Тема 4. Ценностное содержание профессиональной педагогической этики
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Понятие «ценность». Моральные ценности и их отражение в категориях этики.
2. Принципы как формы выражения моральных ценностей. Принципы профессионально-трудовой этики.
3. Базовые принципы педагогической этики как ориентиры деятельности.
4. Частные принципы педагогической этики:
4.1 Этические принципы взаимодействия педагогов и учащихся в учебной деятельности.
4.2 Этические принципы оценочной деятельности педагогов.
4.3 Этические ценности и принципы высшего образования.
Литература
1. Асташова, Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / Н.А. Асташова. – М., 2000. – С. 30-46.
2. Белухин, Д.А. Педагогическая этика: желаемое и действительное / Д.А. Белухин. – М.: МПСИ, 2007. – С. 62-109.
3. Бухарестская декларация этических ценностей и принципов высшего образования в Европе (2004 г.)
4. Кодекс профессиональной этики преподавателя-экзаменатора (Электронный вариант).
5. Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика: учеб. пособие / Т.В. Мишаткина. – Ростов н/Д: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2004. – С. 24-38.
|
|
Понятие «ценность». Моральные ценности и их отражение в категориях этики
Изучением ценностей занимается аксиология (греч. ахiа – ценность, logos – учение) – философское учение о природе, структуре и месте ценностей в реальном мире. Начало аксиологии как науки связано с именем немецкого философа Р. Г. Лотце (1817-1881), который впервые ввел в научный лексикон понятие «значимости» (ценности). Но первоосновой можно считать знаменитый вопрос древнегреческого философа Сократа: «Что есть благо?», который и стал основным вопросом теории ценностей.
Ценность – это устойчивые, обобщенные представления о чем-то как о благе, отвечающем потребностям, интересам человека, группы, общества.
Ценность – это всегда отношение человека, в котором проявляется признание чего-то как важного, значимого. Ценность – это то, что не безразлично для человека, что ему дорого, что представляет для него определенный смысл.
Особую группу представляют моральные ценности.
Моральные ценности – это то, что имеет значимость в сфере человеческого общения, сфере межличностных взаимодействий «Я и Другой». В совокупности выражают содержание морали:
во-первых, ценности блага индивида и заботы о нем;
во-вторых, ценности солидарности и единства между индивидами как субъектами интересов и носителями (порой потенциальными) блага;
в-третьих, ценности, отражающие соответствие характера индивида этим требованиям, а именно добродетели как личностные качества (т.е. способности содействовать благу других, поддерживать единство с ближними);
|
|
в-четвертых, ценности личного совершенства как показатели качества и результативности усилий, предпринимаемых в соответствии с названными требованиями (Р.Г. Апресян, 2010).
Специфика этих ценностей состоит в том, что они репрезентируют благо индивида как такового (т.е. независимо от его общественного статуса или профессиональной, этнической, конфессиональной принадлежности). Выражаются они в двух основных формах.
Во-первых, в отвлеченной, нейтральной, категориальной форме как универсалий культуры.
Категории морали (этики) – это наиболее общие понятия, которые отражают сущность морали как совокупности ценностей. Условно можно выделить три группы моральных категорий по их функциональной направленности.
1 группа – добро (зло), свобода, справедливость, смысл жизни, счастье, дружба, любовь, уважение и др., которые отражают «точки отсчета» ценностной ориентации человека, критерии морального поведения, которые общество выработало в совместной деятельности.
2 группа – долг, ответственность, совесть, достоинство, честь, которые отражают совокупность моральных побуждений, входящих во внутреннюю установку человека. Этот внутренний инструментарий сформировался у человека в пору становления социума и воспроизводится в индивиде каждого нового поколения.
3 группа -- идеал, добродетель, порок, которые отражают представления о диапазоне морального развития личности и тем самым образуют шкалу оценок этого развития на основании проявлений в поведении человека тех или иных нравственных качеств.
Во-вторых, в определенной – императивной форме: "Не вреди", "Уважай других", "Помогай другим», "Относись к другим дружественно и заботливо (любовно)". Эти требования перечислены в порядке нарастания положительного морального содержания: забота и дружественность – это высшие проявления гуманности;
Роль моральных ценностей в системе регуляции поведения определяется тем, что они:
1. служат формой моральной ориентации человека в мире;
2. позволяют обосновать нормативные требования к человеку;
3. выступают в качестве цели деятельности;
4. определяют мотивы поступков человека;
5. определяют средства достижения цели в деятельности;
6. содержат оценку явлений действительности с точки зрения их моральной значимости;
Существует и особый психологический механизм функционирования ценностей:
а)ценности оказывают воздействие на волю человека;
б) следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг;
в) исполнение долга приносит человеку чувство удовлетворения;
г) неисполнение воспринимается как вина и переживается в муках совести.