Организация взимания налогов

Организация налогообложения сводится к построению и функционированию налогового механизма, включающего формы налоговых отношений, то есть конкретные наименования видов налогов, а также порядок и методы их применения, способы действия. В налоговом механизме применяется специальный инструментарий (см. схему 12.1) из взаимосвязанных элементов.

К элементам налогообложения относятся: субъект, носитель, источник налога, единица обложения, налоговая ставка, квота, налоговый оклад, налоговые льготы, сроки и порядок уплаты, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, контроль за уплатой налогов, санкции за нарушение налогового законодательства.

Субъект налога (налогоплательщик) - это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.

Носители налогов - физические лица, конечные налогоплательщики, на которых падает фактическое налоговое бремя, то есть граждане государства.

Объект налога - доход, имущество, вид деятельности, оказание услуг, денежные операции, предметы (товарно-материальные ценности), которые являются основой налогообложения (с которых исчисляется налог). Объектом обложения является также передача имущества, пользование природными ресурсами, добавленная стоимость продукции, работ и услуг, хозяйственный оборот и.т.д.

Номенклатура налогов (их виды и перечень) берет свое начало от объектов обложения. Источником налога является доход, из которого уплачивается налог; по некоторым налогам (например налог на прибыль) объект и источники совпадают; в некоторых случаях источником налога может быть часть имущества, которую продает плательщик, чтобы выплатить налог.

В налоговом законодательстве Казахстана разделены понятия объект налогообложения и объект, связанный с налогообложением. При этом выделено понятие «налоговая база», которая представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и объекта, связанного с налогообложением.

Единица обложения - единица измерения объекта налога, установленная для счета (1 тенге, 1 гектар, 1 метр, единица измерения товара и др.)

Налоговая ставка - это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы; она характеризует норму налогового обложения, выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, называется налоговой квотой.

По методу построения ставки налогов бывают твердые и процентные.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме к единице обложения, независимо от размеров доходов (применяются при обложении реальными налогами -земельным, имущественным).

Процентные ставки бывают трех видов: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональные ставки устанавливаются в виде единого процента независимо от размера объекта налога; прогрессивные - в виде шкалы, по которой процент изъятия растет по мере роста дохода или имущества.

Имеется два вида прогрессии - простая и сложная; при простой прогрессии ставка налога возрастает по мере увеличения дохода или стоимости имущества; при сложной - доход делится на части, для каждой из которой устанавливается повышающаяся налоговая ставка. Причем при сложной ступенчатой шкале ставки устанавливаются для каждой последующей суммы ступени доходов (например, с дохода до 1000 денежных единиц ставка установлена в 10%, с 1001 до 2000 - 15% и т.д.); в этом случае налог увеличивается в большей степени, чем доход, что приводит к неравномерности в обложении. При сложной скользящей шкале ставок достигается более плавное возрастание налога по мере увеличения дохода: в каждой части дохода устанавливается ставка в проценте и абсолютной сумме.

Недостатком прогрессивного налога является то, что он оказывает отрицательное воздействие на экономическую и трудовую деятельность: чем выше прогрессия обложения, тем слабее дифференциация в располагаемых доходах субъектов обложения, но тем ниже эффективность экономики.

Регрессивные ставки понижаются по мере увеличения объекта обложения или, наоборот, увеличиваются при уменьшении объекта (например при уменьшении фонда заработной платы: чем меньше этот фонд, тем больше налог, или чем больше фонд, тем меньше налог, тем самым поддерживается приемлемый уровень средней заработной платы). Регрессивная ставка применяется, например, в США при доходе, превышающем пороговый уровень благосостояния. Это связано с тем, что лица с таким доходом считаются богатыми и платят за такие блага, как медицинское, страховое и другое обслуживание, которые бедным предоставляются бесплатно.

В условиях рыночной экономики те или иные ставки и используются с учетом платежеспособности налогоплательщиков и обеспечения общегосударственных потребностей. Ставки устанавливаются законодательным путем и могут корректироваться при утверждении государственного бюджета на каждый год.

Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.

Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов плательщиков в соответствии с законодательством. К налоговым льготам относятся:

необлагаемый минимум - наименьшая часть объекта налога, полностью освобождаемая от обложения;

скидки с исчисленной суммы дохода (на иждивенцев, инвалидов - по подоходному налогу с населения; суммы затрат на капитальные вложения, содержание социальных объектов, природоохранные мероприятия, по налогу на прибыль и т.д.);

суммы, не включаемые в состав облагаемого дохода (например суммы выходных пособий при увольнении, компенсационных выплат по подоходному налогу с населения);

понижение ставки налога для отдельных субъектов обложения и категорий плательщиков.

К налоговым льготам относятся также отсрочка уплаты налогов и списание недоимок по налогу.

Льготный период - время, в течение которого действуют установленные законом льготы по налогам.

Период обложения (налоговый период) - период времени, по окончании которого определяется база и исчисляется сумма налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов регулируются налоговым законодательством, органов власти и управления.

Контроль за правильностью взимания налогов и других обязательных платежей осуществляется государственной налоговой службой по месту нахождения плательщиков или по месту их деятельности. Задачи, компетенция, порядок деятельности налоговых органов и их должностных лиц, ответственность за нарушение прав и интересов плательщиков определяются законодательством государства.

К налогоплательщикам, нарушающим налоговое законодательство, применяются санкции в виде взысканий сумм, скрытых ими, заниженных доходов; штрафов в долевом или кратком размере в зависимости от тяжести нарушения; пени за просрочку платежей в бюджет.

Функции системы налогообложения - это, прежде всего теоретическое предназначение налога как такового: обеспечивать доходы государства без ущерба развитию бизнеса. Но теоретическое определение функций еще не означает, что именно в данном направлении действует принятая законом налоговая система.

Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой в каждой конкретной стране, задает не только наука, но и практика. Жизнь уже много раз доказывала, что можно продекларировать прогрессивные научные положения, но для их реализации на практике не создавать никаких условий или даже игнорировать рекомендации науки. Практика не мыслима без теории. Теория - это комплекс идей, который истолковывает глубинные основы, первопричины процессов или явлений, постоянно сопровождающих развитие человечества в той или иной сфере бытия. Наука существует, чтобы познать, практика - чтобы на основе познанного совершенствоваться.

В экономической литературе функции обычно рассматриваются по отношению к налогу как таковому. Данная трактовка, по нашему мнению, некорректна с методологических позиций, т.к. налог как экономическая категория - это теоретическая субстанция, вырабатываемая сознанием для представления о движении перераспределяемой стоимости при формировании фонда общегосударственных ресурсов. Экономическая категория как таковая не выполняет определенных функций. В ней заложен экономический потенциал, т.е. общественное предназначение - выражать ту или иную совокупность воспроизводственных отношений. Теоретический потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой и свойственны определенные функции.

В экономической литературе вопрос о функциях налогообложения дискуссионен.

Так, Д.Г. Черник считает, что налогам присущи распределительная, контрольная, фискальная функции. Помимо их он также выделяет стимулирующую подфункцию, подфункцию воспроизводственного назначения.

По мнению Б.Г. Болдырева налоги выполняют две функции: фискальную и экономическую.

Карагусова Г.Д. придерживается мнения, что налоги выполняют фискальную, регулирующую, стимулирующую, ограничительную, контрольно-учетную функции.

Булатов А.С. считает, что налоги выполняют три функции: фискальную, социальную, регулирующую.

Ильясов К.К., Зейнельгабдин А.Б., Ермекбаева Б.Ж. придерживаются мнения, что налогам присущи: регулирующая, фискальная, перераспределительная функции.

Теперь проанализируем сами функции. На наш взгляд, налоги не выполняют экономическую функцию. Формы ее проявления (виды законодательно существующих налогов, условия их действия) раскрываются в экономической среде, ее роль тоже определяется экономическими результатами. Конечные цели налогообложения - обеспечить социально-экономические функции государства, при этом не ущемляя корпоративного и личного интересов. Поэтому, наделение налогов экономической функцией есть простая тавтология его внутреннего содержания.

Налогообложение несет в себе регулирующее действие с конечным эффектом экономического стимула. На наш взгляд, стимулирующее начало заложено в главной функции налогов - фискальной, т.к. доходы бюджетов разных уровней, формируясь налогами предназначены для развития непроизводственной сферы: науки, культуры, здравоохранения и др. Целенаправленное использование бюджетных средств стимулирует общественный прогресс. Но это стимулирование осуществляется опосредствовано и часто проявляется через многие годы. Только в производстве создаются финансовые ресурсы для развития всех сфер непроизводственной деятельности.

Применение же в налогообложении санкций, поощрений представляет собой регулирующую функцию налогообложения.

Базовую основу функционального проявления системы налогообложения составляют функции финансов как всеобщей экономической категории: распределительная и контрольная.

Мы поддерживаем точку зрения авторов учебного пособия "Налоги и налогообложение" Ильясова К., Зейнельгабдина А., ЕрмекбаевоЙ Б., что налогам присуща перераспределительная функция.

Масштабы действия этой функции определяются долей налогов в валовом национальном продукте; она оказывает степень огосударствления национального дохода. Доля налогов в ВВП в Казахстане имела тенденцию к снижению до 1997 г., а затем она увеличивается. Посредством фискальной функции удовлетворяются общенациональные необходимые потребности.

Через регулирующую функцию налогов создаются специальные механизмы, которые обеспечивают баланс корпоративных, личных, общегосударственных экономических интересов.

Конечная цель налогового регулирования - обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса и, тем самым, способствовать росту денежных средств.

Как пишет Идрисова Э.К.: "Налоги осуществляют воздействие особыми, присущими только им способами. Повышая налоговые ставки, сужая льготы, государство может ограничивать те или иные виды деятельности, уменьшая возможность развития ненужных, неприоритетных производств...".

Далее она отмечает, что "...налоговое регулирование на практике сводится, с одной стороны, к изменению условий воспроизаодства посредством воздействия на совокупный спрос (макроуровень), а с другой стороны связано со стимулирующим воздействием на плательщика (микроуровень)".

Регулирующая функция на практике реализуется через использование различных инструментов налога: объект, субъект, ставки, льготы, порядок и сроки уплаты.

Налоговые регуляторы весьма действенны и способны обеспечить необходимый результат во взаимодействии с другими экономическими рычагами.

Совокупность функциональных действий системы налогообложения определяется как налоговый механизм, элементы которого; планирование, регулирование и контроль - полностью предопределены функциями всей системы в целом.

Функциональное предназначение налогов в целом должно распространяться на все его практические формы. Но выбор конкретных видов налогов, условий управления ими при разработке налоговой концепции должен быть сориентирован на главную цель - равномерное распространение фискальной и регулирующей нагрузки между налогоплательщиками и регионами. Говоря другими словами, необходимо, чтобы между группами прямых и косвенных налогов было установлено по возможности максимальное равновесие. Косвенные налоги, как известно, преследуют чисто фискальные цели, а прямые - регулирующие цели.

Функционирование каждого налога должно быть организовано через конкретный порядок исчисления и уплаты так, чтобы существовало относительное равновесие фискальной и регулирующей налоговых Функций, которое достигается установлением оптимального соотношения прямых и косвенных налогов.

Фискальная и регулирующая функции налогов находятся в противоречивом единстве. Фискальная функция приводит к регулирующей, составляя объективные предпосылки для последней. С другой стороны, использование налогов в качестве инструмента - регулятора ведет либо к ускорению темпов экономического роста, повышает уровень доходности и накоплений групп населения, секторов хозяйств, и, в конечном итоге, - расширяет базу фискальной функции, либо действует в прямо противоположном направлении.

Учение о налогах – это составная часть финансовой науки, изучающей производственные отношения людей в их единстве и взаимодействии с производительными силами и надстройкой. Из всего многообразия производственных отношений, охватывающих производство, распределение, обмен и потребление, распределительные отношения определяют финансовые, из которых выделяют налоговые. Налоги являются исходной категорией финансов.

Налоги - это обязательные платежи, устанавливаемые государством, взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.

Экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть национального дохода, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач. Участвуя в перераспределении национального дохода, налоговые отношения подчинены производственным, т.е. налоги являются экономической категорией. Часть национального дохода, мобилизованная принудительно в форме налогов, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения имеет при этом одностороннее движение стоимости от налогоплательщика к государству без эквивалентного обмена (отсутствует купля-продажа).

По своей природе финансовая категория налогов носит объективный характер, отражает действительные финансовые отношения, которые существуют в обществе.

Налоги имеют двойственный характер: выступают специфической формой производственных отношений (общественное содержание) и являются частью стоимости национального дохода в денежной форме (материальное содержание).

Налоги характеризуют следующие признаки:

12. Это всегда установление государства.

13. Налог- это одностороннее установление государства, т.е. не требует согласования с налогоплательщиком.

14. Налог- это всегда денежный платеж.

15. Налог- это всегда принудительные взимания денег.

16. Налог – это правомерное изъятие денег.

17. Налог – это обязательный платеж.

18. Налог- это безвозвратное взимание денег.

19. Налог- это безэквивалентный платеж.

20. Налог - порождает стабильные денежные обязательства.

21. Налог - законно установленный платеж.

22. Налог - всегда идет в доход государства,

Экономическое содержание налогов проявляется в их функциях.

Налогам присущи распределительная, контрольная, фискальная и регулирующая функции.

Налоги используются государством в качестве экономического рычага, регулятора экономики и становятся обязательными платежами, взимаемыми в соответствии с законами в определенных размерах и установленных сроках.

Сегодня налоги должны реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию малого и среднего бизнеса и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев населения.

Налоги играют большую роль в экономике.

Налог – это сложное образование, имеющее определенную внутреннюю структуру, состоящую из определенных элементов.

К элементам налогов и налогообложения относятся: субъект, объект, ставка, льгота, порядок исчисления и уплаты, санкции за нарушение налогового законодательства.

Субъект налога – (налогоплательщик) – это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Носитель налога – это лицо, которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге, то есть по завершению процессов переложения налога. Объект налога - доход, имущество, вид деятельности, земля, заработная плата, капитал и др., которые являются основой налогообложения (с которых исчисляется налог). Единица обложения – единица измерения объекта налога, установленная для счета: 1 денежная единица (тенге или др.), 1 га, единица измерения товара и т.д.

Налоговая ставка - это величина налога на единицу обложения, она характеризует норму налогового обложения. Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.

По методу построения ставки бывают твердые и процентные. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме к единице обложения, независимо от размеров доходов (применяются при обложении реальными налогами – земельным, имущественным).

Процентные ставки подразделяются на - пропорциональные, регрессивные, прогрессивные.

Регрессивные ставки понижаются по мере увеличения объекта обложения или, наоборот, увеличиваются при уменьшении объекта.

Прогрессивные ставки устанавливаются в виде шкалы, по которой процент изъятия растет по мере роста дохода или имущества.

Пропорциональные - устанавливаются в виде единого процента независимо от размера объекта налога.

Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов плательщиков в соответствии с законодательством. Необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта налога, полностью освобождаемая от обложения. Льготный период – это время, в течение которого действует установленная законом льгота по налогам.

Период обложения (налоговый период) – время, за которое производится обложение налогом или сбором. Например, по корпоративному подоходному налогу предусмотрена уплата налога авансовыми платежами.

Налоговые каникулы – время, на которое субъект освобождается от налогообложения.

Порядок уплаты налога – установленные налоговым законодательством правила, в соответствии с которыми должен осуществляться переход предмета налогового платежа от налогоплательщика к государству.

Принципы (от латинского слова principium – основа, первоначало) – это начало чего-либо.

Экономические принципы налогообложения впервые были сформулированы в 1776 г. А. Смитом в работе "Исследование о природе и причинах богатства народов".

А. Смит выделил следующие принципы:

- принцип хозяйственной независимости и свобода налогоплательщика,

- принцип справедливости,

- принцип определенности,

- принцип удобности,

- принцип экономии,

Весь комплекс принципиальных установок для системы налогообложения можно разграничить на две подсистемы:

- Классические принципы. Они как бы идеализируют налогообложение. Если налоговая система строится на их основе использования, то ее можно считать оптимальной.

- Организационно-экономические принципы. На их основе создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому режиму и возможностям экономического базиса, сложившимся социальным условиям развития.

Способы уплаты налогов:

- декларационный;

- у источника выплаты;

- кадастровый;

- упрощенный режим налогообложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: