Изменения в познавательной сфере

Научение, память, решение проблем и многие другие когнитивные процессы, конечно же, не прекращаются с наступлением взрослости. Во взрослости практически невозможно определить стадии когнитивного развития. Вопрос, имеющий практическое значение: касаются перемены в познавательной сфере взрослого человека только накопления знаний (компетентность), или изменения касаются и интеллектуальной деятельности человека?

Продолжается ли когнитивное развитие после юности? Данные не позволяют однозначно ответить на эти вопросы. Раньше ученые полагали, что интеллектуальные способности достигают своего пика в конце юности или начале взрослости, но в основе этих взглядов лежало неправильное толкование результатов исследований. Одно из таких исследований было, например, проведено во время Первой мировой войны, когда всех призывников подвергли тестированию с целью оценки их общего интеллекта. Было установлено, что молодежь — от 15 до 25 лет — в среднем лучше справлялась с интеллектуальными тестами, чем призывники старшего возраста. Аналогичные результаты были получены и в исследованиях 30-х и 40-х годов. Оценки людей старшего поколения все время были ниже, чем у молодежи. Подобные результаты получаются практически всегда, когда каждая обследуемая возрастная группа представлена разными людьми, то есть когда исследование проводится методом поперечных срезов.

Но в конце 40-х годов, когда ученые, используя лонгитюдный план, обследовали одних и тех же людей в разном возрасте, были получены прямо противоположные результаты. В лонгитюдных исследованиях испытуемые обычно демонстрируют рост оценок по интеллектуальным тестам, по крайней мере, в период от 20 до 40 лет, переходящий в плато где-то в районе 45 лет. Чем объяснить разницу в результатах этих двух по-разному спланированных исследований? В исследовании методом поперечных срезов разные возрастные группы представлены разными людьми. В группах старшего возраста в данном случае было больше иммигрантов и малообразованных людей (исследования проведены в США). Представители младших групп обладали лучшим здоровьем, большинство из них окончило среднюю школу, а многие успели поучиться в колледжах. Оценки по тестам интеллекта представителей старших возрастных групп совсем не обязательно было считать предсказанием будущего более молодых, здоровых и образованных представителей младших групп. Действительно, как показывают лонгитюдные исследования, у более образованных людей отмечается тенденция к более продолжительному росту оценок по уровню интеллекта на протяжении взрослости, чем у менее образованных.

Какие когнитивные способности возрастают?

В юности успешно выполняются задания на скорость, высокий уровень механической память (возможно имеющие физиологическую природу и упражняемость – у школьников). У людей, специализирующихся на психологии – вероятностное мышление; в гуманитарном колледже у учащихся преобладает традиционная логика; у архитекторов – пространственно-визуальное мышление.

Способность к рассуждениям продолжают развиваться на протяжении всей жизни. Однако все сходятся в одном - образование и жизненный опыт сказываются на когнитивном развитии в период взрослости.

Клаус Ригель выделяет понимание противоречий как важное достижение когнитивного развития взрослости. По Ригелю, если и есть 5-я стадия когнитивного развития, следующая за 4-й, описанной Пиаже, то это диалектическая стадия, на которой человек обдумывает противоположные мысли и синтезирует или интегрирует их. Особенно важный аспект диалектического мышления – интеграция идеального и реального. Практический, реальный мир служит диалектической коррекцией искусственности абстрактного, формально-операционного мышления (идеального). В этом и заключается сильная сторона мышления взрослого человека. Лэйбоуви-Виф считает, что взрослые люди становятся автономными и обретают способность справляться с противоречиями и неопределенностями своего жизненного опыта. Характерной особенностью когнитивной зрелости взрослого человека является развитие навыков самостоятельного принятия решений.

В ранней взрослости человек использует свои интеллектуальные способности, чтобы сделать карьеру и избрать стиль жизни.

Стадии развития взрослого мышления по Шайи. Отличительным признаком взрослого мышления является гибкость, с которой взрослые могут использовать все те когнитивные способности, которыми к этому времени обладают. Шайи (Schaie) полагает, что в детстве, отрочестве и юности мы приобретаем все более сложные структуры для понимания и объяснения мира. Мощные инструменты мышления на уровне формальных операций являются высшим достижением этого периода. Шайи называет его периодом приобретения. В ранней взрослости человек использует свои интеллектуальные способности, чтобы сделать карьеру и избрать стиль жизни. И Шайи называет это время периодом достижения. Это важный период в когнитивном развитии взрослого человека, период, в котором мы применяем в жизни наши способности думать, решать проблемы и принимать решения. Однако речь здесь не о решении заданий интеллектуальных тестов или даже абстрактных проблем. Большей частью подразумевается, что достигший взрослости человек должен принимать личные решения, которые складываются в план его жизни.

Люди, которые успешно справляются с этим, приобретают определенную степень личной независимости и переходят к следующей фазе в использовании когнитивных навыков — периоду социальных обязанностей. Согласно Шайи, в среднем возрасте мы используем наши когнитивные способности, чтобы решать проблемы других, — в семье, общине и на работе. У некоторых эти обязанности могут быть довольно сложными, требующими налаживания отношений в организациях и предполагающими разносторонние знания. Такие люди имеют возможность проявить свои когнитивные способности, выполняя административные функции, в дополнение к тем социальным обязательствам, которые они принимают. Наконец, в более позднем возрасте характер решаемых проблем вновь меняется. Главной задачей становится задача реинтегрирования субъективных следов событий всей предшествующей жизни — осмысление своей жизни как целого и оценка пройденного пути. Из чего следует, что для Шайи суть когнитивного развития в период взрослости заключается не в расширении круга способностей и не в изменении их структуры. Скорее, она состоит в гибком использовании интеллекта в разные периоды жизни человека.

Ряд теоретиков, занимающихся проблемами морального развития и самопознания, рассматривает взрослость как время непрерывного изменения и роста. Кеган (Kegan), например, подчеркивает, что люди продолжают развивать смысловые системы почти на протяжении всей взрослой жизни. В своих построениях он опирается на классический подход Пиаже и другие теории когнитивного развития. Кеган выделяет несколько уровней «создания смыслов» — смысловых систем, которые приводят в порядок наш жизненный опыт, организуют мышление и чувствование и вызывают то или иное поведение. По мере вхождения во взрослую жизнь наши индивидуальные смысловые системы становятся уникальными, и тем не менее сохраняют некоторую общность со смысловыми системами других людей, находящихся на той же стадии возрастного развития. На каждой стадии старое становится частью нового, так же как у детей конкретное понимание мира становится частью исходных данных для мышления на уровне формальных операций. Согласно Кегану, большинство из нгас продолжает структурировать и реструктуировать свое понимание мира вплоть до 40 лет и даже позже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: