Применительно к педагогической этике речь идет об адаптации общечеловеческих моральных ценностей и принципов профессионально-трудовой этики к специфике педагогического труда. Поскольку педагогическая деятельность имеет свой собственный профессиональный «закон», постольку можно говорить об особых этических принципах поведения субъектов этой деятельности. При этом будем исходить из того, что:
1) педагогическая работа – это «высокая профессия»;
2) педагогика выступает инструментом морали;
3) роль педагога – «воспитание присутствием».
Принципы педагогической этики – это наиболее общие содержательные ориентиры поведения специалиста в целом. Они определяют направленность профессиональной деятельности педагогов.
В результате, принципы исполняют роль методологической базы принятия моральных решений. Базовые принципы предполагают использование их во всех случаях педагогической практики, касаются всех направлений деятельности педагога и всех «линий» профессионально-нравственных отношений, в которые он вступает.
|
|
Моральные ценности | Базовые принципы поведения педагогов |
Добро | Принцип благодеяния, или принцип любви; Принцип ненасилия, физической и психологической неприкосновенности личности |
Свобода | Принцип автономии Принцип толерантности |
Ответственность | Принцип ответственности |
Справедливость | Принцип справедливости |
Достоинство | Принцип уважения прав и достоинства человека |
Честь | Принцип компетентности Принцип порядочности |
Охарактеризуем выше перечисленные принципы.
Принцип благодеяния, или принцип любви: предполагает глубокую заинтересованность в том человеке, который тебе дорог. Это не только глубоко интимное чувство, но особые отношения к объекту любви. Они основываются на таких ценностях, как отдавание (вплоть до жертвенности), забота, уважение, ответственность, знание другого человека (Э. Фромм). Добро в деятельности педагога воплощается в заботе об ученике, создании благоприятных условий для его жизни, в обучении необходимым для жизни навыкам. При этом педагог должен быть не добреньким, жалеющим, потакающим слабостям, а принципиально добрым, требовательным, способным учить ребенка противостоять негативным явлениям, преодолевать трудности, быть ответственным за свою судьбу и судьбы близких. Распространяется данный принцип и на отношение человека к тому делу, которое он избрал для себя не только как источник существования, но и как перспективу своего самоосуществления.
Принцип ненасилия, физической и психологической неприкосновенности личности: предполагаетотказ от дискриминации,проявляется в стремлении построить отношения на основе сотрудничества, а не соперничества; не вызывать чувства страха и ненависти; в разрешении конфликтных ситуаций использовать мирные, ненасильственные методы, поскольку посредничество и примирение, уважение и понимание являются более эффективными средствами, чем насильственные (позволяют сторонам сохранить достоинство).
|
|
Принцип автономии: предполагает моральную и интеллектуальную независимость педагогов, проявляется в уважении свободной личности учащегося, его права на собственный уникальный путь развития, в том числе, «права на ошибку». Не жесткий патернализм, а привлечение учащегося к сотрудничеству на основе добровольности и свободы выбора. Отвергая нетерпимость и поддерживая открытый непрерывный диалог, учебное заведение является местом встречи преподавателей, обладающих возможностями передачи знаний и средствами их развития через исследования и нововведения, и учащимися, имеющими право, волю и способность обогащения знаниями (Великая Хартия Европейских университетов, 1988 г.).
Принцип толерантности: основывается на позитивной предрасположенности к другому человеку, принятии его в непохожести на себя, в терпимом отношении к нему,доверии к его «инаковости», ибо у него есть право на самовыражение и автономию.
Принцип ответственности: проявляется восуществлении формального и неформального контроля за ходом деятельности с целью своевременного корректирующего вмешательства. Выступает ограничителем свободы, понятой как своеволие и самоволие по отношению к тому, кто от тебя зависит.
Принцип справедливости: представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественной деятельности и т.д. Предполагает объективную оценку способностей, возможностей ребенка, а также результата его деятельности; соответствующее воздаяние за это в виде благ, которые тот может получить; равную доступность для всех учеников основных прав и свобод. Справедливость должна проявляться и по отношению к коллегам – каждое действие коллеги должно получать оценку без преувеличения или преуменьшения его заслуг или недостатков, с учетом как объективных, так и субъективных факторов.
Принцип уважения прав и достоинства человека, его физической и психологической неприкосновенности: проявляется в признании несомненной ценности учащегося, его праве на реализацию своих способностей, праве на достойные условия существования; предполагает демонстрацию доброжелательного отношения, защиту достоинства от посягательств других людей, уважение права на принятие самостоятельного решения.
Принцип компетентности: ориентирует на профессионализм, который сопровождается рефлексией «не навреди». Честь педагога не дается ему вместе с профессией и служебным удостоверением. Она формируется в процессе его постоянной работы над своими профессиональными и моральными достоинствами. Предполагает заботу руководства о кадрах, повышении квалификации, переобучении, дополнительном образовании, специальной стажировки, что выступает необходимым условием завоевания авторитета. Авторитет – это неформальное (без принуждения) влияние педагога, основанное на профессиональной компетентности и нравственных достоинствах.
Принцип порядочности: ориентирует на уважительность, тактичность, чувство меры, честность, искренность, точность, надежность во взаимоотношениях со всеми субъектами педагогического взаимодействия. Положение педагога в обществе таково, что он всегда привлекает к себе внимание и, хочет того или нет, воздействует на людей «своим присутствием». Педагог может иметь свои симпатии и антипатии, но они не должны сказываться на качестве его работы с различными детьми. Какие бы чувства учащийся ни вызывал у педагога, отношение к нему всегда должно быть ровным, доброжелательным и внимательным.
|
|
Данные принципы могут быть квалифицированы как стратегические, поскольку определяют гуманистическую направленность (Кодекс РБ об образовании) деятельности педагога по всему спектру совершаемых им действий.