Определение кризиса

Наверное, сегодня трудно найти человека, который бы никогда и ничего не слышал о жизненных кризисах: кризис трех лет и тридцати трех, кризис подростковый и кризис среднего возраста…

От рождения до смерти каждый из нас идет своей дорогой. Мы следуем по жизненному пути, медленно поднимаемся по возрастным ступенькам, которые в строгой очередности сменяют друг друга. Но выйти из одного возраста и войти в другой, оказывается, не так-то просто. Для этого (по крайней мере, так считают психологи) совершенно необходимо прожить очередной жизненный кризис, который показывает, что пришло, наконец, «время изменений». Кризис напоминает нам о необходимости разобраться в своих мыслях и чувствах, осмыслить предыдущие успехи и неудачи, сделать выводы на будущее, отделить главное от второстепенного, отличить реальное от иллюзорного, продумать, как использовать свой ресурс, вспомнить о планах и мечтах, которые так и остались неосуществленными. Не составляет большого труда заметить, что проблемы, возникающие в том или ином возрасте у разных людей, примерно одинаковы. У подростков они связаны с поиском своего места среди сверстников, взаимоотношениями с родителями и педагогами. У более взрослых людей - с выбором профессии, поиском любимого человека, созданием семьи. Но все же, возрастные границы каждого кризиса весьма приблизительны и условны, ведь в первую очередь они связаны с психологическими, а не биологическими изменениями. Поэтому не удивительно, что у одних людей возрастные "ураганы" могут прийти позже или длиться дольше, чем у других.

Кризис происходит от греческого глагола с множеством значений, среди которых: разделять, отделять, различать, выделять и т. д. Вот еще однокоренные слова, давно освоенные нашим языком и сознанием: критика, критерий. Критиковать - это значит разделять, критерий – это то, что помогает нам отделить одно от другого. Суммируя, получаем, что кризис - это нечто разделяющее, в нашем случае событие в жизни человека, отграничивающее один период его развития от другого.

В отечественной психологии термин «возрастной кризис» введен Л.С. Выготским и определен как целостное изменение личности, регулярно возникающее при смене стабильных периодов.

Кризис (возрастной) в психологии определяется как условное наименование переходных этапов развития.

В отличие от кризисов невротического или травматического характера, возрастные кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития. Возрастные кризисы могут возникать при переходе от одной возрастной ступени к другой, они связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений, отношений деятельности и сознания.

Одной из специфических характеристик возрастных кризисов как объекта психологического анализа является та, что каждый отдельный поведенческий акт не может быть атрибутирован как кризисный, поскольку представляет собой лишь элемент целостного акта развития, называемого возрастным кризисом.

Подробно изучены в отечественной возрастной психологии кризисы детских возрастов. Значительно менее изучены кризисы зрелых периодов и старости. Известно, что такие переходные моменты возникают заметно реже, чем в детстве, и обычно протекают более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Тем не менее, происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности.

Роль кризисов в развитии человека

Л.С. Выготский понимает развитие как внутренне детерминированный, целенаправленный процесс, который протекает не равномерно, а противоречиво, через возникновение и разрешение внутренних конфликтов. Поэтому он обращает внимание на переходные, или критические, периоды, когда за небольшие промежутки времени в ребенке происходят такие изменения, которые заметны окружающим. По мнению Л.С. Выготского, кризис, или критический период, - время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития. Содержание кризиса – это распад сложившейся социальной ситуации и возникновение новой. Основными характеристиками кризисных периодов по Л.С. Выготскому, можно назвать:

· наличие резких изменений в короткие промежутки времени;

· неотчетливость границ кризиса, то есть трудность определения моментов его наступления и окончания;

· конфликты с окружающими и трудновоспитуемость ребенка;

· наличие разрушения в развитии, то есть «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии».

Положения Л.С.Выготского применяются для понимания закономерностей развития взрослого. Кризисы взрослых имеют ряд особенностей по сравнению с кризисами у детей: они не имеют столь жестокой привязанности к возрасту. Могут подготавливаться постепенно, но могут возникать и внезапно в случае появления резких изменений в социальной ситуации человека.

В отличие от Л.С. Выготского и его последователей А.Н. Леонтьев разводит понятия «критический период» и «кризис». Если критический период – неизбежный переход с одной стадии психического развития на другую, то кризисов может не быть при адекватном управлении извне процессом развития.

В зарубежной психологии наиболее распространена эпигенетическая концепция Э. Эриксона. По его мнению, сущностью каждого кризиса является выбор, который человек должен сделать. Выбор осуществляется между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач развития. Характер выбора сказывается на дальнейшей жизни человека: ее успешности или неспешности. Через кризисы и сопутствующие им выборы происходит развитие идентичности человека. Таким образом, кризис, по Э.Эриксону, обозначает конфликт противоположных тенденций, возникающий как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивиду. Он не является деструктивным. Наоборот, Э.Эриксон употребляет понятие «кризис» в контексте представлений о развитии, чтобы выделить «не угрозу катастрофы, а момент изменения, критический период повышенной уязвимости и возросших потенций, и вследствие этого онтогенетический источник хорошей или плохой приспособляемости».

По мнению Г.Крайга, теория психосоциальных стадий Э. Эриксона продолжает обеспечивать важную теоретическую базу для изучения взрослости. Многие теоретики при определении главных задач развития в период взрослости обращаются к теории Э. Эриксона.

Большое внимание роли кризисов уделяет Д.Левинсон. Он отмечает, что жизнь состоит из чередования периодов стабильного состояния и периодов изменения. Период изменения наступает, когда человек, относительно довольный своей жизнью, начинает видеть ее в новом свете, то есть понимает, что одни моменты своей жизни он переоценивал, а другие – недооценивал. Он может осознать, что не проявляет свои способности, не реализует идеалы. У него может быть смутное сомнение, что с ним что-то не так. И лишь когда человек начинает понимать, что ему необходимо изменить что-то не в социальном окружении, а в самом себе, он начинает строить новую жизнь на реальной основе.

Понимание кризиса как органической части процесса развития личности присутствует также в работе психологов экзистенциально-гуманистического и трансперсонального направления – Р.Асольджи, С.Грооффа, А.Маслоу, К.Юнга. Кризис рассматривается ими в аспекте духовного роста человека. Отказ от духовного пути на индивидуальном уровне приводит к обыденному, несчастливому, не удовлетворяющему человека образу жизни, растущему числу эмоциональных и психосоматических проблем.

Таким образом, по мнению большинства исследователей, кризисный период затрудняет движение и развитие, но при этом открывает новые возможности, побуждает внутренние резервы человека. Что именно принесет ему кризис, будет зависеть от него самого.

Еще одно важное замечание: Традиционно кризис ассоциируется с той или иной жизненной неудачей, негативными переживаниями. Чаще всего это действительно так. Но, как утверждает О.В. Хухлаева, кризисную ситуацию может вызвать и существенное жизненное достижение, приводящее к качественному изменению состояния и сопровождающееся сильными позитивными чувствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: