Виды налогов и их функции

Налоги

Экономическая природа и сущность налогов

Экономическая сущность налогов заключается в изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса.

Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта обложения является ВВП, который образует первичные денежные доходы участников общественного производства и государства: оплату труда работников, прибыль организаций и централизованный доход государства.

Распределение ВВП проходит в две стадии:

1) вначале образуются первичные денежные доходы;

2) затем денежные доходы участников общественного производства распределяются в пользу государства: работники платят налог на доходы физических лиц в бюджет, организации  налог на прибыль и другие налоги.

Налог – это установленный государством в лице уполномоченного органа в одностороннем порядке и в надлежащей правовой форме обязательный денежный или натуральный платеж в доход государства, производимый субъектом налога в определенный сроки и в определенных размерах, носящий безвозвратный, безэквивалентный и стабильный характер, уплата которого обеспечивается мерами государственного принуждения.

Характерные для налога признаки можно с некоторой долей условности разделить на юридические и экономические.

К экономическим характеристикам налога относятся следующие:

1) характеристика налога в качестве платежа, осуществляемого обычно в виде денег. Налог – это материальный платеж, т.е. уплата налога всегда выражается в отчуждении имущества налогоплательщика (как правило, денежных средств) в пользу государства;

2) безвозвратность. Налог – это безвозвратное взимание денег. При уплате налога имеет место одностороннее движение стоимости: от плательщика к государству и только;

3) безэквивалентность. Подоходный налог является безэквивалентным платежом, налог опосредует одностороннее движение стоимости в денежной форме, не сопряженное встречным движением стоимости в товарной форме;

4) наличие объекта обложения. Не существует налога в форме взимания денег просто так, любой налог взимается по поводу наличия или совершения чего-либо, т.е. при наличие объекта обложения;

5) определенность субъекта налога. Налог всегда носит индивидуально определенный характер, т.е. всегда существует субъект платежа в виде конкретного юридического или физического лица;

6) определенность размера налога;

7) фиксированность сроков уплаты. Налог характеризуется тем, что имеет четко определенные сроки уплаты. Нарушение этих сроков влечет ответственность налогоплательщика в виде пени в установленных размерах за каждый день просрочки;

8) стабильный характер налоговых отношений. Налог порождает стабильные экономические отношения, чем отличается от административного штрафа, который обладает многими из вышеперечисленных признаков налога;

9) налог является доходом государства.

К юридическим признакам налога относятся:

1) установление налога государством;

2) существование налога только в правовой форме. Налог устанавливается нормативным правовым актом;

3) принудительный характер налога;

4) правомерность изъятия денег;

5) наличие государственного контроля за уплатой налога;

6) установление налога надлежащим органом и актом, надлежащей правовой формы (признак «законности налога»);

7) обеспечение уплаты налога мерами государственной ответственности. Если взимание денег в процессе уплаты налога хотя и носит принудительный характер, но не выступает наказанием субъекта, то надлежащие исполнение плательщиком своей налоговой обязанности влечет со стороны государства применение мер ответственности, установленных законодательством;

8) порождение налогом стабильных финансовых обязательств. Налог – это финансово-правовой инструмент, который применяется в процессе финансовой деятельности государства, выступает одним из методов этой деятельности, посредством, которого государство добывает себе необходимые денежные средства. С установлением налога возникает финансовое обязательство;

9) уплата налогов – это юридическая обязанность. Устанавливая налог, государство порождает тем самым обязанность лица, подпадающего под признаки налогоплательщика, уплатить этот налог;

10) налог – обязательный платеж. Признак обязательности налога выражает категорию долженствования – налогоплательщик обязан уплатить налог в порядке и сроки, установленные законодательством;

11) налог является продуктом одностороннего волеизъявления государства. Государство, устанавливая налог, не согласовывает этот вопрос ни с каждым налогоплательщиком в отдельности, ни с отдельными их группами, ни с представителями народа в лице каких-либо общественных формирований. То есть в данном случае государство действует односторонне.

Сбор – это всегда целенаправленный платеж, являющийся платой государству за оказание услуги налогоплательщику. Адресность сбора, как правило, содержится в его названии. Сбор может быть безадресным платежом с определенного вида деятельности или за право осуществления такой деятельности.

Пошлина – это денежный сбор, взимаемый, с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действия и за выдачу документов, имеющих юридическую силу. Государственная пошлина подразделяется на таможенно-пограничные и внутригосударственные пошлины. Таможенная пошлина – это денежный сбор, взимаемый таможенными органами с плательщика за ввоз и вывоз товара (продукции) через таможенную границу государства. Внутригосударственная пошлина – это денежная плата, взимаемая с физических и юридических лиц за совершение действий имеющих юридическое значение.

Элементы налога:

1) Правовая основа налога – правовой акт, которым определены в законном порядке все элементы налога;

2) Субъект налога – лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплачивать сумму налога в размере, порядке и сроки, предусмотренные его налоговым обязательством;

3) Объект налога – это имущество и действие с наличием которых у налогоплательщика возникает налоговое обязательство;

4) Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта налогообложения, на основании которых определяется сумма налога;

5) Налоговая ставка – величина налогового обязательства по исчислению налога на единицу измерения объекта налогообложения или налоговой базы;

6) Налоговый период – период времени. Установленный применительно к отдельным видам налогов, по окончании которого определяется объект налогообложения, налоговая база, исчисляются суммы налога, подлежащие уплате в бюджет;

7) Налоговые льготы – освобождение налогоплательщика от налогового бремени или уменьшение его тяжести по сравнению с обычным режимом налогообложения.

Правовая основа налога определяется существующими нормативными актами и имеет юридический статус. Издание нормативно-правового акта порождает налоговое обязательство между конкретными налогоплательщиками и государством.

Виды налогов и их функции

Налоги классифицируются по различным основаниям

В зависимости от носителя налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными.

Прямой налог – это налог, где субъект налогообложения одновременно является его фактическим плательщиком (носителем налога), т.е. бремя налога несет сам субъект налога, выступающий и юридическим, и фактическим его плательщиком, и где уплата налогового платежа приводит к реальному уменьшению имущества (в виде денежных средств) налогоплательщика.

Косвенный налог – это налог, где субъект налогообложения перекладывает бремя на другое лицо, выступающее фактическим его плательщиком (НДС, акцизы).

Прямые налоги уплачиваются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенные налоги – налоги, установленные на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, непосредственно несвязанные с доходами или имуществом налогоплательщика.

Прямые налоги принято подразделять на реальные и личные.

Реальные налоги – это налоги на имущество.

Личные налоги уплачиваются с полученного налогоплательщиком дохода (прибыли). В зависимости от формы уплаты налога они подразделяются на натуральные и денежные. По субъектам можно выделить налоги с юридических лиц и с физических лиц. В зависимости от их территориального уровня налоги подразделяют на общегосударственные и местные.

Деление налогов на общегосударственные и местные обычно определяется двумя факторами: кем установлен налог (центральным или местным органом) и доходным источником какого бюджета он является.

В качестве инструмента бюджетного регулирования налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.

Закрепленные налоги – это те, которые в соответствии с законодательством закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета.

Регулирующие налоги – это те, которые в процессе ежегодного утверждения бюджетов передают из вышестоящего бюджета в нижестоящий в целях сбалансированности последнего.

В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми.

Налоги общего значения зачисляются в бюджет соответствующего как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям.

Целевые налоги обычно зачисляются во внебюджетные целевые фонды или выделяют в бюджете отдельной строкой.

Виды налогов и других обязательных платежей в бюджет в Республике Казахстан.

В Республике Казахстан действуют:

1) налоги:

- корпоративный подоходный налог;

- индивидуальный подоходный налог;

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- рентный налог на экспорт;

- специальные платежи и налоги недропользователей;

- социальный налог;

- налог на транспортные средства;

- земельный налог;

- налог на имущество;

- налог на игорный бизнес;

- фиксированный налог;

- единый земельный налог;

2) другие обязательные платежи в бюджет:

- государственная пошлина;

- сборы:

- регистрационные сборы;

- сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;

- сбор с аукционов;

- лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;

- сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям;

плата:

- за пользование земельными участками;

- за пользование водными ресурсами поверхностных источников;

- за эмиссии в окружающую среду;

- за пользование животным миром;

- за лесные пользования;

- за использование особо охраняемых природных территорий;

- за использование радиочастотного спектра;

- за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи;

- за пользование судоходными водными путями;

- за размещение наружной (визуальной) рекламы.

Налоги выполняют следующие функции.

Фискальная функция – это формирование финансовых ресурсов государства.

Стимулирующая функция – это создание путем предоставления каких-то налоговых льгот стимулов для производственной деятельности в той или иной сфере.

Регулирующая функция – выражается в том, что посредством выбора форм налогов, изменения их ставок, способов взимания, представления льгот и скидок оказывается влияние на структуру и пропорции общественного производства, объемы накопления и потребления.

Распределительная функция налогов состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства.

2. Функции налогов и их характеристика

первой является фискальная функция налогов, обеспечивающая поступление средств в государственный бюджет. По мере развития товарно-денежных отношений, производства эта функция определяет все увеличивающиеся поступления государству денежных доходов.
2. Перераспределительная функция налогов состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства. Масштабы действия в этой функции определяются долей налогов в валовом внутреннем продукте; она показывает степень огосударствления национального дохода.
3. Третья функция налогов - регулирующая - возникает с расширением экономической деятельности государства. Она целенаправленно воздействует на развитие национального хозяйства в соответствии с принимаемыми программами.

3. Основные принципы налогообложения и их характеристика

Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на принципах налогообложения. К принципам налогообложения относятся принципы обязательности, определенности, справедливости налогообложения, единства налоговой системы и гласности налогового законодательства Республики Казахстан.

К принципам налогообложения относятся принципы обязательности, определенности, справедливости налогообложения, единства налоговой системы и гласности налогового законодательства Республики Казахстан.

Принцип обязательности налогообложения

Налогоплательщик обязан исполнять налоговое обязательство, налоговый агент - обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан в полном объеме и в установленные сроки.

Принцип определенности налогообложения

Налоги и другие обязательные платежи в бюджет Республики Казахстан должны быть определенными. Определенность налогообложения означает установление в налоговом законодательстве Республики Казахстан всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налогового обязательства налогоплательщика, обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов.

. Принцип справедливости налогообложения

1. Налогообложение в Республике Казахстан является всеобщим и обязательным.

2. Запрещается предоставление налоговых льгот индивидуального характера

. Принцип единства налоговой системы

Налоговая система Республики Казахстан является единой на всей территории Республики Казахстан в отношении всех налогоплательщиков (налоговых агентов).

Принцип гласности налогового законодательства Республики Казахстан

Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях.

4. Элементы налогообложения и их характеристика

субъект налога (налогоплательщик)– это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;

носители налогов– физические лица, конечные налогоплательщики, на которых попадает фактическое налоговое бремя, т.е. граждане государства.

объект налога– доход, имущество, вид деятельности, оказание услуг, денежные операции, предметы, которые являются основой налогообложения. Объектом является также передача имущества, использование природных ресурсов, добавленная стоимость продукции, работ, услуг, хозяйственный оборот;

источник налога – является доход;

еденица облажения –единица измерения объекта налога, установленная для счета: 1 ден. Ед.(тенге), 1 гектар и тд.

налоговая ставка – это величина налога на единицу обложения, она характеризует норму налогообложения, выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, называется налоговой квотой

налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта;</li>
налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов плательщиков в соответствии с законодательством;  
льготный период– время, в течении которого действует установленная законом льгота по налогам;  
период обложения – время, за которое производится обложение налогом или сбором (месяц, квартал, год).  

Виды налоговых ставок и их применение в налогообложении

Налоговые ставки на транспорт (легковые(объем двиг.);грузовые(грузоподъемность); автотранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам(фиксирован)общего пользования; автобусы (посад. места); Мотоциклы (мощ. Двиг.)

Ставки налога установлены в МРП и зависят от вида транспортного средства (8 видов). К ставкам применяются поправочные коэффициенты:

- при превышении установленных норм объема двигателя;

Порядок исчисления и сроки уплаты налога.

Налогоплательщики исчисляют сумму налога за налоговый период самостоятельно, исходя из объектов налогообложения, налоговой ставки и поправочных коэффициентов по каждому транспортному средству.

Налоговые ставки на земли сельскохозяйственного назначения.

Ставки устанавливаются в расчете на 1 гектар и дифференцируются по качеству почв пропорционально баллам бонитета. Выделяют 2 категории земель (зона 1, зона 2), для которых характерны определенные ставки в зависимости от качества земли.

Отдельно приводятся базовые ставки на земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные физическим лицам для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства.

Налоговые ставки на земли населенных пунктов.

Базовые налоговые ставки на земли населенных пунктов (за исключением придомовых земельных участков) устанавливаются в расчете на один квадратный метр площади и зависят от вида населенного пункта.

Налоговые ставки на земли промышленности

Базовые налоговые ставки за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности устанавливаются в расчете на один гектар пропорционально баллам бонитета:

Налоговые ставки на земельные участки, занятые под автостоянки, автозаправочные станции и рынки.

Земли населенных пунктов, занятые под автостоянки и автозаправочные станции, а также отведенные под территории рынков, на которых непосредственно размещены торговые места, подлежат налогообложению по базовым ставкам на земли населенных пунктов, кроме земель, занятых жилищным фондом, увеличенным в 10 раз.

Корректировка налоговых ставок.

Местные представительные органы на основании проектов (схем) зонирования земель, проводимого в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан, имеют право понижать или повышать ставки земельного налога не более чем на 50 % от базовых ставок земельного налога.

При исчислении налога к соответствующим ставкам некоторые категории налогоплательщиков применяют коэффициент 0,1.

Налоговым периодом является календарный год.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога.

Исчисление налога производится путем применения соответствующей налоговой ставки к налоговой базе отдельно по каждому земельному участку, начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления налогоплательщику земельного участка, если иное не установлено НК.

Юридические лица обязаны исчислять и уплачивать в течение налогового периода текущие платежи по земельному налогу. Суммы текущих платежей подлежат уплате равными долями в сроки не позднее 25 мая, 25 августа, 25 ноября текущего года. Налоговым периодом для исчисления и уплаты земельного налога является календарный год.

Расчет текущих платежей представляется плательщиками –юридическими лицами не позднее 15 февраля.

Вновь созданные налогоплательщики – не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем постановки на регистрационный учет.

При изменении налоговых обязательств в течение налогового периода – не позднее 15 февраля, 15 мая, 15 августа и 15 ноября текущего налогового периода. Декларация по земельному налогу представляется плательщиками – юридическими лицами в налоговый орган по местонахождению объектов обложения не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Окончательный расчет и уплата налога в срок не позднее 10 дней после наступления срока представления декларации за налоговый период. Исчисление земельного налога, подлежащего уплате физическими лицами, производится налоговыми органами исходя из соответствующих ставок налога и налоговой базы в срок не позднее 1 августа. Уплата в бюджет - не позднее 1 октября текущего года.

5. Налоговая политика: типы, цели и задачи

Налоговая политика - совокупность мер по установлению новых и отмене действующих налогов и других обязательных платежей в бюджет, изменению ставок, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы по налогам и другим обязательным платежам в бюджет в целях обеспечения финансовых потребностей государства на основе соблюдения баланса экономических интересов государства и налогоплательщиков. Налоговая политика определяет объем и структуру расходов государственного бюджета, затем - уточняет и устанавливает налоги, их ставки и льготы, вводит новые платежи, отменяет старые.

Можно выделить три типа налоговой политики.
Первый тип - политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.
Второй тип - политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.
Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.
При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для Казахстана характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

задачи:
экономические - обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;
социальные - перераспределение НД в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;
фискальные - повышение доходов государства;
международные - укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: