Моральные ценности и их отражение в категориях педагогической этики

Тема 4. Ценностное содержание профессиональной педагогической этики.

Принципы педагогической этики

ПЛАН:

1. Моральные ценности и их отражение в категориях педагогической этики.

2. Принцип как форма выражения моральных ценностей. Принципы профессионально-трудовой этики.

3. Базовые принципы педагогической этики как ориентиры профессиональной деятельности.

4. Частные принципы педагогической этики:

Литература

1. Асташова, Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / Н.А. Асташова. – М., 2000. – С. 30-46.

2. Белухин, Д.А. Педагогическая этика: желаемое и действительное / Д.А. Белухин. – М.: МПСИ, 2007. – С. 62-109.

3. Бухарестская декларация этических ценностей и принципов высшего образования в Европе (2004 г.) // электронный ресурс: http://www.sde.ru/files/t/pdf/2.pdf

4. Кодекс профессиональной этики преподавателя-экзаменатора// электронный ресурс: http://www.psy.msu.ru/educat/dnevn/test/codex.html

5. Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика: учеб. пособие / Т.В. Мишаткина. – Ростов н/Д: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2004. – С. 24-38.


Моральные ценности и их отражение в категориях педагогической этики

Ценность – это устойчивые, обобщенные представления о чем-то как о благе, отвечающем потребностям, интересам человека, группы, общества.

Особую группу составляют моральные ценности.

Моральные ценности – это то, что имеет значимость в сфере человеческого общения, сфере межличностных взаимодействий «Я и Другой». В совокупности выражают содержание морали:

во-первых, это ценности блага индивида и заботы о нем;

во-вторых, ценности солидарности и единства между индивидами как носителями частных интересов;

в-третьих, ценности, отражающие соответствие характера индивида этим требованиям, а именно добродетели как личностные качества;

в-четвертых, ценности личного совершенства как показатели качества и результативности усилий, предпринимаемых в соответствии с названными выше требованиями (Р.Г. Апресян, 2010).

Специфика этих ценностей состоит в том, что они репрезенти­руют благо индивида как такового (т.е. независимо от его общественного статуса или профессиональной, этнической, конфессиональной принадлежности).

Выражаются моральные ценности в двух основных формах.

Первая форма -- отвлеченная, нейтральная, категориальная (как универсалии культуры).

1 группа – добро (зло), свобода, справедливость, смысл жизни, счастье, дружба, любовь, уважение и др., которые отражают «точки отсчета» ценностной ориентации человека.

2 группа – долг, ответственность, совесть, честь, достоинство, которые отражают совокупность моральных побуждений, входящих во внутреннюю установку человека.

3 группа -- идеал, добродетель, порок, которые отражают диапазон морального развития личности.

Вторая форма – определенная, императивная в виде принципов и норм поведения: "Не вреди", "Уважай других", "Помогай другим», "Относись к другим дружественно и заботливо (любовно)". Требования перечислены в порядке нарастания положительного морального содержания.

В данном контексте уместно обращение к исследованиям (Е.В. Беляева), в которых фиксируются особенности реализации моральных ценностей в жизнедеятельности белорусского социума. Тенденцией современного нравственного развития белорусского общества становится неотрадиционализм. Нормативно-ценностная структура включает в себя: 1) традиционное ядро и 2) креативную периферию модерных и постмодерных элементов. Таким образом, делается вывод о смешанном, плюралистическом характере нравственности современных белорусов.

Традиционная мораль в белорусском обществе представлена такими ценностями, как уважение старших, забота о членах семьи, трудолюбие, коллективизм.

Мораль модерна представлена рациональным индивидуальным субъектом моральной регуляции, приверженностью таким ценностям как свобода, профессионализм, рационализм и универсализм морального мышления и в меньшей степени индивидуализм и гражданский патриотизм.

К моралипостмодерна относится нравственная ценность сети семейных и дружеских связей, приверженность к низовым сообществам, локальный патриотизм, толерантность и экоцентризм.

В ходе исторических перемен произошло не столько усвоение готовых ценностей модерна и постмодерна («вестернизация»), сколько трансформация морального сознания. В результате вместо конфликта несовместимых систем морали имеет место синергетическое объединение весьма разнородных нравственных процессов.

Данные процессы необходимо принимать во внимание, когда речь идет о разработке педагогической этики как идеологии профессионального сообщества. В качестве базовых категорий педагогической этики будем рассматривать добро, свободу, справедливость, ответственность, достоинство, честь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: