Вопрос 9.5. Регулирование тарифов транспортных услуг

Цель государственного регулирования рынка транспортных услуг состоит в обеспечении эффективных экономических условий для функционирования отдельных видов транспорта. Имеется как мировая, так и белорусская практика регулирования и дерегулирования железнодорожного транспорта, авиационного транспорта и др. Накопленный опыт свидетельствует, что важно иметь рациональное сочетание прямого регулирования через определение тарифов и воздействие на институциональную структуру вида транспорта.

Основной причиной регулирования рынка транспортных услуг является воз­можность монополизации рынка, что связано с действием фактора экономии от масштаба производства. Данный фактор проявляется у так называемых «есте­ственных» монополий — железной дороги, на трубопроводном транспорте.

Исторически сложилось так, что собственники железной дороги были также собственниками поездов, локомотивов. Железная дорога превратилась в интегрированное монопольное предприятие.

Регулирование на железной дороге осуществляется на основе правовых актов, рег­ламентирующих безопасность железнодорожного транспорта, правил движения, устава, правил перевозок опасных грузов, стандартов по экологической безопасно­сти.

Р егулирование рынка транспортных услуг проводится лицензированием фирм, установлением квот, разрешений на международные перевозки, ограничением числа компаний, размеров парка. Налоги, тарифы, штрафные санкции, оплата дополни­тельных операций, кредитов, дотаций — мощные инструменты регулирования рын­ка транспортных услуг.

В соответствии с законодательством тарифы на перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом во внутриреспубликанском сообщении регулируются Министерством экономики, в международном сообщении - в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

Учитывая финансовое положение отдельных отраслей и организаций и социальную значимость пассажирских железнодорожных перевозок, тарифы на внутриреспубликанские перевозки грузов и пассажиров установлены на уровне, который не возмещает затраты на их оказание. Убытки от внутриреспубликанских перевозок грузов и пассажиров железнодорожным транспортом возмещаются за счет прибыли Белорусской железной дороги, получаемой от международных перевозок грузов.

Совершенствование тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом будет направлено на сближение уровня тарифов во внутриреспубликанском сообщении с уровнем тарифов в международном сообщении путем поэтапного повышения и индексации внутриреспубликанских тарифов с одновременным и адекватным снижением тарифов на международные перевозки.

Это позволит обеспечить эффективную работу Белорусской железной дороги и повысить конкурентоспособность отечественной продукции на зарубежных рынках. Предстоит осуществить поэтапное сокращение и ликвидацию перекрестного субсидирования внутриреспубликанских перевозок пассажиров.

Тарифы на перевозки пассажиров городским транспортом общего пользования и пригородным автомобильным регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Министерством экономики, на междугородные перевозки автомобильным транспортом - Министерством экономики. Тарифы на перевозки пассажиров городским транспортом общего пользования и пригородным автомобильным формируются из расчета возмещения определенной части затрат организаций пассажирского транспорта, не покрываемых другими источниками, в том числе субсидиями из местных бюджетов, размер которых устанавливается в соответствии с расчетами к бюджету на очередной финансовый (бюджетный) год.

Для сокращения бюджетных субсидий предполагается осуществлять поэтапное упорядочение тарифов на указанные услуги одновременно с проведением комплекса мер по снижению себестоимости перевозок, уменьшению числа льготных категорий пассажиров, усилению контроля за полнотой поступления выручки за проезд, повышению доходов населения и адресной поддержкой малообеспеченных слоев населения.

Совершенствование тарифов на междугородные автомобильные перевозки пассажиров будет направлено на обеспечение оптимального соотношения стоимости проезда на различных видах транспорта.

Тарифы на перевозки грузов автомобильным транспортом органами государственного управления не регулируются, а самостоятельно определяются субъектами хозяйствования с учетом конъюнктуры рынка в соответствии с Положением о порядке формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: