Расходы предприятия, связанные с качеством, следует идентифицировать и непрерывно контролировать. Важно, чтобы классификация данных о затратах была достаточной и совместимой с другими методами бухгалтерского учета на предприятии, чтобы можно было сравнивать различные затратные периоды или работы.
Затраты на качество необходимо распределить по видам работ. При этом более удобно использовать имеющиеся коды счетов в учетно-калькуляционном подразделении. Распределение затрат важно для анализа и предупреждения отказов [1].
При идентификации затрат на качество необходимо решить три основные задачи:
1. определить перечень элементов затрат, которые относятся к деятельности компании, и сгруппировать их.
2. назвать эти элементы таким образом, чтобы их смысл был ясен персоналу компании.
3. назначить кодовые символы для каждого элемента. Это может быть, например, цифра, буква или их комбинация.
Основной смысл сбора данных по затратам на качество – обеспечить руководство инструментом управления.
Особенно важно, что бы элементы затрат были определены в том виде, как они названы и распределены для различных категорий, в том числе:
· для подразделения;
· для какого-либо участка;
· для типа продукта;
· для какого-либо рабочего места;
· для какого-либо типа дефекта.
Требования должны быть установлены самой организацией, для собственного (внутреннего) пользования. Однако при этом не следует забывать, что собранной информации должно быть достаточно для проведения последующего анализа.
Согласно ГОСТ Р 52380-2-2005 существуют пять этапов, относящиеся к деятельности в области качества, которые выполняют специалисты специального подразделения предприятия – отдела качества.
Затраты на этапах 1 и 2 должны в основном касаться издержек на предупреждение и оценку, а на этапах 3-5 - издержек вследствие отказов.
На первом этапе идентифицируют затраты, которые непосредственно относятся к деятельности предприятия в области качества:
а) затраты на рабочую силу, контролируемые службой качества или специальным подразделением качества;
б) часть стоимости, приходящуюся на пользование зданиями (сооружениями) и относящуюся к функции качества, т.е. арендные платы, налоги, страховые платежи, платы за отопление, освещение, охрану;
в) отчисления на содержание вспомогательного персонала, часть затрат на столовую, обслуживание офиса, канцелярские и другие административные расходы;
г) стоимость износа специализированного оборудования для контроля и оценки качества;
д) затраты на обучение по качеству;
е) затраты на более мелкие статьи, не превращаемые предприятием в капитал.
На втором этапе идентифицируют затраты, которые напрямую нельзя отнести к деятельности в области качества, но которые являются частью общих затрат предприятия, связанных с качеством, т.е. затраты, связанные с качеством и относящиеся к функциям, выполняемым сотрудниками организации вне отдела управления качеством. Необязательно делать официальную передачу бухгалтерского учета центру затрат подразделения, отвечающего за деятельность в области качества, но они должны быть учтены. Издержки могут нести подразделения, связанные с закупками, хранением, планированием. Отнесение затрат к этой категории должно основываться на объективных решениях.
На третьем этапе идентифицируют внутренние затраты на запланированные отказы и представляют счет-меморандум. (Счет-меморандум - дополнительный финансовый документ, не являющийся частью действующих (рабочих) счетов предприятия и относящийся к особым работам или к случаям, когда действующие счета не пригодны). Чтобы быть уверенным в изготовлении 100 изделий установленного качества, необходимо запланировать изготовление дополнительных 10 шт., стоимость которых относится на затраты, связанные с внутренними отказами.
На четвертом этапе идентифицируют внутренние издержки вследствие отказов, которые не были учтены на третьем этапе. Эти издержки могут включать затраты на материалы, сданные в отходы, или стоимость переделки, или стоимость повторного изготовления. Затраты обычно входят в финансовые затраты подразделения, явившегося причиной отказа, или подразделения, исправляющего недостатки изделия. Такие затраты должны быть указаны в счете-меморандуме.
На пятом этапе идентифицируют издержки вследствие отказов после изменения права собственности, т.е. после доставки продукции к потребителю, а в некоторых случаях после приемки продукции потребителем. Затраты включают время, затраченное подразделением качества на исследования, и аналогичные затраты других подразделений, например подразделений маркетинга, обслуживания у заказчика, финансов. Эти затраты редко учитывают в существующих системах качества. Следует сделать первоначальную оценку и внести результаты в счет-меморандум. Если заказчик оплачивает исследования, этот доход должен быть отмечен в счете-меморандуме.
Основные сложности, возникающие при оценке затрат, связанных с качеством например:
1) относятся ли расходы на поверку измерительного оборудования к затратам на предупреждение или являются частью затрат на оценку? Ответ зависит от того, где используется это оборудование. Если в ОТК - то это затраты на оценку, если в производственном цехе при самоконтроле - то это затраты на предупреждение;
2) часть персонала может работать, занимаясь одновременно:
• написанием методик по качеству (предупреждение);
• калибровкой и настройкой контрольного оборудования (оценка);
• работой с браком, обнаруженным при контроле внутри организации (отказы внутренние);
• работой с браком по жалобам потребителей (отказы внешние). Распределение затрат времени персоналом можно выяснить, например, интервьюированием (опросом) или путем проведения так называемого фотографирования рабочего времени;
3) затраты, связанные с необоснованными возвратами продукции, следует игнорировать.
3) База измерений.
Затраты на качество, взятые сами по себе в абсолютном (стоимостном) выражении, могут ввести в заблуждение. В результате, будут составлены неверные выводы.
Пример. Предположим, что какая-либо организация получила общие затраты на качество за четыре периода подряд (в относит. ед.):
10; 11; 12; 13. Эти данные, рассмотренные изолировано, приводят к выводу о том, что увеличение затрат на качество выходит из под контроля.
Тем не менее, если мы посмотрим объем производства за те же самые периоды времени, то обнаружим следующие величины:
80; 100; 120; 140.
Если теперь сравнить общие затраты на качество (Зк), отнесенные к объему производства (Q) за тот же период в процентах, то можно получить следующие данные: 12,5% 11% 10% 9,3%
Очевидно, что управление затратами на качество не ухудшалось по периодам, как это предполагалось первоначально, а скорее улучшалось. Хотя общие затраты на качество и увеличивались, объем производства увеличивался в большей степени.
Мы должны соотносить затраты на качество с какой-либо другой характеристикой деятельности, которая чувствительна к изменению производства.
В рассмотренном примере, объем производства есть так называемая база измерений.
При определении отношения затрат на качество к какой-либо подходящей базе измерений, важно быть уверенным, что период для которого все эти характеристики определены был один и тот же.
Для многих организаций удовлетворительно будет соотносить затраты на качество с объемом проданной продукции. Причем, под проданной понимается та продукция, которая уже оплачена.
Однако, если объем продаж зависит от сезонных факторов, или каких-либо других циклических изменений (например, продажа елочных украшений), объем проданной продукции не может быть достоверной базой, поскольку он будет слишком изменчив, в то время, как объем производства и затраты на качество могут оставаться относительно постоянными.
К типовым базам измерения можно отнести:
ü стоимость произведенной продукции;
ü число произведенных единиц продукта;
ü объем проданной продукции;
ü стоимость поставленной продукции
База измерения принимается самим предприятием и руководство при этом должно быть уверено, что полученные результаты действительно отражают реальную и объективную картину затрат на качество.
К другим базам измерения относят:
ü трудоемкость;
ü себестоимость;
ü и другие альтернативные соотношения.
Добавленная стоимость – это стоимость, добавленная обработкой к стоимости материалов и полуфабрикатов, израсходованных в процессе производства. Если Вы, например, вырезали орнамент на деревянной заготовке, то добавленная стоимость есть разница между стоимостью деревянной заготовки и ценой, которую Вы получите за орнамент.
Она позволяет учесть изменение объема и сезонность производства, поскольку эта база соответствует произведенному количеству продукции; инфляционные тенденции, поскольку если стоимость материалов повышается, то и повышается цена конечного продукта.
Трудоемкость может быть представлена, как величина оплаты труда, непосредственно затраченного на производство продукции.
Может быть использована только для краткосрочного периода, так как подвержена изменчивости, но не может быть использована в качестве измерительной базы в том случае, если не учитывается эффект инфляции. Сравнение происходит в стоимостном выражении, пример отношение внутренних затрат на дефект к трудоемкости.
Себестоимость может быть определена как сумма величин оплаты труда, непосредственно затраченного на производство продукции, стоимости материалов и комплектующих, накладных расходов. В эту категорию вовлечена целая группа затрат, и поэтому влияние временных изменений не слишком существенно, пример потери на брак, отнесенные к себестоимости.
И другие альтернативные соотношения. Целью использования всех рассмотренных соотношений является сравнение эффективности деятельности в различные периоды времени. Поэтому, необходимо:
- быть последовательным в использовании базы измерений.
- использовать в соотношениях величины, выраженные в денежных единицах, а не в единицах времени или количестве продукции.
- следить, чтобы в каждом соотношении и числитель и знаменатель соответствовалиодному и тому же периоду времени.
Наличие определенных баз измерения позволяет в различные периоды времени проводить сравнение плановых и фактических результатов не только на одном предприятии, но и в отрасли в целом.
4) Отчет по затратам на качество.
Следующая задача - проведение анализа затрат на качество и составление отчета в том виде, который смог бы оказать помощь руководителям различных уровней, представив им объективную картину в отношении качества.
Анализ затрат на качество - сильный инструмент управления, он в частности используется руководством компании для измерения достигнутого качества и обнаружения проблем, при установлении целей по достижению качества.
Представленный в финансовых терминах и составленный простым языком, отчет по затратам на качество имеет значительные преимущества перед другими видами отчетов менеджменту. Анализ этого документа оказывает немедленное воздействие и дает сильный толчок каждому, кто его получает.
Содержание отчета по затратам на качество в большой степени зависит от того, кому он предназначается и от того, какую роль играет в рамках организации тот, кому данный конкретный отчет предназначен.
Высшее руководство должно получить отчет в виде общих форм, обобщающих в целом завод, отдел, группу и т.д. Отчет должен давать общую картину о состоянии качества в компании и быть выполнен в чисто финансовых терминах. Он должен быть доступно и объективно изложен.
Руководство среднего звена должно получить более детальную информацию о достигнутом уровне качества в той области деятельности, которой оно руководит. Отчет должен быть очень подробным и представлять данные по типам продуктов, номерам партий и т.д. Основной принцип всех видов анализа затрат на качество - представить каждому, кому он предназначается, информацию по затратам на качество в той форме, которая была бы ему/ей наиболее полезна и наиболее удобна в использовании.
Читающий отчет должен получить информацию, которая позволит:
· Сравнить текущий уровень достижений с уровнем прошлого периода, т.е. выявить тенденции;
· Сравнить текущий уровень с поставленными целями;
· Выявить наиболее значительные области затрат;
· Выбрать области для улучшения;
· Оценить эффективность программ по улучшению.
Руководитель ожидает получить отчет по затратам на качество, который:
· расскажет ему о тех вещах, которые относятся лишь к его сфере компетенции и ничего более;
· написан легким для понимания стилем и не напичкан “специальным” жаргоном;
· четкий, выразительный, краткий, не заставляющий “копать” для того, чтобы “добыть” информацию;
· подсказывает о возможных направлениях деятельности.
Все выявленные причины потерь заслуживают корректирующих мероприятий, однако, руководитель ищет те области, которые дадут наибольшую отдачу в ответ на затраченные усилия.
Без доступной детальной информации, борьба с дефектами будет равносильна борьбе с “огнем” вместо “предупреждения пожаров”.
Затраты на качество должны быть снижены в значительной степени за счет того, что будут выявлены специфические причины потерь и предложены программы корректирующих воздействий. Все рекомендации по улучшениям должны содержать данные о стоимости применения предложенных программ. Корректирующие воздействия должны преследовать следующую цель: с наименьшими затратами получить наилучшие результаты.
Литература:
1. ГОСТ Р 52380.2-2005 Национальный стандарт Российской Федерации. Руководство по экономике качества. Часть 2 Модель предупреждения, оценки и отказов.
2. С.В. Пономарев, С.В. Мищенко, В.Я. Белобрагин и др. «Управление качеством продукции» С.69-82.
3.
21.