между полами оказывается различие в мужских и женских мечтах. Фактически, оно настолько велико, что Левинсон обсуждает гендерное расщепление как феномен взрослого развития. Как для мужчин, так и для женщин мечта имеет центральное значение. Но если мужские мечты о будущем в целом носят однородный характер и связаны с работой, то женским мечтам часто присуща раздробленность. В исследовании Левинсона женщины, преподающие в университете, и женщины, занимающиеся бизнесом, стремились сочетать карьеру и замужество, хотя и делали это по-разному. Первые были менее честолюбивыми и более готовыми отказаться от карьеры, поскольку могли продолжать стимулирующую интеллект деятельность и после рождения ребенка, участвуя в делах общины. Деловые женщины стремились сохранить работу и после появления детей, хотя бы и в более низкой должности. Одни только домохозяйки имели однородную мечту: все свое время они хотели посвятить обязанностям жены и матери, как это делали когда-то их собственные матери.

Роль матери начинается с освоения идеала Женщины и Мужчины, с освоения самой идеи о смысле жизни, переживания возможности понять другого человека, с переживания своей собственной силы воздействия на другого человека, Него на тебя. Это школа духовного сближения, пак пишет Л.А. Никитина, которая подготавливает человека к любви, определяя не только продолжительность и глубину чувств, но и сам выбор любимого или любимой.

По сути дела начало освоения материнской роли требует, призывает к актуализации сил для нового осознания смысла жизни, чтобы воплотить его в отношении с маленьким человеком.

Природа устроила женский организм так, что после родов в нем прибывают силы и энергия. Это нормальная реакция нормального организма. Но силы эти могут быть потрачены впустую, если они не создадут основы для новых переживаний ценности своей жизни для женщины. В этот момент практически решается по-новому вопрос о ее любви к самой себе, в частности, это проявляется в самооценке, кото­рая, как известно, зависит от оценки других людей. Если женщина будет чувствовать себя любимой и значимой, она перенесет эту любовь и на ребенка. Он не будет восприниматься как «помеха» в отношении супругов. Об этом приходитс писать, так как одна из трудностей освоения женщиной роли матери состоит в том, что ей приходится переживать «борьбу» за ее же любовь и внимание со стороны мужа. Противоречивость роли матери приводит даже к тому, что женщина начинает себя вести в отношении и ребенка (детей), и мужа по-матерински, то есть происходит смещение ролей жены и матери, что сразу же вызывает санкции - возникают конфликтные отношения. Санкции вызваны тем, что смещение ролей приводит мужчину к переживаниям потери индивидуального места в структуре семейных отношений. Чувство потери собственного места обычно связано с тем, что нет другого человека (в данном случае, жены), который бы фиксировал, обозначал это (именно это, а не какое-то другое) место как психологическое пространство «Я».

Так проявляется одно из важнейших свойств роли - она не только предполагает реальное и ожидаемое поведение, чувства, цели, адекватные (или, якобы адекватные) ей, но и санкции, то есть наказания за несоответствие индивидуаль­ного поведения роли. Юридические нормы, фиксирующие правильное выполнение роли, не предполагают большого разнообразия индивидуальных вариантов ее выполнения Они определяют, и достаточно жестко, место, социальное пространство, необходимое для осуществления роли наря­ду, а не вместо других ролей.

Освоение женщиной ее роли матери в период взросления осложняется еще и тем, что именно в этом возрасте решается задача развития деловой карьеры. Это задача поиска и осуществления своего «Я» в системе социальных отношений, не в пространстве семьи, а в пространстве общества. За этим стоит еще одно экзистенциальное, важное для женщины переживание, связанное с определением ею своего назначения. Принятие ею решения, о карьере (или отказ от карьеры) - это сложная работа по построению отношений к своим собственным силам, это построение образа своей жизни в целом как жизни своего собственного «Я».

В более ранних исследованиях мечты большинства женщин также включали карьеру и замужество, и значительная их часть придавала больший вес браку. Только немногим меньше 18 % женщин, связывали свои мечты исключительно.с успехами на службе; и еще меньше — чуть более 15 % — ограничивали свои планы на будущее традиционными ролями жены, матери и помощницы. Однако даже те женщины, которые мечтали и о карьере, и о браке, умеряли свои мечты, учитывая интересы мужей, и, таким образом, осуществляли традиционные ожидания в рамках современного образа жизни.

Женщины в исследовании Левинсона также считали, что сочетать карьеру и семью крайне сложно. Ни одна из деловых женщин, например, не оценивала свое решение иначе, как «необхо­димое». Хотя коллеги и члены семьи считали, что эти женщины добились успеха, сами они чувствовали, что жертвуют либо карьерой во имя семьи, либо семьей ради карьеры. Домохозяйки в исследовании Левинсона тоже не были особенно счастливы. В возрасте от 35 до 45 лет только 20 % из них продолжали состоять в традиционном браке, 30 % были официально разведены, а еще 30 % чувствовали себя психологически «разведенными» со своими мужьями. Оставшиеся 20% пытались переопределить значение своего брака, часто к досаде мужей. Таким образом, несмотря на различия в подходах исследователей, большинство женщин, по-видимому, острее чувствует конфликт между карьерой и семьей, чем мужчины.

Различия в отношениях с наставниками. Другая сфера, в которой опыт мужчин и женщин сильно различается, — это отношения с наставниками. Хотя считается, что иметь наставника в период ранней взрослости важно и для карьеры, и для устройства в жизни, женщины вступают в такие отношения реже, чем мужчины. Частично проблема заключается в том, что не так уж много женщин занимают положение, позволяющее им руководить, давать советы или оказывать покровительство молодым женщинам по месту их работы. Когда же роль наставника женщины берет на себя мужчина, отношения между ними могут быть «нарушены сексуальным влечением друг к другу». Иногда в качестве наставников могут выступать мужья или возлюбленные, но здесь выполнение этой функции осложняется противоречащими ей требованиями личных отношений. Когда женщины утверждают свою независимость и продолжают работать полный рабочий день, либо требуют равенства в отношениях, мужья и партнеры часто лишают их поддержки. Даже тем женщинам, которые целиком сосредоточены на карьере, редко удавалось найти наставников, которые помогли бы им реализовать мечту.

Женщины могут испытывать те же трудности при поиске особенного мужчины, который поддержал бы их мечты. Хотя муж или возлюбленный иногда выступают в этой роли, особенно в период ранней взрослости — на этапе ухода из-под влияния родителей, близкий мужчина редко поддерживает женскую мечту, если она начи­нает угрожать его превосходству. Следовательно, он не исполняет всех функций особенного мужчины: например, не содействует личностному и профессиональному росту своей избранницы.

Различные пути к профессиональному успеху. Женщинам не только труднее, чем мужчинам, найти особенного человека, они и свою карьеру устраивают значительно позже. В более раннем исследовании Левинсона большинство мужчин «завершали [свое] профессиональное ученичество и полностью достигали статуса зрелости в сфере труда» к концу перехода 30-летия. В противоположность им, женщины, в основном, не переставали числиться новичками в профессиональном мире вплоть до достижения ими среднего возраста. Дроэдж даже обнаружила, что у большинства женщин, начавших свою карьеру где-то после 20 лет, «период ученичества» длился лет до 40, а то и позже. Дроэдж отмечала также, что женщины в период средней взрослости все еще не оставляли попыток добиться повышения по службе и не были готовы к переоценке своих профессиональных целей и достижений. Адаме (Adams) исследовала группу женщин-юристов и, в противоположность этому, обнаружила, что они делали свою карьеру по образу мужчин вплоть до перехода 30-летия. В этой точке жизненного пути у женщин происходило переключение интереса с достижения профессионального успеха на получение удовлетворения от личных отношений. В этом также состоит их отличие от мужчин, для которых карьера остается основной задачей при переходе 30-летия.

Различия в процессе переопределения жизненных целей и планов. Переход 30-летия чреват стрессами, как для мужчин, так и для женщин, и в этом отношении выводы Левинсона, сделанные в ходе исследования мужчин, можно распространить и на женщин. Но в других отношениях мужчины и женщины по-разному реагируют на процесс пересмотра жизненных целей, планов и ценностей, который имеет место в период от 28 до 33 лет. Мужчины могут сменить работу или изменить образ жизни, но их сосредоточенность на работе и карьере не меняется. У женщин иначе. Во время перехода 30-летия они обычно меняют приоритеты, установленные в начале ранней взрослости.

Женщин, ориентированных на замужество и воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели; в то же время те, кто отдавал свои силы работе, теперь, как правило, направляют их в лоно семьи и брака. Представления мужчин о своем будущем положении и о том мире, который их будет окружать, обычно проще и не столь разнородны, как у женщин. Женщинам, именно вследствие разнородности их устремлений, значительно труднее достичь своих целей, чем мужчинам.

Мечты женщин и социальные перемены. То, что женские мечты сильнее подверглись воздействию социальных перемен, и явилось, возможно, одной из причин их большей раздробленности. Согласно данным одного исследования, в конце 50-х и в 60-х годах «лучше приспособленные» к жизни женщины имели однозначную мечту: стать домохозяйкой и матерью. Эта мечта устарела, как только перемены в обществе привели женщин в ряды рабочей силы. К середине жизни участницы этого исследования, ориентированные на традицион­ную женскую роль, уже не были самыми приспособленными к жизни. Наоборот, по сравнению с работающими женщинами, контроль над ними был сильнее, а их положение более зависимо.

Идея здесь в том, что для чувства собственного благополучия важно соответствовать одобряемым в обществе ролям. Роль современных молодых женщин ясно подразумевает сочетание карьеры и семьи. С другой стороны, все еще не приходится ждать, что молодые мужчины действительно возьмут на себя обязанности по дому и уход за детьми.

Одной из серьезных проблем в ранней взрослости является переживание кризиса 30 лет. В российской психологии проблеме кризиса 30 лет уделялось особое внимание: ОВ.Хухлаева, И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий, А.В.Толстых; в зарубежной: Г.Крайг, Д.Бокум, Д.Левинсон, Г.Шихи.

Большинство исследователей акцентируют внимание на социально-обусловленных причинных возникновения кризиса 30 лет у мужчин и биологически обусловленных причинах такого кризиса у женщин – схожесть кризисных признаков у мужчин и женщин, и наличие у женщин социально-биологических причин.

Общие характеристики мужчин и женщин.

Ø Неудовлетворенность профессиональной реализацией;

Ø Неудовлетворенность личными взаимоотношениями;

Ø Неудовлетворенность финансовым положением;

Ø Переоценка жизненного замысла;

Ø Депрессивное состояние;

Ø Осознание ограниченности времени; неготовность к родительству;

Ø Потребность в стабильности;

Ø Специфическое ощущение 3—и летнего рубежа.

Специфические особенности кризиса 30 лет у мужчины:

Ø Субъективное осознание взрослости;

Ø Потребность в изменении;

Ø Деструктивное поведение.

Специфические особенности кризиса 30 лет уженщин:

Ø Противоречие между карьерными и семейными устремлениями;

Ø Страх конкуренции в личностной и профессиональной областях

Ø Страх старения и смерти;

Ø Потребность в новом круге общения.

Психологическое содержание кризиса 30 лет – это первая реальная встреча с ограниченностью времени жизни. Переживания этого времени концентрируются вокруг окончательного ухода молодости, традиционно считающегося самым лучшим жизненным периодом. Этот кризис связан с коррекцией плана жизни с высоты накопленного опыта, создания более рациональной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: