Слайд 34

4 причины концентрации рабочих мест в городах по А.Селивану:

1. Сравнительное преимущество, которое появляется в результате различий в уровне производительности труда. Эти различия должны быть достаточно велики, чтобы компенсировать транспортные издержки.

2. Эффект масштаба на транспорте.

3. Внутренний эффект масштаба производства

4. Эффект концентрации. Крупный промышленный город появляется вследствие эффекта концентрации производства. Располагаясь рядом одна с другой, фирмы могут выпускать продукцию по более низкой себестоимости. Это пример положительного внешнего эффекта в производстве: стоимость производства на конкретном предприятии снижается по мере того, как производство на других предприятиях растет. Существуют два типа эффекта концентрации: эффект локализации и эффект урбанизации(с. 27, Валиев Ш.З., Казакова Т.Е., Ишмеева А.С. Экономика города: Учебное пособие / Валиев Ш.З., Т.Е. Казакова, А.С. Ишмеева. – Уфа: Уфимск. гос. акад. экономики и сервиса, 2008. – 246 c.). Эффект локализации имеет место в том случае, если себестоимость производства на предприятиях конкретной отрасли снижается по мере того, как совокупный объем производства предприятий отрасли возрастает. Положительные внешние эффекты, лежащие в основе эффекта локализации, реализуются фирмами конкретной отрасли. Для того чтобы получить эффект локализации, фирме необходимо располагаться рядом с другими фирмами отрасли, поэтому для снижения себестоимости производства фирмы группируются в одном месте. В основе эффекта локализации лежат три главные причины: эффект масштаба производства промежуточных факторов производства, формирование единого рынка труда и перелив знаний (с. 27, Валиев Ш.З., Казакова Т.Е., Ишмеева А.С. Экономика города: Учебное пособие / Валиев Ш.З., Т.Е. Казакова, А.С. Ишмеева. – Уфа: Уфимск. гос. акад. экономики и сервиса, 2008. – 246 c.). Эффект «перелива знаний». Работники разных фирм меняют место работы и переносят полученные знания в новые места. Положительным моментом этого является то, что это в некоторой мере позволяет преодолевать проблему устаревания знаний (с.50. Пивоварова М.А. Экономическое развитие инновационного типа: сущность, модели и национальные особенности (с. 48). Форсирование индустриально-инновационного развития экономики: теория, методология, практика. Экономические исследования / Под ред. Д.э.н., профессора А.А.Абишева. – Алматы: Экономика, 2009. – 648 с.). Эффект урбанизации – второй тип эффекта концентрации производства – имеет место в том случае, если производственные затраты одной фирмы снижаются по мере роста совокупного объема производства на территории города. Эффект урбанизации отличается от эффекта локализации в двух отношениях. Во-первых, эффект урбанизации появляется в результате роста масштаба экономики всего города, а не только конкретной отрасли. Во-вторых, эффект урбанизации несет выгоды фирмам всего города, а не только фирмам одной отрасли(с. 27, Валиев Ш.З., Казакова Т.Е., Ишмеева А.С. Экономика города: Учебное пособие / Валиев Ш.З., Т.Е. Казакова, А.С. Ишмеева. – Уфа: Уфимск. гос. акад. экономики и сервиса, 2008. – 246 c.). Эффект урбанизации появляется по тем же причинам, что и эффект локализации Фирмы различной отраслевой принадлежности сообща пользуются услугами одних и тех же поставщиков промежуточных производственных факторов, что позволяет реализовать эффект масштаба в предоставлении деловых (услуги банков, страховых компаний, риэлтерских фирм, гостиниц, содержание зданий, услуги издательских и транспортных компаний) и коммунальных услуг (автомобильные дороги, общественный пассажирский транспорт, школы, пожарная охрана). Крупные города обеспечивают также наличие единого общегородского рынка труда. Если колебания в спросе на рабочую силу со стороны предприятий различных отраслей не совпадают, то крупный город обеспечивает стабильный уровень совокупной занятости. Когда рабочее место исчезает в одной отрасли, существует вероятность того, что оно появится в другой. В крупных городах затраты на поиск и смену работы ниже, в связи с чем фирмам гораздо легче увеличивать и сокращать свою штатную численность (с. 27, Валиев Ш.З., Казакова Т.Е., Ишмеева А.С. Экономика города: Учебное пособие / Валиев Ш.З., Т.Е. Казакова, А.С. Ишмеева. – Уфа: Уфимск. гос. акад. экономики и сервиса, 2008. – 246 c.).

Эффект локализации ведет к появлению групп фирм одной и той же отрасли. Совместно используя услуги поставщиков промежуточных факторов производства, фирмы с выгодой для себя используют эффект масштаба производства специальных факторов. Группа привлекает к себе как пользователей промежуточных факторов (пошив одежды, штаб-квартиры, организации НИОКР), так и поставщиков (изготовители пуговиц, рекламные агенты, юридические конторы, фирмы, предлагающие испытательное оборудование). Среди других источников эффекта локализации можно отметить формирование единого рынка труда (коллективное использование пула рабочих) и перелив знаний (распространение информации о новых продуктах и новых методах производства) (с.59, Селиван А. Экономика города. М.: ИНФРА-М, 2002, 706 с.).

Эффект урбанизации способствует объединению в группы фирм из разных отраслей. Фирмы в городах получают выгоды от эффекта масштаба, пользуясь деловыми услугами (ремонт автомобилей, банковские услуги, страхование, перевозка, рекрутинговые агентства) и местными общественными услугами (городской транспорт, школа). Фирмы в городах могут также использовать пул рабочей силы и перелива знаний (с.59, Селиван А. Экономика города. М.: ИНФРА-М, 2002, 706 с.).

Пол Кругман анализируя эффект локализации приводит пример города Дэлтона (США). Кэтрин Ивенс, в 1895 году, решила в качестве подарка на свадьбу своими руками легкое постельное белье по забытой когда то технологии шитья методом стежки или вышивка «фитильками». Подарок понравился невесте и всем гостям и в течение нескольких последующих лет Кэтрин Ивенс усовершенствовала свою технику и изготовила несколько вещей для своих знакомых и несколько на продажу. В этом городке организовалось несколько точек по кустарному изготовлению аналогичных вещей используя стеганную технику. После второй мировой войны, был создан станок для производства тканных ковров, которые конечно же снизили трудозатраты на его производство. Новые изготовители ковров решили открыть свои производства именно в Дэлтоне, так как только там они могли найти достаточное количество рабочих рук, знакомых с технологией создания тканных вещей. Рядом с городом разместились фирмы по поставке красителей, подкладки и другие промежуточные факторы производства. Некоторые фирмы, не смогли выиграть в конкурентной борьбе и закрылись, но некоторые сместились к Дэлтону. К середине 1950-х годов Дэлтон стал ковровой столицей: из 20 крупнейших ткацких фабрик 6 находились в Дэлтоне, а 13 находятся по близости от него (с.59, Селиван А. Экономика города. М.: ИНФРА-М, 2002, 706 с.).

В целом, города, с их огромным разнообразием промежуточных факторов производства создают благоприятные условия для новых отраслей.

Локализация новых производственных центров в городах сопровождается ростом обслуживающих отраслей, услуги которых направлены на потребности ведущих производственных центров. К обслуживающим отраслям можно отнести отрасли инфраструктурной сферы (ЖКХ, транспорт, инженерная инфраструктура, социальная инфраструктура (садики, школы, поликлиники, больницы и т.п.), информационная инфраструктура) и институциональной инфраструктуры (финансовая инфраструктура, научно-техническая инфраструктура, правовая инфраструктура, инфраструктура поддержки предпринимательства).

Материализация субъектов инфраструктуры реализуется в совокупности малых предприятий, обслуживающих ведущие отрасли.

Важно, что передовые страны оставляют НИОКР внутри страны.

Влияние указанных эффектов компактного проживания людей и размещения производств на развитие региона можно анализировать с помощью диаграммы Ишикавы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: