Функционал деятельности педагогов и педагогических учреждений достаточно разнообразен. Возникает необходимость в профессионально-нравственных регуляторах отдельных аспектов профессиональной деятельности.
Этические принципы взаимодействия педагогов и учащихся в учебной деятельности
Социальный психолог Д.А. Белухин в книге «Педагогическая этика: желаемое и действительное» (2007 г.) обосновывает следующие принципы как ориентиры поведения педагога во время учебных занятий:
1. принцип равенства в общении и партнерства в совместной деятельности;
2. принцип приоритета феноменологического (личностного) характера педагогической деятельности над технологическим;
3. принцип разнообразия целей и задач педагогического взаимодействия;
4. принцип творчества (креативности);
5. принцип актуализации;
6. принцип идентификации;
7. принцип психотерапевтического характера педагогического взаимодействия;
8. принцип положительного эмоционального фона педагогического взаимодействия;
|
|
9. принцип личностной органичности в отборе методик организации педагогического взаимодействия.
Этические принципы оценочной деятельности педагогов
Оценочная деятельность является одной из наиболее сложных для педагогов. Базовая ценность этого вида деятельности – справедливость. На реализацию этой ценности направлены 5 принципов, которые представлены в Кодексе профессиональной этики преподавателя-экзаменатора (разработан на кафедре психологии МГУ).
1. Принцип объективности
2. Принцип равенства условий
3. Принцип справедливой дифференцированности оценок
4. Принцип личностного уважения к учащимся, получающим низкие оценки
5. Принцип независимости